О человеческих способностях

       "Способности — индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающиеся по различиям в динамике овладения необходимыми для такой деятельности знаниями, умениями, навыками.
Существует два противоположных объяснительных принципа, которые часто закладываются в теории способностей: а) способности преимущественно наследуются; б) способности преимущественно формируются и развиваются на протяжении индивидуальной жизни".
       "В отечественной психологии основные объяснительные принципы теории способностей были заложены в работах Б. М. Теплова и в последующем конкретизировались в многочисленных исследованиях.   
       "Выделяют три типа способностей:
       художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
       мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
       промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем".
        "В. Н. Дружинин
Теория двухуровневой структурной организации
психических способностей человека
1. Психика представляет собой процессы приобретения, преобразования, сохранения знаний, а также оперирование знаниями. Соответственно следует выделять три основные группы психических способностей.
        Способности к приобретению знаний в процессах научения — учебные способности.
Способности к применению знаний — интеллектуальные способности.
Способности к преобразованию и самостоятельному по строению знаний — творческие (креативные) способности".
        2. Каждая группа способностей имеет двухуровневую структурную организацию.
Структурные компоненты, преимущественно определяющиеся наследственностью:
        имплицитная (скрытая) обучаемость — стихийные индивидуальные формы приобретения знаний и умений;
        3. На протяжении индивидуальной жизни по мере включения в различные виды деятельностей и овладения разнообразными действиями у каждого человека на основе задатков формируется индивидуальный диапазон способностей. •
«текучий интеллект»: способности, используемые для научения чему-либо новому — процессы запоминания, индуктивное рассуждение (обобщение), восприятие пространственных отношений (максимально проявляется к концу юности);
потенциальная креативность.
Структурные компоненты, преимущественно определяющиеся влиянием внешней среды:
эксплицитная обучаемость — произвольно организованная способность к приобретению разнообразных знаний и умений;
«связанный интеллект»: способности, возникающие на основе накопления жизненного опыта и знаний — умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы, использовать разнообразные стратегии для решения задач (развивается на протяжении всей жизни человека);
актуальная креативность: общая (сензитивный период развития в 3—5 лет); специализированная (формируется в период 13—20 лет).
Деятельностный подход к анализу и объяснению способностей. Способности и задатки
1. Человеческие способности имеют общественно-исторический характер происхождения.
 Содержание и диапазон человеческих способностей изменяется вслед за изменением содержания различных видов человеческих деятельностей.
2. Биологическими предпосылками и условиями развития способностей являются задатки — морфологические (анатомические) и функциональные особенности организации мозга, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и других систем организма.
 Задатки многозначны и могут лежать в основе развития разных умений и способностей.
        Способности формируются и развиваются по мере включения субъекта в различные виды действий и деятельностей.
Способность проявляется: а) как быстрое и эффективное овладение определенным диапазоном операций и действий; б) как получение высоких результатов при реализации таких операций и действий.
Люди с различными задатками могут овладевать одинаковыми видами действий и деятельностей.
        4.Способность представляет собой обобщенное умение выполнять определенный диапазон действий, решая определенный диапазон задач. В психологическую структуру способности включается ряд функциональных компонентов:
диапазон способов ориентировочных операций, необходимых для организации и выполнения определенных действий;
диапазон способов планирования и организации действий на основе предварительной ориентировки;
диапазон исполнительных операций, обеспечивающих реализацию определенных действий".
         Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
сложные — способности к труду, учебе, общению.
Основы способностей заложены генетически — в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении.



Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности

На рис. 2 изображена горизонтальная структура способностей, представленная в виде концентрических окружностей, или колец (вид сверху на «конус способностей»). Зоны 5 и 4 представляют ядро способностей, а остальные зоны — их периферию.



Рис. 2. Горизонтальная структура способностей

Виды способностей по специализации
Способности по специализации подразделяются следующим образом:

специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;
теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;
учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Виды способностей по уровню развития
По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.
При этом всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она невозможна. Кроме того, уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Возможности человека огромны, и они могут быть безграничными, если он стремится их совершенствовать. Человеку нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели. Через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

Вся информация взята из интернета.

      


Рецензии