Несогласованность текста поэмы А. Блока Двенадцать

             Несогласованность текста  поэмы А.Блока «Двенадцать».

      29 апреля 2022                Тимофеев-Пландовский-Лохвицкий

   Поэме Блока «Двенадцать» посвящены сотни статей. Все они опираются на то, что 12 глав — стихов  поэмы  есть единый текст, т.е. на согласованность всего   текста .   
   В статье перечислены обнаруженные расхождения в текстах отдельных глав. 
1. Несовпадение погоды.
    В первом стихе  строки
                На ногах не стоит человек
                Ветер, ветер  -
                На всем белом свете!
      Блоку удавалось образно описывать дикий ветер, снежную вьюгу и он часто в своих стихах уделяет им немало строк. Появились такие строки и в поэме «Двенадцать».  Всё действие поэмы происходит в жуткую непогоду, подтверждение чему  встречается на протяжении всей поэмы:
    Стих второй
                Гуляе ветер, порхает снег
    Стих четвертый
                Снег крутит…
    Стих шестой
                Вскрутился к небу снежный прах!..
    Стих десятый
                Разыгралась чтой-то вьюга,
                Ой, вьюга, ой вьюга !
                Не видать совсем друг друга
                За четыре за шага!
   
                Снег воронкой завился,
                Снег столбушкой поднялся…
   Стих двенадцатый
                Только вьюга долгим смехом
                Заливается в снегах...

   И вдруг, в девятом стихе строки
                Не слышно шума городского
                Над невской башней тишина.   
       Куда делась вьюга, откуда взялась тишина, способствующая гулять без вина?
    Уточнение места действия поэмы, строку «Над невской башней тишина» Блок ввел по совету С.Есенина, когда поэма была уже написана. Блок посчитал, что это важно для  основного «символического» сюжета поэмы и сделал дополнение, не проанализировав, как это согласуется с остальным, уже написанным текстом. В свою очередь, это подсказывает, что внешнему, печатному  тексту Блок придавал второстепенное значение.
    Первая нестыковка.
2. Несовпадение места.
    В первом стихе
                Ветер, ветер -
                На всём божьем свете!
    В девятом стихе
                Над невской башней тишина.
    Так где границы поэмы — весь божий свет или только улицы Петрограда?   
 Вторая нестыковка.
3. Невозможная ходьба.
     В первом стихе
                На ногах не стоит человек
                Ветер, ветер …
    Во втором стихе
                Идут двенадцать человек…
                Революционный держите шаг…
    В шестом стихе
                Революционный держите шаг...
    В двенадцатом стихе
                Вдаль идут державным шагом…
                Так идут державным шагом…
        Любой строевой шаг в таких погодных условия просто невозможен. 
        Дорожку, по которой  идет патруль, описывает  К.Чуковский в воспоминании «Александр Блок":
       «В ту незабвенную зиму весь Питер был завален снегами, которые громоздились на тротуарах, как горы, так как их некому было убрать. Среди этих гор на мостовой пролегала неширокая тропа для пешеходов, протоптанная тысячами ног. Это был тот зимний Петроград, который Блок увековечил в «Двенадцати». 
        Сам Блок в поэме подтверждает :
                «Завивает ветер
                Белый снежок.
                Под снежком — ледок.
                Скользко, тяжко,
                Всякий ходок
                Скользит — ах, бедняжка!
                ...Поскользнулась
                И — бац — растянулась!»
    Не возможно даже представить, как по узенькой протоптанной в глубоком снегу дорожке, скользя на присыпанных снегом  ледяных колдобинах,  в снежном вихре, при ветре «на ногах не устоять», в «черный вечер» браво шагают строем 12 военных, да ещё с винтовками на плечах. По такой тропе не шагают, а еле передвигаются, придерживая винтовки, неорганизованной толпой, выбирая каждый шаг, постоянно чуть не падая, а иногда и падая. Я ходил по таким тропкам в пургу на Севере, хоть и без винтовки, но представляю, какой это был  «революционный шаг».
 Третья неувязка


4. Державный шаг.

