Поездки на отдых в Приморье на автомобиле

Для многих коренных жителей Дальнего Востока, к каким отношусь я, часто совершать поездки на отдых к морю было трудно как при советской власти, так и в первые годы существования "демократической" России.  Нет, трудящиеся северных регионов - Чукотки, Камчатки, Магадана, или относящихся к северным (было и такое понятие) Сахалинской, и северных районов Амурской области и Хабаровского края, имевших льготный, а то и бесплатный проезд в советское время, ездили на Черноморское побережье Кавказа и Крыма. А вот большинство побережья Японского моря при советской власти было пограничной зоной, и попасть туда было возможно лишь по приглашением местных жителей, или в командировке, или по путевкам в дома отдыха и санатории.  Но так или иначе, проявив смекалку, можно было добраться до теплого в августе и начале сентября Японского моря и вдоволь накупаться.

Я коренной дальневосточник в третьем поколении, мои предки были из тех, кто начинал освоение нижнего Амура в середине XIX века. Большую часть жизни я прожил в Хабаровске, там женился, там родились трое моих детей и двое старших внуков. Поэтому для меня, ныне весьма ограниченного в передвижениях, воспоминания о поездках к морю греют душу.  Тем более что поездок было много и есть что вспомнить.

Я три года отслужил в должности начальника медицинской службы подводной лодки во Владивостоке, в 19-й бригаде  6-й эскадры подводных лодок КТОФ. Уже давно это не секретные данные, так что никакого преступления я не совершаю, написав место дислокации нашей субмарины 611 проекта Б-63.   Именно тогда, в августе 1971 года я впервые увидел море и влюбился в него.  Меня не пугали шторма и ураганы, я любил плавать при волнении на море, нырять, любоваться жизнью подводного мира Японского моря. Тогда впервые я купил резиновые ласты и маску, железную трубку для подводного плавания. Прошел полный курс легководолазной подготовки, выходил из аварийной подводной лодки через торпедный аппарат на учебно-тренировочном судне УТС.

С тех пор я большую часть своего отпуска старался провести на море. Но почти 5 лет после увольнение в запас я не мог этого делать, не позволяли финансы, так как моя жена не работала, а прокормить и одеть троих детей, к тому же быстрорастущих и требовавших одежду по росту, было трудно.  Так что лишь через пять лет я снова попал на море.  В тот год я был капитаном волейбольной команды работников здравоохранения, которая выиграла краевой чемпионат "Спартака", и меня премировали льготной путевкой на турбазу "Лазурный берег" на побережье Уссурийского залива Японского моря  в сентябре 1979 года. Турбаза была на берегу знаменитой среди дальневосточников бухты Шамора. Побывав там, я решил следующий раз поехать всей семье и научить детей плавать, привить им охоту к отдыху на море.

Больница № 11 в Хабаровске, в которой я работал, имела шефов, одним из которых был завод мостовых железо-бетонных конструкций, входивший в огромный мостостроительный отряд, возводивший мосты по всему Дальнему Востоку. У этого мостоотряда был пансионат на берегу бухты Муравьиная, или Тавайза. К этому времени я уже несколько лет был парторгом больницы, работал на 2,5 ставки и нуждался в отдыхе. Это знала и главный врач Яковлева, и директор завода МЖБК Равкин. Он то и дал команду своему профкому выделить путевки со скидкой в пансионат всем членам моей семьи. Так в 1981 году мы оказались на море. Мы, я имею в виду всю мою семью, в которой было два сына, одному 13, второму 10 лет, и дочь 8 лет.  Был июль месяц, погода была солнечной, вода в море хорошо прогрелась, так что заставить детей выйти и погреться на солнышке было большой проблемой. Но зато к умеющему плавать старшему сыну добавились еще двое, научившихся плавать и нырять.  За 2 недели пребывания на море все загорели, и с тех пор никакого другого отдыха, как на море, не признавали.

Я не буду рассказывать на всех наших поездках к морю, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы попасть в пограничную зону, но все успешно решалось, и раз в 2 года мы обязательно всей семьей ездили к морю. Ездили на поезде, селились и в гостинице Владивостока, жили в палатках под Находкой, в квартире знакомой в поселке Южно-Морской.

