Зарисовки Среднего Урала

В детстве я зачитывалась сказками Бажова. «Малахитовая шкатулка» была моей любимой. Из всех книжных героев Медной горы хозяйка мне нравилась больше всего – как бы сказали сейчас, сильная и независимая женщина, обеспечивающая себя сама. Да еще и красивая. А описания природы Урала и разноцветных камней, которые там добываются, всегда меня манили своей необычность. И вот наконец я смогла добраться до самого уральского сердца – Екатеринбурга и Каменска-Уральского.
 
1. Екатеринбург
Аэропорт «Кольцово» сразу же произвел на меня впечатление – таких одновременно больших и уютных аэроворот я нигде не встречала. По аэропорту можно многое сказать о городе, и «Кольцово» свою задачу выполняет на отлично. Свой первый день решаю провести в Екатеринбурге, чтобы хоть краем глаза посмотреть этот славный город. Поэтому, решаю отправиться в центр. Вариантов три: такси, электричка и автобус. В первый раз в жизни добираюсь от аэропорта на маршрутке – «Пазик» стоит прямо напротив выхода. Уже через пол часа ожидания отъезда начинаю жалеть о своем выборе. Но наконец водитель решает, что тянуть больше нельзя и отъезжает.
 
До центра города ехать минут 30. Утренний Екатеринбург, можно сказать, почти морозен. В 6 утра народу на улицах мало, но уже начинают появляться первые люди, спешащие на работу. Красивым город назвать сложно – постройки хаотичные, смешение стилей, но преобладает советчина. В центре много сталинских зданий – это красиво, но чересчур монументально. Конечно, отправляюсь смотреть Храм на крови, построенный в начале нулевых на месте утраченного Ипатьевского дома – здания, где расстреляли царскую семью. Красивый, но не впечатляющий. Рядом расположен Литературный квартал, где, в том числе, притаился маленький домик Мамина-Сибиряка. По другую сторону Исети (ударение на Е) виднеется Ельцин-центр. К сожалению, внутрь этого оплота либерализма, как его сейчас называют, я не попала. Будет повод посетить город еще раз.
Но основной интерес у меня вызывают, конечно же, Музей природы Урала и Музей камнерезного и ювелирного искусства. В первом хранится скелет огромного мамонта (правда после Омска меня этим уже не удивишь), а вот второй – это чудо. Шикарные работы из камня – украшения, вазы, предметы интерьера… Необычайной красоты вещи.

Целые витрины посвящены малахиту. К сожалении, месторождения этого камня на Урале были исчерпаны 3 года назад, о чем я узнала случайно. Сейчас весь малахит – африканский. Но в музее хранятся образцы достаточно старые, что повышает их привлекательность в моих глазах. Второй по узнаваемости уральский камень – змеевик или серпентин. Он тоже зеленый, но не такого оттенка. Используется в основном для поделок, но бывают и украшения из него. Его пока что в недрах страны вдоволь, и это радует, потому что камень очень красивый. Пожалуй, за все мои поездки – музей Камнерезного искусства один из самых интересных. Что еще радует, так это цены на билеты. Варьируются они от 200 до 300 рублей. Для города-миллионника это очень даже недорого.
 
Если говорить в целом, Екатеринбург меня не зацепил. К сожалению, у меня было мало времени для его осмотра, возможно, если бы было больше, я бы стала к нему более благосклонна. Но даже по той половине дня, что я там была, заметно, что город комфортный и стремящийся к развитию. В том числе, и в направлении свободы для каждого человека.
 
2. Каменск-Уральский
Конечной целью моей поездки был соседний с Екатеринбургом небольшой город Каменск-Уральский. Он находится в 100 километрах к востоку, и ехать туда по железной дороге около 2 часов, но на «Ласточке», которая ходит 2 раза в день, всего час тридцать. Изначально я не планировала ехать на семинар, ради которого эта поездка и затевалась. Но увидев фото Каменска, я передумала. Жить эти три дня я решила в санатории, расположенном на окраине, почти в самом лесу, поэтому возлагала на поездку большие надежды.
 
Прибытие.
В окне новенькой «Ласточки» мелькают деревушки. Маленькие, убогие, серые. Типичная русская деревня – одновременно отталкивающая и такая родная. Больших населенных пунктов до самого Каменска нет. Особой красоты природы я тоже не замечаю. Лес как лес. Березы с одной стороны, хвойные с другой. Перед Каменском «Ласточка» останавливается в пункте «Соцгород» – это уже черта города, но еще не центр. И тут я понимаю, что такое находиться в глубинке… Сероватая апрельская погода словно специально создает унылый фон для полуразрушенных частных домов, прореженных хрущевками. Пытаясь смириться с реальностью, прибываю на вокзал Каменска. Здание чем-то напоминает вокзал Выборга, но выглядит ухоженнее. Внутри РЖД постарались на славу – отличный ремонт, залы ожидания. Сюда приходят не только электрички, но и поезда – в Новый Уренгой, Курган, Челябинск.
 