 Такого названия строевого шага вообще не существует, тем более по узкой тропе скользя на колдобинах, в ветер который сбивает с ног.
   Именно потому И.Бунин, разбирая поэму «Двенадцать» пишет:
   «А «под занавес» Блок дурачит публику уж совсем галиматьей... Блок опомнился только под конец своей «поэмы» и, чтобы поправиться, понес что попало: тут опять «державный шаг»...». 
   Термин «Державный» требует пояснения. 
   Держава – часть царских  регалий,  золотой шар, сверху которого корона или крест, символ духовной и религиозной власти монарха.   На торжествах царь, император держал этот символ в левой  руке, демонстрируя верховную власть в стране. Державным шагом не называли даже проход в тронном зале царя с царскими регалиями.
    И.Бунин поленился вдуматься почему Блок назвал шаг патруля державным, к тому же рассерженный на Блока за опереточного Христа с красным флагом и назвал "державный шаг" галиматьёй. 

 
5.  Недопустимое сравнение.
В 9-ом стихе "старый мир", как "пес безродный" стоит только за буржуем.

                «Стоит буржуй, как пес голодный,
                Стоит безмолвный, как вопрос.
                И старый мир, как пес безродный,
                Стоит за ним, поджавши хвост.»
   Вся поэма про Петроград, про Россию. Старый мир естественно старая Россия, в том числе старые порядки, старая культура, которые сменила революция. Но, на каком основании Блок старой России дает определение «безродная». Это либо бездумье, либо осознанная клевета. Сам Блок буквально на следующий день после завершения  поэмы «Двенадцать»  пишет стихотворение «Скифы», в котором сравнивает  многовековую  Россию со Сфинксом, женщиной  с телом льва и крыльями птицы, преградившей проход в Фивы  и пропускающую живыми  только тех, кто отгадает её загадку.  Она «глядит в тебя и с ненавистью, и с любовью...мы любим все...нам внятно всё...мы помним всё»: 
                СКИФЫ 
                «Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
                И обливаясь черной кровью,
                Она глядит, глядит, глядит в тебя
                И с ненавистью, и с любовью!..
                Да, так любить, как любит наша кровь,
                Никто из вас давно не любит!      
                Забыли вы, что в мире есть любовь,
                Которая и жжет, и губит!
                Мы любим все — и жар холодных числ,
                И дар божественных видений,
                Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
                И сумрачный германский гений…»
   Россия - Сфинкс, а не «безродная» Россия?
 Это  несуразица в поэме.
6.  «Старый мир»  есть во всех людях.
     В 9- ом  стихе "старый мир" только за буржуем. В 12-ом он вообще ни за кем. А откуда взялись все остальные герои поэмы: старуха, поп, писатель, Катерина, проститутки, 12  патрульных если не  из старого мира? Поместить «старый мир» только за буржуем - поверхностное отношение автора к сюжету.
     Ляп поэмы.
 7. Искажение движения.
В 4 -ом стихе строки о Катьке :
                « Снег крутит, лихач кричит,
                Ванька с Катькою летит...»
    В 6 стихе вновь повторяется:
                ...Опять навстречу несётся вскачь,
                Летит, вопит, орёт лихачь…"
      
     Слово опять совсем не к месту. «Опять»- означает второй раз.
 8. Для самообмана читателя в том, что в поэме Исус Христос — Бог,  В 12-ом стихе есть строка «Нежной поступью надвьюжной».  Очевидно, хождение духов по облакам  в несколько измененном виде Блок заимствовал из «Полета Валькирий» в опере «Валькирия» у обожаемого им композитора и литератора Рихарда Вагнера. Вагнер сам сочинил либретто оперы, в свою очередь, вдохновленный немецкими мифами. У Вагнера по негладким облакам несется карета, производя жуткий грохот. У Блока по облакам нежно ступает Бог.
      Однако, в снежную вьюгу, когда за 4 шага ничего не видать,  что-то увидеть что-то передвигающееся по облакам патрульные никак не могли.
  Несоответствие.   


