C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Воспоминания И. Г. Гороховой Бойковой, комментарии

Замечания по поводу воспоминаний Елены Георгиевны Бойковой об отце.
Составила сестра Е.Г. Бойковой Ирина Георгиевна Горохова (в девичестве – Бойкова).

1. После окончания рабфака он (отец Ирины и Елены) поступил учиться в педагогический техникум, где училась и мама. Там они и познакомились, отсюда и его дальнейшая педагогическая деятельность.
2. Одним из мотивов отъезда из Сарканда был также «надо детям давать образование», а там было очень глухое место. В Сарканде он дружил с одним учителем, Горьковым П.В., жена которого была моей первой учительницей. Спустя много лет, когда я уже была замужем, и мы купили квартиру, вдруг к Юре в университете подошел молодой человек и спросил, он ли мой муж. Оказалось, что это сын Горьковых, учится в университете. Он привёз к нам свою мать на свидание со мной. Интересно было, они переехали жить в Кисловодск. Отец действительно уехал из Сарканда, не уволившись даже. И Горьков во всём ему помог.
3. В Сарканде я пережила первую пионерскую организацию, были дикие, с самообслуживанием, лагеря в лесу (не такие, как потом). Ходили мы, девчонки, в коротких шароварах, а не в юбках, за что старухи нас стыдили. Педагогическая жилка у меня всегда жила с детства. Я учила кукол, писала планы для занятий с ними.
Интересно, что отец не смеялся, а выдавал для этого тетрадки мне. Уезжая, я мечтала, что на новом месте обязательно попрошусь быть звеньевой. Как сейчас, это была голубая мечта.
4. В Сарканде мне запомнился «казённый сад», в который мы с мамой ходили покупать фрукты. Лошадь у отца, на которой он меня учил ездить. Пасека, которую завёл отец и на которую он меня возил, а также возил маму в школу и на рынок. Помню, что наш дом стоял на берегу р. Сарканки, которая была одновременно границей с Китаем, и мы, дети, даже ходили в Китай за цветами, за что нас ругал отец. За цветами «марьей-карениной» (пионом «марья-коревна»). Ходили и в горы вместе с учительницей, там я впервые увидела альпийские луга. Местный священник пытался нас отвратить от «пионерства».
5. В Сарканд отец вызвал и всю свою оставшуюся без отца семью: мать и всех братьев, (сестра была уже замужем). Всех их воспитывал и учил.
6. Илек был тем интересен, что в него ссылали в период репрессий. Так мы получили истоки культуры учителей немецкого языка, физики, химии, пения, музыки. Учительница Ганяева М.В. рассказывала об операх и мы слушали их на пластинках. Она меня очень любила, и во время Войны, когда я училась в университете, прислала мне денег (я жила очень бедно). И потом поздравила с окончанием университета.
7. Интересно, а я дружила с дочерью Волкова, помню, мы с мамой ходили к ним в гости, и даже потом переписывались из Илека, я ей писала и ничего не знала о трагедии в их семье.
8. Мне тоже с фронта отец прислал в Саратов какую-то рукопись из военной жизни, но я была глупа и мне казалось, при моём тогдашнем молодом максимализме, что отец слишком наивен и романтичен. Пытается вообразить себя писателем. И я, конечно, не сохранила её.
9. Лёля (сестра Елена) ошибается, когда провожали отца в армию, я ещё была дома. Я помню, я плакала в ДСК. До этого, летом, я, отец и Надя Чеботарёва (моя подружка), работали в колхозе на отдельном хуторе, веяли хлеб. Потом, зимой, мама надела на меня отцовское пальто до пят и отправила с одним знакомым мужиком получать на трудодни хлеб. Весной мы с мамой один мешок продали, и на эти деньги я уехала учиться, сначала в Куйбышев.
10. Отец привёз мне также часы простенькие, одеяло, и мне сшили туфли у местного сапожника из розовой кожи, привезенной отцом.
11. Ты, Лёля, ошибаешься, я плакала, когда ходили заказывать гроб отцу. Но меня родственники остановили, и я почему-то поверила, что больше плакать не надо. Ещё мне запомнилось, что за гробом шло много учеников (видно, школа прислала), при взгляде на них, я плакала.


1) Во время войны к нам в Илек эвакуировали 2 спецшколы, в которых молодых мальчиков учили не только школьным предметам, но и военным специальностям, из Днепропетровска.
Нас учили одни и те же учителя, вместе посылали в колхоз на работы. Мы познакомились, вместе ходили на танцы в ДСК и принимали их на посиделки дома.