Наученная опытом Омска, вызываю такси «эконом». Через несколько минут ко мне подъезжает Лада 21114. Уже издалека понимаю, что поездка будет незабываемой. Дверь мне помогает открыть водитель изнутри. Это неудивительно – торчащий вместо блокиратора двери шуруп видимо выполняет свою функцию добросовестно. Музыка из задних колонок оглушает меня голосом российской попсы третьего эшелона. Из кондиционера под названием открытые окна в лицо летит песок. Просить закрыть не решаюсь – я пока еще плохо знакома с местными, а чемпионский пояс по боксу забыла получить, поэтому выбираю путь смирения. По ровному асфальту (!!) каменских улиц лихая «Лада» уносит меня все ближе к частному сектору. Тут меня охватывает дичайшая тоска, к горлу подкатывает комок, в голове крутится только одна мысль «зачем было ехать в такую дыру?».

Частный сектор производит очень гнетущее впечатление. Ветхие дома с ужасным беспорядком, пыльные песчаные улицы. Первое впечатление – нищета. Приглядевшись пристальнее, замечаю неплохие машины. Понимаю – не нищета, а разруха. Да, та самая, которая в головах.
 
Частный сектор остается позади, а дорога уводит нас в лес. Он красивый – хвойный. Водитель высаживает меня перед шлагбаумом и, ревя музыкой, уносится обратно.
 
Санаторий.
Красивое ветхое розовое здание посреди соснового леса – главный корпус. Вход встречает меня оранжереей, такой же ветхой, как и само здание. Но что-то в ней есть… Оплатив номер, поднимаюсь по обветшавшей лестнице с колоннами. На втором этаже открыта балконная дверь на оранжерею. Коридор ужасен. Обшарпанные стены, страшные двери с щелями толщиной в палец. Правда мой номер отремонтирован. Он большой трехкомнатный, даже есть джакузи. Правда крана в ней нет – только душ.
 
Заселившись, решаю прогуляться по территории. Выхожу на берег Исети, и понимаю: вот то, за чем я ехала на Урал. Без преувеличения, это одно из самых красивых мест, которые я видела. Величественные скалы причудливых форм – Каменные ворота, Филин, Три пещеры… Мощная уже оттаявшая река. Маленький город, виднеющийся на другом берегу, и красивейшая церковь, возвышающаяся над ним… Это самый русский пейзаж, который только можно представить. Тишина и пение птиц, поросшие мхом каменные дорожки санатория. Вспоминаю, на что он похож – в детстве в первой части «Сибири» (для тех, кто зуммеры – это такая старая компьютерная игра) был заброшенный санаторий на курорте Аралабад. Здесь чувствуется та же атмосфера отжившей красоты. Вечером я прихожу сюда снова – писать текст для семинара. Тихо сижу на скамейке. Шорох. У кормушки прыгает большая пушистая белка. Она крупнее тех, которых мы привыкли видеть. Меня совсем не боится.
 
Город
Каменск-Уральский – небольшой. Около 130 000 человек. Основан в 1701 году Петром I, который повелел добывать в местности железную руду для разбитой в битве при Нарве артиллерии. К сожалению, от того периода в городе осталось мало – пара зданий ( в одном теперь Краеведческий музей), церковь и затерявшиеся в разверзнувшем свою ненасытную пасть частном секторе маленькие старинные домики. 99% Каменска – советская позднего периода. Что удивило, так это качество «хрущевок». Они все ухоженные, незаметно подремонтированные. Совершенно непохожие на наше облезлое жилье. В городе чисто, приятно находиться. Активно работает департамент туризма – Каменск единственный город, в котором нам подарили книгу об истории в специально изготовленной для нашего семинара сумке. Это произвело на меня очень хорошее впечатление, потому что очень радостно видеть людей, продвигающих туризм в стране.
 
Видно, что многие люди, которые хотят чего-то добиться, стараются отсюда уехать. Поэтому остаются те, кому хорошо и так. Накладывает отпечаток специализация города – здесь много заводов и мало возможностей для интеллектуального труда.
 
Что неприятно, так это неразвитый общепит. В одном с трудом найденном мной ресторане еду я дожидалась полтора часа, при этом трудности в диалоге с официантом преследовали меня повсюду – спустя 20 минут после заказа он попросил меня ткнуть пальцем в блюдо, ибо кухня не поняла, что готовить. Затем на мой вопрос, возможно ли сделать пиццу на тонком тесте, ответил утвердительно, но пиццу мне сделали на традиционном. Ну и наконец обещал принести воду с газом, но оказалось, что воды в заведении нет вообще…
Однако несмотря на все это, от уральцев я не слышала недовольства. Даже про маленькие зарплаты мне не сказали ни разу. Я могу это объяснить разве что тем, что в регионе развита промышленность, что влечет за собой хорошие зарплаты. Ну или людям хватает и того, что есть. В конце концов, здесь нет даже развитого общепита- куда деньги тратить…
 
Каменск и Екатеринбург – это Средний Урал, и люди тут очень своеобразные. Я бы не назвала их приветливыми (как оренбуржцев) или теплыми (как омичей). Но есть в них какое-то суровое очарование. Как и во всем Урале – промышленном, живом и таком непоколебимо спокойном. Типично бажовском Урале, который словно гора живет уже тысячи лет, одаривая нас сокровищами Медной горы.


Рецензии