     В поэме встречаются искажения, которые  Блок  сделал намерено, с целю заставить внимательного читателя заметить их и понять, что автор таким текстом   обходил  препятствия к опубликованию поэмы.
     К примеру, чтобы читатель понял, что Исус в поэме не Бог, Блок украсил его голову «венчиком из белых роз»  и написал имя Иисуса  с одним «и», в надежде на то, что читатель, знающий об интеллекте Блока никогда не подумает, что Блок ошибся.  Наоборот, Блок говорит: «думайте- здесь написано, что во главе патруля идет не Бог!»
    Другой пример. К подсказкам, что Исус не Бог, можно отнести и развевающийся на ветру красный флаг в руках Исуса, ибо если бы Исус был Бог не телесный, то и красный флаг должен был бы  быть не телесным, а значит, на ветру флаг не мог бы «разыграться».
    Ещё пример.  Зная, что ни революционного ни державного шагов не существует, Блок  указал именно эти шаги, чтобы придать ложную революционную значимость всей поэме.
    Мелочи, а вывод  совершенно противоположный устоявшимся оценкам всей поэмы: главное содержание поэмы вовсе не в восхвалении революции.
    Становится очевидным завершение поэмы. Ночью, в пургу, в одиночку с флагом по улицам здоровые на голову  граждане не бегают. Вероятность завершения поэмы только одна:  патрульные, разглядев в руках бегающего человека красный флаг и на голове венчик из белых роз, решили, что это изрядно выпивший, не бедный  гуляка, возможно комиссар, не пропускающий по пути домой ни одного кабака. Солдаты промерзли и пошли  за гулякой  с красным флагом в кабак согреться.
   Подтверждает мою догадку и Блок, записывая : «Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы»  Александр Блок. «Поздние статьи».

      Данная статья первая в серии статей о поэме «Двенадцать», находящихся в стадии завершения.               
                Автор.


Рецензии
очень хочется понять, наконец, что такое "12" Блока.

Но в 1-ой Вашей статье есть несоответствия тоже - с моей т.з. конечно. (Больше я не буду добавлять эти фразы. Всё дальнейшее - это IMHO — in my humble opinion «по моему скромному мнению.)

"2. Несовпадение места.
В первом стихе
Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
В девятом стихе
Над невской башней тишина.
Так где границы поэмы — весь божий свет или только улицы Петрограда?"

не "или" - "и". Вьюга над Питером захватывает весь мир, , овладевает всем миром.

"3. Невозможная ходьба.
В первом стихе
На ногах не стоит человек
Ветер, ветер …
Во втором стихе
Идут двенадцать человек…
Революционный держите шаг…
...В двенадцатом стихе
Вдаль идут державным шагом
Любой строевой шаг в таких погодных условия просто невозможен."

а) "революционный" и "державный" - это не названия строевых шагов, а характеристика походки 12-ти.
б) "невозможен" для обыкновенного "человека", а вот эти 12-ть - идут!

"4. Державный шаг.
Такого названия строевого шага вообще не существует..."
повторю: не название строевого шага, а характеристика походки 12-ти - неудержимая, они идут как посланцы, представители, как орудия новой державы.

"5. Недопустимое сравнение.
В 9-ом стихе "старый мир", как "пес безродный" стоит только за буржуем.

«Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.»
Вся поэма про Петроград, про Россию. Старый мир естественно старая Россия, в том числе старые порядки, старая культура, которые сменила революция." -
вот Вы и сами отвечаете на вопрос №1: место действия: Петроград - Россия - старый мир.
"И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.»
...Но, на каком основании Блок старой России дает определение «безродная»." -
а) у Блока не Россия - старый мир.
б) почему Вы зацепились только за слова "безродный", а не за "поджавши хвост"? И не изошли сарказмами, что по Блоку у России - собачий хвост?!
"СКИФЫ
«Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!.."

