C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Канава и канал. Охота на слова

В Госдуме обсудили последствия вступления Финляндии в НАТО, в частности, прозвучало, что  в случае вступления Финляндии в НАТО возможен разрыв договора о Сайменском канале.

Название канала показалось очень уж знакомым. Недалеко от моего родного Кыштыма на берегу озера Увильды есть посёлок Сайма, а в Верхнем Уфалее – старый хутор Сайма. Говорили, что сайма, или шайма, обозначает топкое болотистое место. А в самом Кыштыме есть Саймановский проезд в районе городской больницы. И если улица Освобождения Урала была изначально значительно выше, то Саймановский проезд стоял в лужах и на него немало привезено грунта, чтобы убрать топи. Сейчас сквозного проезда нет, значительная часть занята территорией горбольницы, а когда-то  часть больничных корпусов выходила на Саймановский проезд. Я три года ходил через него в школу, а ещё роддом, в котором я появился, стоял на Саймановском проезде.

И это ещё не всё. Соседний город Карабаш обязан своим появлением тем, что в начале XIX века в Соймановской долине, протянувшейся почти на 6 километров у подножия хребта Карабаш, в пойме речки Сак-Элга  управляющий Кыштымскими заводами Григорий Фёдорович Зотов, получивший позднее кличку «кыштымский зверь»,  основал в 1822 году  Соймановский прииск.

Вот сколько сразу ассоциаций вызвало название канала, соединяющего Финляндию и Россию. Более 200 лет Швеция принципиально придерживается политики нейтралитета, а  Финляндия сохраняет нейтралитет с окончания Второй мировой войны. Но многие власти европейских стран под давлением США, Англии и Канады заболели фашизмом и навязывают эту свою волю нейтральным соседям.

Но ещё большее удивление вызвал перевод:  Сайменский канал по-фински -  Saimaan kanava.

Значит, КАНАЛ и КАНАВА – слова-синонимы?

Заглянул в словарь Владимира Даля.

КАНАВА ж. канавка, канавочка умалит. канавушка ласкат. канавища увелич. долгая и узкая яма, неглубокий и неширокий ров; иногда канал, рытый водяной путь.
Канавник м. место, почва под канавами; полоса земли вдоль канавы, берег ее.
Канавный, канавочный, к канаве относящ.
Канавная дорога, обрытая, большая, почтовая.
Канавная лодка, ходит по Тихвинскому каналу, подымая до 2000 пудов.
Канавный плуг, для прорытия канав, рвов, похож на бороздильник, но по сторонам отвалов ножи, для отрезки боков канавы, а на смену им, лапы, срезывающие дно ее.
Канавистый или конавчатый, обильный канавами; бороздчатый.
Канавить поля, дорогу, обрывать ее канавами. Канаветь, искрещаться канавами, водороинами или овражками. Поля канавеют от межников.
Канавщик м. канавщица ж. рабочий для рытья канав.
Канал м. франц. длинная канава или ров, с напускною водою, для стоку, притоку или для сообщения судоходного; узкий проход морем, от природы; проход, проток, проран, пролив; пустота в трубке, в стволе, в пушке; проток или сосуд в орудном теле, соковая, кровеная жила; || *путь, средство, способ для достижения чего.
Канальный, к каналу относящ. Канализировать местность, проводить каналы; канавить, связывать канавами. канализироваться, быть снабжаему канавами, каналами. Каналазация ж. действ. по знач. глаг. Толковый словарь живого великорусского языка


КАНАЛАЗАЦИЯ. Слово-то какое необычное. Его нет ни в одном современном словаре, даже орфографическом. Сейчас система подземных труб и каналов называется словом КАНАЛИЗАЦИЯ.

А теперь, опираясь на сведения из Википедии, рассмотрим, что из себя представляет Сайменский канал (фин. Saimaan kanava), судоходный  канал между озером Сайма в Финляндии и Выборгским заливом в России.

Открыт в 1856 году, реконструирован в 1963—1968 годах. Общая протяжённость канала с морским фарватером — 57,3 км, из них  в Финляндии 23,3 км, в России — 34 км (включая 14,4 км подходного фарватера в Выборгском заливе).

Финляндия арендует 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию. Срок аренды — до 2063 года, ежегодная плата состоит из двух частей: постоянной, составляющей 1,22 млн евро, и переменной — 0,18 евро за каждую единицу валовой вместимости судов, превышающую 1,5 млн единиц суммарной валовой вместимости за навигацию.

Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской.

Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн. Движение осуществляется круглосуточно.

Огромный бассейн Сайменской озёрной системы, богатый лесами, не имел водных путей сообщения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером. Порожистые и мелкие реки не годились для транспортировки грузов. Приходилось разгружать суда в Вильманстранде и перевозить товары 50 вёрст сухим путём по дорогам до Выборга, где их снова грузили на корабли. В обратную сторону тем же способом доставляли необходимые жителям озёрного края продукты, в основном зерно и соль. Такой путь занимал много времени, что отражалось на ценах.