У них были досрочные выпуски и однажды мы решили им устроить что-то вроде проводов. Нам помогала жившая тогда у нас в эвакуации тётя Аня (дяди Мишина жена). Были пельмени с картошкой с секретами и какие-то кушанья из овощей, т.к. больше ничего не было. Они только нас, девочек, просили: «Выйдите на берег Урала (их увозили на пароходике в Оренбург, а потом на фронт), в белых платьях и помашите нам рукой!». Первое время они писали нам письма, где с большой благодарностью вспоминали эту вечеринку. Потом я получила такое письмо: «Здравствуйте, незнакомая Ира! Сегодня, совершенно случайно, расписываясь в приказании, я прочитал ваше письмо на обратной стороне. Правда, написано не мне, но в силу того, что я Савинкова знал с 39-го года и вместе с ним учился, я решил написать, вернее, сообщить о нём. Савинков погиб в октябре месяце под Кривым Рогом. Погиб героически, возле орудия. Если вас что-нибудь будет ещё интересовать, пишите, я вам на все вопросы отвечу. Пока всё. С фронтовым приветом. Волошин Валентин. 28 V 44г.
Я тогда была студенткой, была молода и глупа. Это был наиболее умный мальчик. Мне когда-то он рассказывал, что такое университет, и первый посоветовал идти в него (учиться). Мне бы тогда послать письмо Волошину (которого я не знала), расспросить бы побольше про Володю, про его родителей, не додумалась. Большинство из этих ребят погибли, но потом, в конце войны, мне пришлось, будучи студенткой, встречать парней (других, к сожалению), с фронта. В конце войны недоучившиеся студенты, и просто желающие поступить учиться, стали приезжать в Саратов, где я уже училась на 5 курсе. Родина Мать их встретила с фронта разрухой и голодом. Их поселили в общежитие, в комнату на 60 человек (бывший зал), и посадили на карточки. Они всё, что знали из школы, практически забыли на фронте. Им было тяжело, и они подняли бунт. Я тогда была в профкоме университета и меня послали (20-л девчонку) их усмирять. Когда я зашла к ним в комнату, это был ужас. Летели стулья и другие предметы, стоял крик. Я остановилась у двери и застыла. Затем сработал известный педагогический приём: когда ученики видят, что преподаватель вошел и молчит, постепенно начинает работать любопытство и всё затихает. Тогда я им говорю, что знаю, что им трудно, но давайте я вам расскажу, как мы жили здесь без вас. Как жили мы в нетопленном общежитии (на стенах был снег, пальто не снимали). А дрова, если и находили, то несли в университет. Там стояли самодельные печурки, которые сами студенты и топили всё время лекций. Прыгали все «хором», чтобы согреться. После обеда ходили в госпитали, чтобы помочь, голодали, но всё же учились. Теперь готовы вам помочь в учёбе.
Они выслушали меня и вдруг настроение изменилось. Один из них, видимо, раньше учившийся в музыкальной школе, вышел к роялю (дело было в актовом зале) и заиграл сентиментальный вальс Чайковского. Настроение изменилось, стали говорить по делу, как что исправить. После этого они стали меня преследовать всюду и были моими друзьями на горе Юры Горохова.
2) Когда провожали из Илека на войну, провожали всем селом. Помню, провожали директора школы. Бабы плакали, а он нам в ответ: «Не горюйте, бабоньки, я вам Гитлера в мешке привезу!». Погиб. Осталась маленькая дочь Светлана, и та утонула вскоре в Урале. А жена вышла замуж за офицера, приехавшего сообщить о гибели мужа.
3) Мне тоже один раз пришлось разговаривать с пленным немцем по-немецки. Возле Саратова было много лагерей пленных, и их заставляли, в частности, ремонтировать наше общежитие. Однажды один молодой парень осмелился заговорить со мной. Он спросил, понимаю ли я по-немецки. Я ответила довольно неброским словом «wening», что означает «немного». Это всё научила нас М.В. Ганяева. Он так был удивлён, что я знаю это слово. И спросил, что мы здесь делаем? Опять удивился, что учимся. Затем рассказал, что он сын фермера и учиться много ему не нужно было. Я была страшно горда, что я его поняла.
4) Во время войны как-то люди жались друг к другу. Например, когда мама получала посылку с фронта (разные, в основном поношенные тряпки у солдата), то приглашали всю родню, всё делили поровну, т.к. были обнищавшие.
5) А дядю Павла мы долго считали без вести пропавшим. Гораздо позже узнали, что он погиб.
6) Во время войны меня (и не только) заставили в школе измерять усадьбы у крестьян. Сколько я видела там слёз, при мне получали «похоронки».
7) Отец не любил кино. Говорил, что всё показывают там предвзято, а народ предали в революции. А я за это на него сердилась. Вот, думала, старый и всё ворчит, а всё хорошо. Интересно, что неплохие были люди Гороховы, и состоятельные, но вот всё-таки мещанистые и далеко им до нашего нищего отца. Всё-таки его я вспоминаю больше. Но вот, к сожалению, дети мои выросли «Гороховыми». Они ничего о нём толком не знают, когда спрашиваю Алёшку «Кто был твой прадед?». «Сельский учитель» и всё. Тут большую роль сыграло и его воспитание отцом Серёжкой. Я со своим мягким характером не сумела ему противостоять.
8) Интересно, что я нашла единомышленника в теперешнем Тонином муже. Чуваш, из деревни, сын учителей, сумел кончить университет – физик. Очень любит классическую литературу и даже внешностью чем-то напоминает отца.