Напомню Тютчева:

Природа — Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869 г.
" ...в котором сравнивает многовековую ПРИРОДУ со Сфинксом, женщиной с телом льва и крыльями птицы, преградившей проход в Фивы и пропускающую живыми только тех, кто отгадает её загадку."

"Поместить «старый мир» только за буржуем - поверхностное отношение автора к сюжету." -
нет, это
а) гипербола,
б) личное отношение (Блок физиологически ненавидел "буржуев").
Для лирической поэмы (а не монографии) - это обычный литературный прием.

8. В 12-ом стихе есть строка «Нежной поступью надвьюжной»... Однако, в снежную вьюгу, когда за 4 шага ничего не видать, что-то увидеть что-то передвигающееся по облакам патрульные никак не могли.
Несоответствие." -
а) да нет, опять не "несоответствие" а чудо: "в снежную вьюгу, когда за 4 шага ничего не видать", отчетливо виден "Исус".
б) "надвьюжной" - это не "над вьюгой", за облаками, а "вне вьюги".

" К примеру, чтобы читатель понял, что Исус в поэме не Бог, Блок украсил его голову «венчиком из белых роз»" -
это не так. Для Блока тот "венчик" - это атрибут Иисуса, выводящего следующих за ним из... ну, назовем это чистилищем. Доказывать этот тезис я сейчас не буду. Доберусь до "12" - покажу, откуда он взялся. Если доживу, конечно

Последний абзац и комментировать не буду.
К сожалению, Вы допускаете ту же ошибку, что и всё советское блоковедение, включая редакцию последнего "«Полного собрания сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока", Блок - мистик. А Вы (и они) рассматриваете его произведение, с позиции "демократического/социалистического реализма". А Блок - не Чехов.

И это - "мистика" - одна из причин неприятия Бунина: он-то как раз "реалист".


Виталий Литвин   14.10.2022 14:54     Заявить о нарушении
Уважаемый Виталий!
Мистика это то, что мы хотели бы существовало реально, но на что ни наши органы чувств, ни приборы, созданные нами, не реагируют, а причину этого мы объясняем нашим несовершенством.
Но когда не возможно пройти по скользкой дороге, а солдаты идут "революционным" или "державным" шагом это не мистика а ляп. Я не захотел написать "ляп", дабы не обидеть любителей Блока, и написал "несогласованность". Конечно, такой шаг солдат мог бы быть в поэме мистикой, если бы 12 солдат шагали по млечному пути в рай, но и тогда, никак не во время снежной вьюги.
А о чём мистика, когда Блок пишет, что весь город накрыла снежная вьюга, а над Петропавловской крепостью, на берегу Невы тишина. Аэродинамика такую возможность исключает.
Кстати, строки о Петропавловской крепости Блок вставил в готовую поэму по совету Есенина, с целью указать в поэме, что всё происходит в столице. Ни о какой мистике ни Есенин, ни Блок по этому поводу не думали. Вставляя эти строчки, Блок позаботился о рифме, а перечитать весь стих поленился.
Блок вообще был ленив. Сам он признавался, что поступал на юридический факультет университета только потому, что там легче всего было учиться. Конечно, еще легче было бы никуда не поступать, но тогда пришлось бы идти служить в армию. А Блок, хоть и гордился своим дворянством, служить отчизне не хотел и всячески увиливал.
Тысячелетия религия рисовала образ Христа, увенчанный терновым венцом. Революционер религии Блок украсил его венком из белых роз. Белых, с цветом непорочной любви, зашагали в завтрашний день бандиты грабить и убивать горожан. Это мистика? Нет, это осознанное искажение реальности. Вот если бы он надел ему шлем с красной звездой это была бы мистика.

Больше года я пишу статью о поэме «Двенадцать». Надеюсь
завершить, а в этом году опубликовать еще главу. Вижу, что Блок заинтересовал и Вас. Я думаю, что так много пишут о нем потому, что не согласны с написанным ранее.
Во всех случаях, вам спасибо за активную позицию.
С уважением, Николай Иванович. 29.10.22



Николай Тимофеев-Пландовский   29.10.2022 13:59   Заявить о нарушении