Парабола

" … – Учитель я всегда буду рядом с тобой,
меня не остановят трудности.
Ничто меня не заставит предать Тебя…
– Истинно, говорю я тебе,
не пропоет ранняя птица единожды,
ты трижды отречешься от меня…"



Он отличался от других учителей, увлекающаяся натура. Ученики этим часто пользовались.
Лучший школьный приколист Саша Петров подмигнул дружкам: «Сейчас будет концерт». Он откуда-то вычитал аксиому Евклида. Подошел к учителю:
- Александр Кузьмич, я не могу доказать пятый постулат Евклида.
Учителя звали Парабола. Он был невысок, коренаст, с широкоскулым лицом. Длинные волосы по-мальчишески зачесывал вперед. Тот же всезнающий Петров объяснял ребятам: «Прячет свою лысину».
- Пятый постулат! – воскликнул учитель обрадовано,-Первым пытался его доказать Евклид. Был такой ученый в Древней Греции. И ему это не удалось. Да, вы правы, юноша, и ему тоже… – с вдохновением продолжил он.
Дети часто пользовались тем, что он возбуждался с полуоборота. И как мальчик, лишенный ласки, испытывал настоящую эйфорию от внимания учеников. В таких случаях он парил по классу.
- …Евклиду не удалось доказать, что непараллельные прямые пересекаются. Кстати, мы с вами изучаем Евклидову геометрию. Есть еще и геометрия Лобачевского! Вот он, профессор Казанского университета, и доказал это, – говорил он вдохновенно.
- Я вижу нового ученика,- отвлекся он от лекции, обратил свой напыщенный взор на меня, заворожено слушающего лекцию.
Cтранный учитель, ему было лет тридцать пять, увлек меня своей математикой. Снимал он угол в кирпичном доме у одной дородной дамы. Соседи иногда рассказывали, как Парабола ухаживал за одинокой женщиной.
Люське с мужчинами не везло. Приезжающие на уборку урожая шоферы часто захаживали к ней. И каждый раз она восклицала: «Теперь я встретила свою судьбу!». Правда, ее романы длились недолго, заканчивались с завершением уборки урожая. Но самое удивительное, Люська всегда была при ухажерах, так как в нашу немаленькую деревню кто-то обязательно приезжал.
- Вы переехали в данное село? – спросил учитель торжественно.
- Он в больнице лежал с осени. Балдел…, а мы учились, – ответил за меня мой сосед Семенов.
- Не говори так, Алеша! Больница – это серьезно… Что ж, будем работать с этим учеником дополнительно.
Дисциплины, разумеется, на его уроках не было. Чтобы держать сельский девятый класс, необходимо хладнокровие удава, а не увлекающаяся натура Параболы. Только два ученика: я и мальчик из параллельного класса Викентий Васильев были преданными и внимательными соратниками учителя математики.
Наступила весна. Снег зимой выпал щедрый, но и весна была не менее решительна и действовала так, будто намеревалась мигом избавиться от огромнейших сугробов. Школьники прыгали от одной лужи к другой, искали брод талых, быстрых речушек. И все это не мешало думам старшеклассников, куда же пойти учиться?
На следующем уроке учитель подарил мне книгу для поступающих в техникумы и вузы. Делал он это в своем стиле, со смущенной торжественностью.
- Ты пролежал почти весь учебный год в больнице, многодетная семья… готовься к экзаменам, будет непонятно - спрашивай!

***
В списке поступивших я увидел только одно имя. Все остальные расплывались до неровных линий.
Первая победа в жизни! Почти не учился, но принят. Я сдал экзамены в техникум!!!
Жаркое июньское лето. Я отправился к учителю с вестью о том, что его ученик достоин своего учителя.
После дождя лучистое солнце уже успело высушить тропинку. Ослепляющие цвета радуги манили в неизведанность. Влажная редкая трава всхлипывала, соприкасаясь с моими новыми туфлями. На перекрестке у колодца, недалеко от дома, где учитель снимал угол, стояла толпа. Я не выдержал, подошел. Зеваки с какой-то гнусной радостью наблюдали драку двух мужчин. Точнее, уже не драку…
Парабола, маленький, неуступчивый, напирал на высокого атлета. Тот, оглядываясь на сочувствующую ему толпу, с усмешкой лениво отмахивался. Учитель был испачкан глиной. Глаза неистово светились. Очевидно, он был пьян. Надвигаясь на мощного соперника, он то и дело восклицал: «Я тебя поломаю!». Это вызывало смех зрителей.
Я подошел к Саше.
- Они за Люську дерутся. Парабола пришел в костюме, с цветами к ней. Она в это время с командировочным была, - едва сдерживая возбуждение, воскликнул Петров.
Командировочный был одет в спортивное трико, обнажен до пояса. Около своего покосившего дома вертелась Люська, как обычно, чуть выпившая, горделиво выкрикивала короткие фразы в толпу.
Выпускной галстук Параболы валялся на влажной глинистой земле, куда обычно жители бросали мусор. Там же лежал его белый отстиранный платок. Я понял, почему Петров говорил, что он лыс: длинные волосы его, зачесанные вперед, отъехали вправо, открывая обнаженную часть головы. При резких поворотах драчуна они смешно шлепали его по лысине. Учитель пытался уложить волосы на привычное место, но они были непослушны. Это вызывало дружный смех!
- А - а - а! Евлампьев! Сдал экзамены? – его неистовый взгляд нашел меня. Я застеснялся, промолчал.
Мне едва удалось удержать себя, чтобы не броситься прочь, крикнув учителю в лицо: «Парабола!»
- Сдал! Я знаю,…ты умный малый, - солидно и внушительно, по-отечески проговорил учитель, - все хорошо... У меня сегодня горе, – его грустный баритон вызывал дружный смех, но он не обращал внимания на зрителей, - бывает, бывает…
Бросив своего вялого оппонента, учитель шел ко мне, ставшего для него за два последних месяца любимым учеником… Грустные маленькие глаза на широкоскулом, неправильном лице не могли скрыть боли. Волосы, в обыденной жизни, прикрывающие его открытую голову, развевались как старый, истертый снегом и дождем, выжженный солнцем атласный транспарант.
Я засмущался, спрятался в толпе, а затем, стараясь делать незаметно, отправился восвояси.
Учитель крикнул вслед – я обернулся. Слов не расслышал. Я увидел только глаза, обращенные ко мне.
Я мучительно пытался понять после, что же он хотел сказать... Спустя много лет в кино я увидел такой взгляд у Иисуса Христа, смотрящего на своего любимого ученика Петра, отрекающегося от него.
Я так никогда и не узнаю, что же крикнул учитель своему любимому ученику, предавшему его.

***
Парабола погиб следующим летом нелепо.
В клубе деревни, куда он устроился работать в очередную школу, в разгар танцев отключилось электричество, выбило автомат в общей подстанции. Первым ремонтником трансформатора был он…


Рецензии