лс143 Пушкин в конкурентной среде сочинителей
Вяземскому в 1824 из ссылки с физиологической скабрезностью: «Кстати о стихах: сегодня кончил я поэму «Цыгане»…Не знаю, что о ней сказать. Она покамест мне опротивела, только что кончил и не успел обмыть запревшие яйца». АСП обеспечивал себе доход от «торговли стишистой» (его термин) часто мучительным для него трудом до запрелости золотоносных яиц в мошонке из шагреневой кожи… И еще тому же Петру Вяземскому в пору их доверительной переписки: «На конченную свою поэму я смотрю, как сапожник на пару своих сапог: продаю с барышом». А брату Левушке еще откровеннее: «Зачем ты пел? На сей вопрос Ламартина отвечаю – я пел, как булочник печет, портной шьет, Козлов пишет, лекарь морит – за деньги, за деньги, за деньги …– таков я в наготе моего цинизма».
Маяковский – наследник в 1922:
Я знаю точно — что такое поэзия ‹...›
Внимание!
Начинаю.
Аксиома:
Все люди имеют шею.
Задача:
Как поэту пользоваться ею?
Решение:
Сущность поэзии в том,
чтоб шею сильнее завинтить винтом.»
Парнас – АСП и Катенин
В мастерских цеха Парнас АСП разошелся со всеми и реализовал свою же формулу «ты – Царь, живи один» и гордо пил из Кастальского источника один. Взрослея, он отошел по существу профессии от Батюшкова, Языкова, Вяземского, Боратынского, Катенина. В 1828 г Павел Катенин заклеймил АСН в своей Старой Были как царедворца. В 1830 АСП пригласил его к работе в Литгазете, а в 1832 помог в издании Стихотворений и переводов Катенина. Мастерство цеха АСП уважал, хоть и был злопамятен.
П;валъ я о витязяхъ см;лыхъ въ бояхъ:
"Давно ихъ зарыли въ могилы;
"П;валъ о любови и радостныхъ дняхъ:
"Теперь не разбудишь Всемилы;
"A п;ть о великихъ Царяхъ и Князьяхъ
"Ума не достанетъ ни силы," --
У Катенина рускiй певецъ отказывается вступить на пиру кн. Влядимира с греком лишь бы не петь о великих князьях и царях… намекая на поэтические и застольные хвалы АСП в адрес власти монарха
Автобиографизм
АСП не столько «поэт с биографией» сколько поэт со своей биографией или поэт своей биографии. Важно: Душа в заветной лире = Душа его в заветной лире. Заветной – «в смысле запретной, потаенной, скрытой» от непосвященных и недопущенных к переходу от личной биографии к поэтическим текстам о ней. Причем, НВН душил не единожды: Души прекрасные порывы и Душа в заветной лире
К Чаадаеву
…
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
И
Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
…
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит
Парнас - тронный зал и интронизация
В торговой книжной лавке Смирдина АСП был коронован в 1832: он стал первым поэтом в законе. Но каждый в тронном зале Русского Парнаса имел свой стул за королевским столом и АСп был El Principe = первым среди равных. Книжная лавка и библиотека Смирдина стали настоящим литературным клубом. Здесь собирались писатели и любители литературы, обсуждались литературные новости, велись жаркие споры.
Смирдин решил торжественно отпраздновать 19 февраля 1832 года новоселье своего магазина и библиотеки и объединить за праздничным столом виднейших литераторов столицы. Собралось около пятидесяти человек. Стол накрыли в большом зале второго этажа. Пушкин сел рядом с Крыловым. С другой стороны от Крылова сидел Жуковский. Напротив Пушкина оказались Булгарин и Греч – издатели «Северной пчелы». После обеда собравшиеся литераторы решили общими усилиями составить альманах «Новоселье А.Ф. Смирдина». Интронизация при жизни АСП не производилась. АСп никогда не посягнул на вершины, взятые Дмитриевым И.И. в баснях, Жуковским в балладах, Боратынским в элигиях. Однако, что мы видим на картине и рисунке Брюлло?
Мы видим:
1) АСП не сел рядом с Крыловым… Крылов сидит во главе стола как председатель сходки, собора или собрания и АСП совсем даже не рядом –
2) рядом по одну руку с Иваном Андреевичем кто-то похожий на Шаховского, а по другую – вероятно Вяземский произносит тост
Вот заметка в Северной Пчеле от 02.1832: торжественное открытие магазина и библиотеки состоялось 19 февраля 1832 г. В большом зале перед массивными шкафами, заполненными красивыми фолиантами, накрыли обеденный стол. Собралось около ста гостей. Потом "Северная пчела" обнародовала их фамилии со своим комментарием: "Любопытно и забавно было видеть здесь представителей веков минувших, истекающего и наступающего; видеть журнальных противников, выражающих друг другу чувства уважения и приязни, критиков и раскритикованных..." На председательском месте - библиотекарь и баснописец Крылов, рядом - Жуковский и Пушкин, с другой стороны - Греч и Гоголь, чуть в стороне - смиренно склонивший голову Смирдин. Так запечатлел их художник А. П. Брюллов на эскизе титульного листа альманаха "Новоселье" (1832-1833). см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/348/ (Наука и жизнь, ПО СЛЕДАМ КНИГОИЗДАТЕЛЯ СМИРДИНА). На этом рис. Брюллова ничего не разобрать, но в дальнем конце кажется кто-то обнимает похожего на Пушкина и толи произносит в его честь тост, то ли приглашает его присоединиться к оде…в честь вероятно новоселья Смирдина. Что у Жуковского (рядом с КИА) могла быть такая богемная прическа…ни видел ее ни на одном его портрете. Но иного описания нет. У Жуковского с юности были залысины, в 1820 они превратились в большую безволосую тектуру, а к 1830 он явно облысел:
1820 1822 1838 1840 1850
Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были. В.Жуковский.
И кому верить?
Парнас – короли жанров
Завоевание титула основателя нового лит. русского языка Пушкину приготовили – Дмитриев И.И., Жуковский, Батюшков. Первый – король русской басни, Жук – король жанра баллады и меланхолии, Боратынский – король русской элегии. Дмитриев и Батюшков дали сам новый язык. В. Г. Белинский, говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, указывал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».
Свидетельство о публикации №222042901283