Р63 Пушкин Меткие заметки Чревовещание смерти в об
книги американ. проф. Алисы Динеги Гиллеспи «Поэтическое воображение Пушкина»
Каменнностровский цикл (КЦ) Пушкина – для нас это финальная часть Расширенного островного корпуса (РОК) его лирики – Гиллеспи называет поэтической этикой нашего всего поэта, а стиль ее лирического изложения – «чревовещанием смерти в обход молчания»
Тезис (замысел) КЦ ясен:
Пушкин после суицидального 1835-го (по И. Сурат) собрался в 1836-ом умирать, стал искать путь к концу жития, не смог об этом молчать и в обход обета молчания затеял последний свой чревовещательный разговор о сущем и смерти. Приятие смерти выражено искренне и глубоко духовно и без всякого мистического ореола.
Гиллеспи сделала схематичный обзор истории толкования стихотворений КЦ и, поняв, что основная часть его исследователей и толкователей не столько стремилась к истине понимания Пушкина, сколь была более всего озабочена оригинальностью своего толкования состава, конструкции и тайнописи КЦ, также решила не отставать от мастеров (Измайлова, Старка, Степанова, Алексеева, Петруниной, Фридлендера, Савченко, Макогоненко, Тоддес, Фомичева, Давыдова, Филиппова, Кибальника, Лесскиса, Мучника, Пауэлстока, Бочарова, Сурат) и выдала свой оригинальный взгляд на параметры этого знаменитого цикла:
1_ сохранила общепринятый костяк состава КЦ из пяти стихотворений с общей темой вдохновения, безумия (мании по Платону), творческой свободы и ответственности
2_ обнаружила крестообразную структуру КЦ с осевой симметрией:
3_на внешней периферии конструкции (креста) расположены «Из Пиндемонти» и «Когда за городом задумчив я брожу…» ( первый – о правах личности, а второй - просто о смерти без пафоса и кликушничества…) = это путь поэта в молчание
4_в центре – многозначное «Подражание итальянскому» с двусмысленным образом Иуды и размышлением об обаянии Зла, соблазне и искуплении (возмездии)
5_на внешних створках триптиха – «Отцы пустынники» и «Мирская власть» с образом страдающего Христа
Центр всего КЦ Алисы – Подражание… с его историей Иуде, его «акции предательства с поцелуем» и самоубийстве (избрании «виселицы» вместо «дуба забвения» или «животворящего креста») с низвержением мертвеца в Ад.
В этой истории выделены следующие символы:
- уста (они у Пушкина есть в Пророке, Отцах, Подражании), которые надо то ли неограниченно наконец разомкнуть, то ли навеки заткнуть, то ли опечатать поцелуем Христа, Иуды или Сатаны (все целуют и каждый со своей миссией); уста для Слова, Молитвы и уста для поцелуя …
- поцелуй = Христа - посвящающий и инициирующий адепта, ученика и апостола; Иуды - предающий и обозначающий акцию начал страстей Христовых; Сатаны - карающий
- центр Подражания – центр КЦ – самоубийство Иуды и попытка понять – предатель н или творец и исполнитель особой миссии, без которой мученичество Учителя невозможно
Целуя Иуду в финале Подражания, Сатана замыкает умопомрачительную петлю целований: «Сатана … лобзанием своим насквозь прожег уста В предательскую ночь лобзавшие Христа» - от предательства к каре за предательство … Бог-Сын с Чашей моления просил Бога-Отца избавить его от этого … Но Бог его облобызал и предал … муке за всех и вся … И за предателя Иуду, который и не предал, а лишь исполнил приказ Учителя = помочь стать мучеником Веры… Но финансист секты зелотов и сикариев Иуда сыграл двойную игру = принял приказ Учителя к исполнению, но поступил как плут - взял и 30 сребреников от фарисеев да саддукеев за лобзание Христа… Бизнес превыше всего, фра.
Для Пушкина поэзия не имеет ничего общего с морализмом (И. Сурат).
Его интересует одно: Иуда – предатель или нет?
И никакой морали или ворчания и чревовещания о пороке …
Как тут не вспомнить:
В первую половину бурной и легкомысленной молодости с пера Пушкина слетели две яркие сентенции:
1) первая - в письме, написанном в ноябре 1825 г старшему другу и наставнику Петру Андреевичу Вяземскому по поводу сожалений его об утрате дневников Байрона:
"Зачем ты жалеешь о потере записок Байрона? <…> толпа жадно читает исповеди, записки etc, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок - не так, как вы, - иначе"
2) вторая - суждение на ту же тему в том же году было высказано Пушкиным в заметках на полях статьи Вяземского "О жизни и сочинениях В. А. Озерова", в которой Вяземский призывал писателей "согревать любовию к добродетели и воспалять ненавистью к пороку". Пушкин вспыхнул:
3) "Поэзия выше нравственности - или, по крайней мере, совсем иное дело. Господи Суси! Какое дело поэту до добродетели и порока? разве их одна поэтическая сторона"
Любовь, исполненная зла – так у Ст. Куняева
Андрей Вознесенский в своё время с восторгом ухватился, как за спасительную соломинку, за сказанные в полемической запальчивости пушкинские слова:
Когда писал он Вяземскому
с искренностью пугавшей:
"Поэзия выше нравственности",
читается - "выше вашей"!
***
Итак – реперы КЦ :
Дилемма смерти: Смерть = пункт назначения или источник вдохновения
Крестообразная симметрия КЦ в РОЦ
В центре креста структуры творения – Подражание итальянскому (Джанни)
В центре Подражания – тема сущего и смерти с суицидом Иуды
Центральный образ – Иуда с биполярностью миссии
Дуб забвения, Животворящий крест или Осина с веревкой
Предатель или творец
От кого миссия Поэта-Пророка . От Сатаны...?
Биполярность вдохновения, бесовский источник
Бесовская природа мессианства и апокалиптики
Для второго захода на посадку надо изучить труды Евгения Абрамовича Тоддеса и Гаспарова Бм. «Поэтический язык Пушкина" (1999)
Свидетельство о публикации №222042900841