Старая усадьба

На берегах Волги. 
Часть десятая. Старая усадьба 
Усадьба, где размещалась наша школа, была двухэтажной и вызывала двоякое чувство: она нравилась и одновременно порождала лёгкую грусть. Первый этаж её был каменный, выдержанный временем, хранивший множество историй, тогда как второй, деревянный, молча таил в себе воспоминания, которые нам так хотелось разгадать.
Однако на второй этаж нас не пускали; стены там в множестве мест давно прохудились, и поэтому верх усадьбы уже не использовался. Некоторые окна, в которых стёкла рассыпались, были забиты досками, и это придавало старинному зданию грустный, озабоченный вид.
Лестница на второй этаж в особняке была спрятана за деревянной перегородкой. На самой каменной лестнице и под ней располагались тёмные складские помещения, полные различного инвентаря, необходимого для ухода за старым барским садом, как всем говорили. Нам же не терпелось заглянуть под неё. С нашей стороны находилась раздевалка, в которой деревянные вешалки, набитые в два ряда на дощатую перегородку, фиксировались на резных перилах самой лестницы. Тут же рядом, за небольшим ограждением, хранились карты по природоведению, старенькие лыжи и потёртые мячи для физкультуры.
В щелях этой дощатой перегородки со стороны раздевалки можно было увидеть лопаты и мётлы для уборки территории, спрятанные под самой лестницей. Вокруг здания усадьбы росли высокие, старые деревья: липы, клёны, а вдали, ближе к наполовину рассыпавшемуся каменному забору, тянулись густые заросли сирени. Однако деревья были настолько старыми, что их ветви и верхушки постоянно крошились, и дворнику приходилось каждый день убирать эти обломки, особенно после сильных ветров и бурь. Он складывал всё это в дальнем углу усадебной территории, а затем колхозники вывозили собранное на дрова, будто унося с собой кусочки прошлого.
Каменная дорожка, ведущая к правлению колхоза и к нашей школе, постоянно нуждалась в заботе дворника, который подметал её от опавших листьев и мелких веток. Мне нравилась эта старая усадьба и наша школа; я восхищалась величественными деревьями и красивой брусчатой дорожкой, которая вела всех школьников в открывшийся мир знаний и возможностей — мою первую школу.
Но, к сожалению, моя радость и восторг были недолговечными. В одну из ураганных ночей ноября рухнуло старое дерево, задев корявыми ветвями крышу и стены усадьбы. От чего подгнившие деревянные стены второго этажа тоже обрушились, проломив в некоторых местах межэтажную перегородку, которая служила крышей для первого этажа. Это стало потрясением для всех нас, словно ушедшая эпоха решила забрать с собой частичку нашей радости.
В это время у нас были каникулы. Узнав о случившемся, мы сразу же понеслись взглянуть на печаль нашей школы. В тот момент все мысли были наполнены одновременно тревогой и надеждой, что это не так страшно, и школу вскоре отремонтируют, и её судьба не закончится на таком мрачном обстоятельстве.
Мальчишки, стараясь подойти поближе, с интересом разглядывали последствия буйства стихии. Девочки же смотрели на съехавшую крышу усадьбы и не могли сдержать слёз, ведь нам успели сказать, что теперь школу закроют.
— Жаль, — сетовали местные жители, — что руководство не убрало старые деревья, как предлагали сельчане и вовремя не выделило средств на ремонт. Усадьба ещё могла бы простоять не один десяток лет. Ведь своя же лесопилка есть и драночное производство, а здание не исправили. Эх, вечно на Руси: «сапожник без сапог».
Но прошлого не вернёшь. Теперь учителя ломали голову, где учить детей по окончании каникул.
А так как учиться было негде, каникулы у нас затянулись на целый месяц.
В это время директор школы совместно с Районо (что означает — районный отдел народного образования) приняли решение: мы начали учиться по очереди в доме одной из учительниц. Она поставила три парты в самой большой комнате своего дома. Так в понедельник и пятницу у неё учился четвёртый класс, во вторник и субботу — второй класс. В среду и четверг к ней в дом приходила уже наша учительница Анна Ивановна и обучала первый и третий классы одновременно, подходя то к одним, то к другим ученикам, так как наши классы были небольшие.
Детей было немного — по три-четыре человека в классе, так что на трёх партах мог разместиться целый класс. Чтобы не отставать от программы, учительницы основной материал давали на дом и, когда у них не было уроков в «доме-классе», ходили по домам учеников, помогая детям осваивать новый материал.
Так может быть, и доучились бы мы этот год, но к этому времени в соседнем селе Кореничено, расположенном на трассе Старица — Калинин (ныне Тверь), построили новую школу. Старая уже давно находилась в плачевном состоянии, и вот в начале декабря строители возвели новое одноэтажное деревянное здание.
Новая школа располагалась в четырёх километрах от нашей деревни, и это обстоятельство пугало и детей, и родителей. Но изменить мы ничего не могли — приказ Министерства образования не подлежал обсуждению.



Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/05/04/695


Рецензии
Вот ведь и у домов,
как и у людей,
разные судьбы...

Понравилось, творческих успехов!

Свое Здоровье   29.04.2022 10:35     Заявить о нарушении