Попытки сооружения судоходного канала между Саймой и морским побережьем предпринимались в 1499—1511 и 1607—1609 годах ещё властями Швеции.

Недостаток средств и технические возможности того времени не позволяли создать столь масштабное гидротехническое сооружение: уровень озера Сайма почти на 76 метров выше уровня Балтики, и без системы шлюзов канал превратился бы в порожистую реку с огромной скоростью течения.

После русско-шведской войны 1808—1809 годов Финляндия вошла в состав Российской империи, превратившись из шведской провинции в Великое княжество Финляндское с собственной конституцией и сеймом. Обустройству Великого княжества уделялось чрезвычайно большое внимание — Александр I, а затем Николай I стремились приблизить его к России путём проведения многообразной политики реформ. В 1811 году под финляндское управление была передана Выборгская губерния. После
 1822 года в  Финляндии в изобилии появляются торговые и мануфактурные компании, отстраиваются города, она покрывается сетью дорог, и давняя мечта финского купечества о соединении каналом озёрной системы Саймы и Финского залива становится реальностью.

В 1826 году в Санкт-Петербург отправлена депутация крестьян к только что вступившему на престол императору Николаю I с просьбой соединить озёрный край с приморскими городами. Император принял депутатов и, выслушав, повелел произвести необходимые изыскания. Но первоначально всё упиралось в нехватку денег.

Только в мае 1835 года Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Проект  был высочайше утверждён в сентябре 1844 года, а  в 1845 году начались строительные работы.

Это была крупнейшая стройка того времени. Активно использовали помощь иностранцев, главным образом,  шведских специалистов. Была внедрена английская технология строительства каналов с использованием  пороха  в горных работах. Длина канала тогда составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озера. Было сооружено 15 шлюзов.

Канал ещё до начала эксплуатации стал важной достопримечательностью и туристским объектом Восточной Финляндии. Первая туристическая карта Сайменского канала была выпущена уже в 1852 году.

В 1855 году Николай I скоропостижно скончался, не застав завершения строительства. Торжественное открытие канала было приурочено ко дню коронации нового императора Александра II  26 августа (7 сентября) 1856 года, на 4 года раньше запланированного срока. Во время праздничного фейерверка в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон ансамблю.


В строительство канала были вложены значительные по тем временам деньги — более 12 млн серебряных марок, расходы окупились за 25 лет.

Сайменский канал стал крупнейшим каналом Финляндии. Доля канала в объёме грузоперевозок по шлюзовым каналам Финляндии во второй половине XIX века достигала 70 процентов (1880). Открыв непрерывное судоходство на протяжении более 1000 вёрст, от северных берегов Саймы до Петербурга, эта водная артерия преобразила экономику восточной части Финляндии: деревообрабатывающая промышленность наконец-то получила возможность вывозить свою продукцию. Так, в 1864 году более половины экспорта пиломатериалов из Финляндии осуществлялось через канал. В сельском хозяйстве возросла роль животноводства: выросло производство масла, поставлявшегося в Санкт-Петербург (кроме того, импорт дешёвого зерна из России снизил рентабельность выращивания зерновых культур). По каналу также вывозили продукцию чёрной металлургии.

Первоначально провод судов по каналу осуществлялся бурлаками или конной тягой, но уже в 1856 году в Выборге содержали 4 парохода,  а к  концу XIX века на озере Сайма было более 800 различных пароходов и барж, обеспечивавших занятость 3,5 тысячи человек. С закрытием навигации команды судов были заняты на сезонных лесозаготовительных работах.

Первые годы существования канала парусные шхуны из Саймы ходили к берегам Испании и в порты Средиземного моря, позднее из-за конкуренции со стороны более крупных морских судов район плавания озёрной флотилии ограничился акваторией Балтики.

Канал оказался необычайно живописен. Состоятельные петербуржцы и выборжцы, а затем и более демократичная публика строили или снимали на лето дачи на его берегах. Здесь проводил свои опыты по фотографированию С. М. Прокудин-Горский.


Рецензии
С точки зрения России договор аренды являлся формой благотворительности. Ну, или жестом добрососедства. Финляндия проводит по каналу около 4,5 млн тонн в груза в год, что с учетом всех условий не дотягивает даже до 2 миллионов евро в год (арендных платежей).

Это так мало, что практически не окупает расходов на содержание канала. Ведь канал, это не просто траншея с водой. Это шлюзы, это электрические сети, это персонал и т.д.

Зато для финнов данный канал был весьма выгоден. Не даром они обеспокоились перезаключением нового договора аж за 8 лет до истечения первого (первый истекал в 2013-м, а финны начали первые переговоры еще в 2005-м).

Так что расторжение договора – это для них, все-таки, потеря. Да, сама по себе она не столь критична. Но мир и без того погружается в эпоху энергетического голода, а тут они сами, добровольно рвут наиболее эффективные логистические цепочки и отказываются от наиболее доступной энергетики.

Ну, что ж. Это их выбор. Отговаривать от прыжка в пропасть мы их не можем – взрослые уже.

Александр Ерошкин   23.07.2022 16:15     Заявить о нарушении