9) Кстати, отец тоже заставлял меня писать дневник и заметки в местную газетёнку в период моего вступления в комсомол. Я особенно старалась работать в колхозе и даже попыталась писать заметки в газету, но отклика не получилось.
10) Лёля пишет, что она, чтобы поехать в Саратов с отцом, шла пешком с ним на станцию «Казахстан». А я, чтобы ездить на эту станцию, ходила пешком в Приуральное (от Илека 7 км). А из него (там были родственники мамины), они меня отправляли в «Казахстан». Очень часто оправляли с колхозными подводами. Приходилось уходить в колхозные бригады. Вот насмотрелась я там! Работали одни дети. Мужчины были на фронте, где женщины – не знаю. «Темнота» дикая. Сплошной мат. Как хлеб выращивали – не знаю. Как армию кормили? Дома маленькие дети ходили в одних холщовых рубашонках, без обуви, в основном сидели на печке, не гуляли. Когда в 43-м я возвращалась домой, я везла с собой мешочек самодельных сухарей, сэкономила, так они так радовались! Голодали. Бельё полотняное прислал отец, я им всё отдала. Вот где была нищета. Поезда в войну нормальную посадку не производили. Их встречала толпа, и брали штурмом, даже с билетами, на какой сумеешь сесть и радуйся.
11) Когда я Тоню сейчас ругаю, говорю, что она авантюристка, она отвечает: «Я, слушая твои рассказы, бабушка, прихожу к выводу, что ты ещё хуже была авантюристка, столько всего пережила».
12) В 41 году, у нас после выпускного вечера, сразу по окончании школы, всех мальчиков взяли на фронт без подготовки. Девочки многие пошли в медсёстры или на трудовой фронт. Я кончила школу в 16 лет и Надя Чеботарёва (подруга), тоже. Нас никуда не взяли. Сказали, что у нас редкая возможность поехать учиться. Мы и поехали в Куйбышев. А там бомбят, есть нечего. Пришлось вместе с учёбой устраиваться работать уборщицей, там же в институте. Многие не выдерживали. Направляли их по достижении 18 лет на завод. Мы видели, как там живут. Общежитие в ангаре, в 5 этажей кровати и нескончаемый труд сменами. На выпускной в школе меня пригласили к Лёле. Мама сшила платье в горошек, ситцевое, я была страшно рада. Кофта у меня была тогда байковая.
13) В войну нас на каникулы не отпускали, мы заготавливали дрова (газ ещё не был открыт). Один раз забыли про нас и не привезли нам паёк. Мы, поголодав в лесу, пошли пешком обратно в Куйбышев. 4 дня шли голодные. Зашли в одну избу в деревне. Сидит женщина с детьми. Говорит «Девочки, у меня самой хлеба нет, вот есть только свекла и морковь вареные». С детьми сидит. В Куйбышеве отдали нам за все дни один паёк.
14) После войны мы сами своими руками построили лабораторию, в которой потом работали.
15) Когда я приезжала на каникулы, привозила пустяковые подарки. А Юра (наш братик) меня спросил: «А там перочинных ножей не было?». Бедный мальчик, я не догадалась, а он во время войны мог об этом только мечтать.
16) Во время войны мыло было дефицитным. Я помню, как состоятельные Гороховы ходили в общую баню, неся с собой жестяные баночки с жидким мылом.
17) Когда я вышла замуж, отец очень возмущался, что я радуюсь какой-то подаренной хрустальной вазе и белому платью, которое я, очень стесняясь, сшила себе у портнихи. Он считал, что это мещанство. Что делать, а я мечтала тогда ещё и о туфлях.
18) Во время войны один знакомый спецшколёнок сказал мне: «Я уезжаю на фронт, мне деньги не нужны, возьми 500 р, ты едешь учиться». Так и заставил взять. Фамилию его я не помню.
19) Мой одноклассник Петя Горбачёв добровольцем пошел на фронт. В первом же бою ему выбило глаз, и он потом всю жизнь был инвалидом. А было ему 17 лет. Вот как воспитывали нашу молодёжь.
20) Я пришла к выводу, что отец наш был всё-таки романтик. Несколько даже наивный в нашей жестокой жизни. Может, поэтому и начал пить. Стоит только начать, а потом это уже болезнь, часто неизлечимая. Нелегко ему было бороться со всякой грязью. Но, всё-таки, несмотря ни на что, он оставил о себе светлое воспоминание и благодарность детей за настоящий стержень в жизни, который он сумел им привить.
21) Из библиотеки отца, в своё время, я взяла единственную книгу, старую энциклопедию Павловского. По-моему, она у нас пока цела. Ещё при отъезде моём из Шкуринской, куда они с мамой переехали из Илека, в котором начался голод (1946г), он подарил мне маленький томик стихов Майкова с надписью: «Ируське! В день отъезда из Шкуринской. Папка». Дата смазана, где-то около 46г. Когда доставала эту книгу из футляра старых часов (служит мне шкафчиком для мелких книг), последняя оставшаяся струна в них вдруг зазвучала, мне даже стало страшно.

Горохова (Бойкова) Ирина Георгиевна.    2010 год. Москва.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.