Неправда, друг не умирает...

     В школьные года я была делегирована на слёт Интернациональной Дружбы проходившей в городе Воронеже. Перед открытием мероприятия нас, как и все делегации, свозили на ознакомительную экскурсию с городом. Было дождливо, так что о городе и его достопримечательнастях узнавали только от гида*. Из автобуса мы вышли лишь у памятника Славы. Горел Вечный Огонь. Стоял почётный караул, к которому попросили присоединиться от каждой делегации по представителю – от нашей выбрали меня. Прозвучали приветственные слова к Слёту. После них в память о погибших воцарилась минута молчания, по исте­че­нии которой нам предложили вернуться на свои места. 
     Далее мы узнали историю создания данной братской могилы. В какой-то момент нас призвали установить тишину, и к нам из динамика, вмонтированного в монументальную стену, донеслись поочередно: песня (не вся) "Священная война" и отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского "Помните". Эта озвучка была сделана не специально для масштабного мероприятия, а уже не один год она стабильно повторяется через каждый час, и музыкально-стихотворное напоминание могут услышать все и каждый, кто подходит к памятнику. Кстати, мини литмонтаж длился минут пять-семь, однако его "металл" запомнился на всю жизнь.         
     В заключении ведущий мероприятие сказал, что здесь захоронены люди разных взрастов, а скоро мы будем старше их, но забывать, что защитники погибли не только за тех, кто жил тогда, мы не должны. Отдавшие свою жизнь во имя жизни на земле, всегда живы, всегда с нами, а также с теми, кто родится и будет рождаться – они как неизримые наши друзья... 
     Наверное, последние слова-напутствие, были основаны на строчке из произведения К. М. Симонова "Неправда друг не умирает...". Через года  в своём эссе Я привожу это стихотворное сочинение:

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья — сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.
                1942 год

     Константин Михайлович написал и посвятил это произведение своему другу – драматургу, военному корреспонденту, писателю Евгению Петровичу Петрову** (30 ноября 1902-02 июля 1942 гг.), погибшему в авиакатастрофе при выполнении редакционного задания.

     На аватаре коллаж по картинкам из интернета:
1. Строка из стихотворения, которому в этом году исполнится 80 лет;
2. Памятник воинской славы в Воронеже.

       *Перед днём отъезда дождя не было, и наши славные руководители поводили нас по городу, в котором тоже были первый раз. Мы посетили парк, поели мороженое, просто походили по улицам, заходя в магазины за памятными сувенирами и вернулись назад. А вечером был прощальный бал.
     Нам в Воронеже всё понравилось!
     **Настоящая фамилия – Катаев:  он родной брат писателя Валентина Петровича Катаева.


Рецензии