Потом дети выросли, старший сын женился, а дочь вышла замуж, и все вместе мы уже не могли ездить к Японскому морю. Но мы с женой продолжали эти поездки.  Правда, не так регулярно, как прежде, иногда поездки в Приморье срывались в силу моей загруженности по работе ( я был одно время главным рентгенологом Хабаровского края, потом заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома). Именно тогда я заметил, что на мое здоровье даже кратковременное, не более 15 дней, пребывание на море, действует положительно. Однажды я не смог поехать, потому что меня задействовали на время приезда премьер-министра Черномырдина в Хабаровск, и в ту зиму я переболел всеми мыслимыми и немыслимыми заболеваниями простудного характера, причиной которых был недостаточный иммунитет.  И с тех пор я решил, что каждый год надо ездить на море, купаться, нырять, загорать хотя бы пару недель, чтобы укреплять свой иммунитет.

В это время я во время командировки в Японию сумел купить поддержанный японский автомобиль с правым расположением руля "Ниссан Скайлайн", большой, класса "Волги", как тогда говорили.  И на следующий год, в июле 1994 года,  имея водительский стаж 3 месяца, я рискнул поехать в Приморье.  Поехал не один, с коллегой-медиком на двух машинах  вместе с женами и их собакой. Почему я упомянул собаку, спросите?. Да по той причине, что нам приходилось останавливать каждые 2 часа и выводить собаку справить свои естественные потребности.  К тому же мы поехали после наводнения на юге Хабаровского края и в Приморье, которое снесло или повредило большинство мостов на автотрассе Хабаровск-Владивосток, и нам приходилось ехать с черепашьей скоростью по объездным дорогам и деревянным мостам.  К тому же на некоторых участках трассы дорожники стали их спрямлять, и немало километров мы ехали, объезжая валуны на дороге.  Так что моя первая поездка на автомобиле до Находки завершилась через 18 часов пребывания за рулем, правда, с перерывами.  Последний участок вдоль Японского моря мы ехали без отдыха, так что когда я вышел из машины у дома родителей жены моего коллеги, весь мой организм дрожал мелкой дрожью.

Но отдых на берегу бухты Тихангоу под Находкой восстановил мои силы, обратно до Хабаровска мы доехали намного быстрее и я уже не так устал.  В это время в продаже уже появились справочники некоторых автодорог.  Небольшие, тоненькие, удобные для штурмана, сидящего рядом с водителем.  У нас такими штурманами были наши жены. Они делали пометки, где  ведутся какие-то работы, объезды, в том числе накладывают новый асфальт. К моменту нашего возвращения часть мостов было отремонтирована, на некоторых участках уложен новый асфальт, что сказалось на скорости нашего автомобильного путешествия из точки Н до точки Х.

Узнав в первой поездке всю дорогу, где точки общепита, АЗС, со следующего года мы стали ездить в Приморье вдвоем с женой.  Автотрасса все больше обживалась. Вместо шашлычных у дороги с минимумом удобств появились цивильные кафе, меню которых предлагало более разнообразную пищу и напитки.  Появились целые комплексы, включающие в себя АЗС, кафе, магазин для товаров в дорогу.  Дорожные знаки устанавливались более часто и позволяли меньше заглядывать в справочники автодороги.

Имея под собой железного коня и загрузив в багажник все необходимое, мы могли теперь останавливать в понравившихся нам бухтах.  Нужно сказать, что эти бухты на побережье Японского моря от Владивостока до Находки очень живописные, но в чем-то похожи друг на друга. В центральной части бухты обычно песок, уходящий в  море широким языком с весьма пологим дном, а по краям скалы, на дне в этих местах лежат огромные валуны, на которых прикрепляются мидии, и вода прозрачная-прозрачная.   Именно там я и предпочитал нырять, доставая со дна  морепродукты - трепангов, гребешков, песчанок, мидий, которые мы варили на костре и ели, а так же звезд, морских ежей, которых засушивали и они вместе с ракушками составляли домашнюю коллекцию на одном из стеллажей в квартире.

Но поездки в Приморье на автомобиле в "лихие 90-е" годы сопровождались определенным риском - процветал автомобильный рэкет. Автомобили отбирали, если водители не хотели отдавать, их убивали.  Особенно рисковали водители с временными номерами (бумажными за ветровыми стеклами впереди и сзади).  Обычно перегонщики сбивались в стаи и ехали кавалькадой, взяв с собой милиционера с табельным оружием.  У меня  в машине был газовый пистолет на всякий случай, но применить его бог миловал. К тому же мой автомобиль не был столь популярен, как джипы или более свежие модели автомобилей.

