Ерёма

 
Гроза казаков - князь Ярёма Вишневецкий

«Ярёма идёт!» Один только этот слух наводил ужас на казаков и заставлял сниматься с обжитых мест целые округи. Суровый князь, несмотря на свою европейскую образованность, отличался звериной жестокостью к врагам.

Князь Иеремия (Ярёма) Вишневецкий родился 17 августа 1612 года в семье с сильными православными традициями. Он принадлежал к богатейшему роду и мог потягаться богатством со многими магнатами Речи Посполитой. Князь рано потерял родителей и воспитывался своим дядей Константином Вишневецким. По тем временам Иеремия получил хорошее образование, обучаясь у львовских иезуитов и в итальянских университетах.

Молодой Иеремия принял участие в Смоленской войне 1632-34 годов, в ходе которой лично водил в атаку отряды шляхетской конницы. В первой же кампании проявилась неуёмная жестокость князя к противнику. Он был ярым сторонником «плохой войны», когда территории неприятеля подвергались тотальному опустошению, за что получил прозвище «Поджигатель». «Ни огня, ни железа врагу не жалеть!», - приказывал Иеремия своим войнам и сожженные заимки, деревни и городки шлейфом тянулись за его отрядами.

После смерти дяди, Иеремия Вишневецкий становится полноправным хозяином огромных владений (за глаза называемых Заднепровской державой) и активно включается в политическую жизнь, нацеливаясь на престол Речи Посполитой. Под рукой князя находится до 230 тысяч подданных. Войско Вишневецкого считалось самой большой магнатской армией и насчитывало до 6 тыс. воинов, а при необходимости князь мог выставить до 20 тыс. солдат. В 1631 году Иеремия перешёл из православия в католичество, что открыло широчайшие возможности для политической карьеры и обеспечило безоговорочную поддержку польской шляхты.

В 1637-38 году на Левобережной Украине полыхнули казацкие восстания. Выступления были подавлены войсками магнатов с крайней жестокостью. К примеру, вся дорога от Днепра до Нежина была уставлена кольями, с посаженными на них казаками и крестьянами. Но даже на этом фоне, отряды Вишневецкого отметились лютым террором по отношению к местному населению. Людей вешали, сажали на кол, рубили руки и головы, выкалывали глаза. С тех пор дурная слава всегда бежала впереди войск Иеремии, а казаки считали его злейшим врагом.

После десяти лет затишья, в 1648 году, вновь поднялась Левобережная Украина. Отрядам под предводительством Богдана Хмельницкого удалось разбить коронные войска Речи Посполитой под Жёлтыми водами и Корсунем. Иеремия Вишневецкий оказался единственным, кто оказывал вооружённое сопротивление восставшим. Над казаками вновь учиняются звериные расправы. Как писал впоследствии историк Костомаров:

Иеремия «придумывал самые изощрённые способы и наслаждался муками, совершаемыми перед его глазами, приговаривая «Мучьте их так, чтобы чувствовали, что умирают».
В отместку казаки взяли княжескую резиденцию город Лубны и учинили такую резню, что даже Хмельницкий счёл это перебором и выдал зачинщиков Вишневецкому.

Как опытный и суровый командир Иеремия Вишневецкий проявил себя при защите Збаражского замка в 1649 году. Несмотря на многочисленные штурмы, запорожцам и их союзникам крымчакам не удалось сломить сопротивление поляков. Как показали дальнейшие события, неудачная осада Збаража отрицательно сказалась на положении восставших и только укрепила за князем славу удачливого вождя. Под хоругви Вишневецкого начали стекаться солдаты удачи со всей Польши.

Настоящим триумфом Иеремии стало сражение под Берестечком 1651 года. Конница Вишневецкого атаковала казацкий лагерь. Князь Иеремия с непокрытой головой, без панциря, мчался впереди своих жолнёров со шпагой в руке. Рубка велась с небывалым ожесточением. Поддержанные общим наступлением польской армии конные хоругви прорвали казачьи ряды и обратили в бегство татарскую конницу. Фактически Иеремия подарил полякам победу.

Успешное командование вознесло Иеремию Вишневецкого на небывалую высоту. Князь пользовался такой популярностью среди шляхты, что рассматривался в качестве единственного претендента на престол Речи Посполитой.

20 августа 1651 года Иеремия Вишневецкий внезапно скончался. Доподлинно неизвестно, был ли князь отравлен, или умер от эпидемии поразившей польский лагерь. Однако, мечту о Польской короне удалось осуществить его сыну Михаилу Вишневецкому, во многом благодаря популярности своего сурового отца.

Материал блога "Есть такая военная тема"


Рецензии