Каштановая лиса, нора и библиотека

                ***

Однажды каштановая лиса решила написать сказку о каштановой лисе. Сказка была примерно такого содержания. Лиса выходит из норы, гуляет, но возвращается не в ту нору. Т.е. нора-то та, но уже не та. Нора изменилась. И нора оказывается библиотекой. И лиса задается вопросом: библиотека похожа на сон, или сон похож на библиотеку? Библиотека полна очень старых книг. Одна из них была очень тяжелой, на латинском языке. Но лиса почему-то понимала то, что там написано. Книга называлась "О свободе и благодати". Читая ее, лиса спрашивала себя: свободна ли благодать, и благодатна ли свобода? Другая старинная книга называлась "Вера и знание". Тут лиса задавалась вопросом: я верю, потому что знаю, или я знаю, потому что верю? Потом она подумала: книги тоже спят; книги - это дУхи. Что они делают, когда их никто не читает? Следующая книга была "История животных". Кажется, - решила лиса, - эта книга была напечатана тогда, когда лис еще не существовало. Но, листая ее, она увидела изображение.. себя! Вверху страницы крупными буквами было написано: лиса есть миф. Так, значит, я есть миф о самой себе? - недоумевала она, - нет уж! Я настоящая! Ты так говоришь, как будто здесь есть противоречие – сказал кто-то. В норе было темно, и лиса никого не видела, но в руке она держала свечу, чтобы рассматривать книги. Посветив свечой на последнюю книгу, которую она листала, лиса увидела, что эти слова, по-видимому, произнесла та лиса, на странице с которой было написано «лиса есть миф».
- Но если я миф, то, значит, я ненастоящая – возразила каштановая лиса.
- Наоборот, только если ты миф, то ты настоящая.
- Да? Пожалуйста, не говори мне, что ты – это я.
- Как угодно.
- Т.е. ты – не я?
- Но ведь ты начала писать сказку о каштановой лисе, т.е. о самой себе. Чего ты, собственно, хотела?
- Ничего, просто сказка..
- Ну конечно. А вот эта лиса-в-сказке, которая сейчас разговаривает со мной – она настоящая?
- Да. Насколько можно быть настоящей в сказке..
- Так все-таки непонятно, кто со мной разговаривает: лиса-в-сказке или лиса-которая-сочинила-сказку?
- И то, и другое, наверно..
- Т.е. ты одновременно и сказка, и не сказка?
- Не в большей и не в меньшей степени, чем каждый из нас.
- Ну, я-то в книге живу. Но я знаю, что меня нарисовали в книге и написали обо мне как о мифе. А ты как же?
- Да, я вот только сейчас поняла! Я в сказке, но в сказке я знаю, что я – та, которая эту сказку сочинила.
- Сочинила саму себя?
- Скажи еще – материализовала. Если б я сочинила саму себя, то не могла бы существовать до сочинения, а, значит, не могла бы сочинить саму себя.
- А, ерунда. Вот представь мир, в котором ты могла бы сочинить саму себя. Была, допустим, ненастоящая ты, которая сочинила себя – и это стала настоящая ты. И вот, здесь, в этой норе, в этой библиотеке, которая то ли сон, то ли нет, в книге, которой почти 500лет – ты встретила саму себя. Ибо узнать, что ты миф – это и значит встретить настоящего себя.
- Тревожно как-то. А из этой норы, т.е. библиотеки, т.е. сна – нельзя выйти?
- Сюда нельзя даже войти.
- Но я же оказалась тут?
- Ты сочинила это. А потом оказалось, что сочиненное тобой – это не сочиненное тобой. Это настоящее. Это миф. Или сказка, если тебе так удобнее.
- Даже не знаю, как мне удобнее..
- Вспомни начало своей сказки: лиса выходит из норы, а потом возвращается и т.д.
- И что же?
- Нора – это ты. И не спрашивай, что это значит. Твоя сказка о самой себе – и есть ответ на этот вопрос. И давай помолчим об остальном.


Рецензии
Лиса, читающая на латыни совсем неплохо! Особенно для лисы) и хорошие вопросы. Мне кажется, что навсегда останутся важными, и каждая молодая и даже не очень молодая лиса метафизического склада их себе задаёт однажды)) Благодатна ли свобода? И свободна ли благодать? Или свобода - это вообще высшая благодать, подаренная нам! И благодаря ей мы можем выбирать, творить, находиться в постоянном росте, задавать себе вопросы и искать ответы, ошибаться и набивать шишки, но с каждым новым шагом узнавать о мире и себе что-то большее. Тут, правда, еще возникнет пара десятков вопросов! По каждому дару свободы) Но тем лучше.
Я верю, потому что знаю, или знаю, потому что верю?... Когда впервые этот вопрос появляется? И когда детское желание узнать о мире и жизни перекидывает мостик к личному желанию узнать о Боге. Может быть это и есть первый шаг к вере? И так постепенно переход к "знаю, потому что верю" происходит. Сложно, интересуясь вопросами христианства, например, остаться равнодушным...
Причем серьезного интереса, а не просто бабушка на лавочке сказала. Хотя это опыт бабушки несомненно, да и бабушки бывают разные, и не только на лавочках!)
И любимые парадоксы в рассказе! Неоднозначность суждений, которая тут же и переливается! Находчивость автора, его способность деревянную заготовку превратить в статуэтку с причудливыми формами и переходами, когда мысль, сменяя мысль, отражает новую грань. И это может одновременно останавливать читателя, чтобы задуматься над мыслью: "только если ты миф, то ты настоящая" и вспомнить, что мифы вообще до сих пор несут в себе столько архетипов и смыслов. Останавливать, чтобы разглядеть: где я сочиняю себя, а где просто есть? И не становится ли в какой-то момент сочиненное частью меня. Но одновременно с остановками хочется дочитать, следовать за игрой мысли! И потом...спокойно перечитать и остановиться на возникших вопросах.
В общем как всегда получилось удивительно, глубоко, по-настоящему сказочно! Ведь что может быть реальнее сказки?!..
Каштановая лиса рулит!!!

Алевтина Ремаркина   29.04.2022 08:10     Заявить о нарушении
спасибо огромадное)

Боб Жмуркин   29.04.2022 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.