Поездив на "Скайлайне" 1986 года выпуска, я решил поменять автомобиль на более свежий. Так поступают большинство дальневосточников, причем в самом Приморском крае некоторые меняют машину каждый год.  В это время я успел пару лет поработать в фармацевтическом концерне "Шеринг" представителем по Дальнему Востоку и накопил валюты. Поэтому отдал своего "Скайлайна" дочери, а сам купил автомобиль представительского класса "Тойота Кроун" 1991 года выпуска, большой, тяжелый, на раме.  Он вроде как подходил мне по статусу, потому что я вернулся на работу в департамент здравоохранения на должность заместителя директора, но не очень подходил мне по темпераменту и манере вождения, мне нравилась более быстрая езда, поэтому я отдал через год  своего "Кроуна" старшему сыну и купил  автомобиль 1995 года выпуска "Тойота Марк-II", который и большой, и комфортабельный, но не такой тяжелый, и позволяет  более быструю езду. Этот автомобиль был у меня до самого отъезда из Хабаровска. Он нравился мне больше всех моих предшествующих автомобилей  и подходил мне по всем параметрам.  Скоростной, он позволял мне домчатся до Владивостока за 8 часов, до Находки за 10 и до Комсомольска за 3 часа 40 минут. Расстояние от Хабаровска до Комсомольска 400 км, но на этой трассе все населенные пункты находятся вдали от дороги, а не как на трассе до Владивостока вдоль её, и там приходилось сбрасывать скорость с обычных 140 км/час на трассе до разрешенных 60, а то и 40 км/час.  Поэтому дорогу протяженностью около 800 км я преодолевал дольше. Да и приходилось останавливаться пару раз перекусить, а до Комсомольска можно ехать и без перекуса, если торопишься.

Обычно на море мы ездили в первых числах сентября. К этому времени родители с детьми школьного возраста уезжали домой, и многочисленные пионерские лагеря предоставляли крышу над головой всем желающим. И солнце в это время хоть и присутствует весь день на небе, но не так жарит, как в июле и августе.  И вода становится чуть прохладнее, но не намного, и хорошо освежает и бодрит.  Предпочитали ездить в район Находки, где отдыхающих меньше, чем в окрестностях Владивостока, а бухт, пригодных для отдыха, хватает. К тому же там есть и турбазы, где можно найти крышу над головой, а питаться в рядом расположенных придорожных кафе.  Именно такие турбазы были в бухте Волчанец, где мы отдыхали три раза. В том числе в последней поездке на море вместе с двумя старшими нашими внуками. Для них это была незабываемая поездка. Купаться и нырять мы ездили в Ливадию (не путайте с крымской Ливадией), где лучше берег и море более прозрачное.  Завтракали и ужинали в своей комнате на турбазе, а обедали в кафе, где ребятам, особенно старшему, нравился борщ и котлеты, приготовленные почти по домашнему.  Фото на заставке сделано во время этой поездки в внуками в Приморье в районе Шмаковки.  Здесь из-под земли бьют источники, и на их стоят сразу 3 санатория. Раньше один был для партработников, второй военный, третий содержался за счет профсоюзов.

Все это мне приходит на память, когда я смотрю свои старые фотографии в архиве.  Мне довелось нырять не только в Японском море, но и в Южно-Китайском около острова Хайнань, где были в числе первых, кто осваивал для туристов этот райский уголок.  Там намного чище и более комфортные условия для отдыха, чем в Таиланде, куда по привычке часто ездят наши туристы.  И море в тропических широтах предлагает такой огромный ассортимент всевозможных обитателей моря, ничуть не меньше, чем в Красном море.

А последний раз я нырял в Адриатическом море у берегов Италии, в городе Римини. Но там песчаные пляжи  на 40 километрах берега, их очень любят отдыхающие из Германии, но мне не понравилось и дно, и довольно мутная от песка со дна вода.  Так что купаясь там, я постоянно вспоминал свои поездки к Японскому морю, которое самое богатое морской живностью среди морей Советского Союза.  Все другие моря - Черное, Балтийское и Каспийское уступают Японскому морю по богатству морской флоры и фауны. Правда, все это я знаю только со слов опытных водолазов, которым довелось понырять во всех этих морях, и им есть что сравнивать.


Рецензии