Как мы будем жить в мире роботов?

1. Разворот с Запада на Восток

Нашему бизнесу нужно искать новых партнёров. Окно, которое Пётр прорубил на Запад, для нас захлопывается. И санкции, введённые против России, похоже, будут ещё долго. Партнёров нам придётся искать прежде всего, в Азии. Однако динамичные азиатские экономики от нас находятся далеко. Там говорят на иных языках, и мы об этих странах не очень много знаем.

Можно сказать, что Россия хорошо подготовилась к конфликту с Западом. У нашей экономики нет практически слабых мест. Наша страна - самодостаточна. Если европейцы перестанут закупать у нас газ и уголь, то навредят они прежде всего себе. А на свои энергоносители и на продовольствие мы покупателей, наверняка, найдём. И без того, что мы закупаем на Западе, наша страна как-нибудь обойдёмся.
Прежде всего, России необходимо развивать сотрудничество со странами ЕАЭС. Однако объём рынка этого объединения невелик, и у всех его членов значительное технологическое отставание от более развитых стран. Так что нашим производителям необходимо выходить на рынки Индии, Китая, Вьетнама, Индонезии… Но что, кроме сырья, мы этим странам можем предложить? До сих пор у нас они закупали оружие, да ещё в некоторых из этих стран мы строим АЭС.

2. Место России в роботизированном мире

В мире происходит новая технологическая революция. В разных отраслях внедряются роботы и робототехнические комплексы. И роботы будут вытеснять человека из всех сфер.

А наша страна в использовании роботов пока от других экономик отстаёт. На 10 тысяч работников в нашей стране приходится только четыре робота. В Европе на такое же число - 106, в США — 91, в Азии — 75. В 2018 году в нашей стране было продано 860 промышленных робота. И только 5% из них — отечественного производства.

Уже сегодня роботов используют при сварке, холодной штамповке, в процессе литья, прессовании пластмасс, и при термической обработке. Роботы занимаются механообработкой, упаковкой и работают на конвейерах.

Некоторые роботы работают администраторами, музейными гидами, консультантами, консьержами. Они заменят работников в банках и в торговых центрах. Они умеют отбирать резюме кандидатов на сайтах, звонят соискателям и анализируют их ответы, а потом проводят видеособеседования.

Промышленные дроны будут использоваться при монтажных работах. Они будут поднимать грузы и доставлять их к нужному месту. Роботы будут трудиться в сельском хозяйстве, и их уже используют при тушении пожаров.

Ведущими странами по плотности роботизации являются: Сингапур – 918, Южная Корея – 855, Япония – 364, Германия 346, США – 228 и Китай 187. Россия по абсолютным показателям продаж роботов уступает даже Польше  и Чехии.

3. Без людей будут работать целые заводы

Роботы заменят людей при производстве железобетонных изделий. Один робот будет задавать пропорции для смешения песка, щебня и цемента. Другой - из арматуры сварит каркасы. Манипулятор эти каркасы установит в форму, а после её заливки бетоном, механическая «рука» передвинет форму на вибростол. После чего отвибрированную массу система отправит на термообработку. Через положенное время специальные «руки» робота форму разберут, а другой робот очистит форму. Позже роботы перевезут изделие на склад, а затем погрузят на транспорт для отправки на стройку.

Аналогичные робототехнические комплексы будут внедрены на металлургических заводах. Там они будут выполнять все операции от заливки металла до получения готового проката.

«Придут» роботы на хлебозаводы и на кондитерские фабрики. Они будут пахать на полях, займутся обработкой междурядий и уборкой урожая. А затем, собранное на полях без помощи человека, автоматы сами доставят на переработку.

4. Заводы без человека

Роботы заменят людей при производстве железобетонных изделий. Один робот будет задавать пропорции при смешении песка, щебня и цемента. Другой - из арматуры будет варить каркасы. Манипулятор эти каркасы установит в форму, а после её заливки бетоном, механическая «рука» передвинет форму на вибростол. Затем отвибрированную массу система отправит на термообработку, а через положенное время специальные «руки» форму разберут, а другой робот очистит форму. Позже роботы перевезут изделие на склад, а затем погрузят на транспорт и отправят его на стройку.

Аналогичные робототехнические комплексы будут внедрены на металлургических заводах. Там они будут выполнять всё - от заливки металла до получения готового проката.

«Придут» роботы на хлебозаводы и на кондитерские фабрики. Они будут пахать на полях, займутся обработкой междурядий и уборкой урожая. А затем, собранное на полях без помощи человека, автоматы сами доставят на переработку.

5. Человек в мире роботов

Чем будут заниматься люди, когда на их места на производстве «придут» роботы? Прежде всего, инженеры займутся проектированием этих манипуляторов. Потом наладчикам нужно будет эти хитроумные устройства настраивать и обслуживать. Программисты для этих машин будут писать программы, а через положенный срок «железных работяг» нужно будет отправлять на плановый ремонт. Там их «суставы» разберут и измеряют износ. Если потребуется, детали расхромируют и снова нанесут хромовое покрытие, а затем шлифовщик «суставные детали» заново отшлифует. Восстановленные детали передадут на сборку, там манипулятор из восстановленных деталей заново соберут, и прогонят в холостом режиме положенное количество часов. Восстановленный ценный груз погрузят в самолёт и из сертицифицированного для ремонтных работ производства доставят к конвейеру.

Если случится серьёзная заминка на производстве, бригаду наладчиков срочно доставят к конвейеру, чтобы перезапустить его.
После того, как по железным дорогам будут ходить поезда без машинистов, следить за железнодорожным полотном по-прежнему придётся путейным рабочим.

6. А что на Востоке?

Пока товарооборот со странами Юго-Восточной Азии, за исключением КНР, у нас небольшой. С Индией в 2020 году он был $9,24 Млрд., с Вьетнамом - $5,64 Млрд, с остальными - ещё меньше.

Да и что мы им можем продать? У них, как будто, есть всё своё. Едва ли в этих странах будут покупать продукцию нашего автопрома. Неизвестно пока также, можем ли мы купить там что-то из того, что прежде покупали в Евросоюзе? Кроме того, существуют сложности с логистикой. Вся доставка к нам происходит либо через три пролива, либо через Владивосток, а потом по железной дороге через всю страну.

7. Будет ли эффект от использования роботов в России?

Наиболее эффективно внедрение роботов при крупносерийном производстве. Наши заводы в этом отношении уступают аналогичным производствам в других странах. Концерт Тойота, например, ежегодно производит и продаёт по 8 миллионов автомобилей, Концерн Фольксваген – около 7 миллионов. А с конвейеров всего нашего автопрома сходит меньше 2 миллионов легковых автомобилей. Да и то, на наших заводах собираются, главным образом, автомобили из зарубежных комплектующих.
Практически монопольным производителем в транспортном машиностроении является Объединение Трансмашхолдинг. На тринадцати заводах холдинга, размещённых на территории России, а также в Луганской народной республике ежегодно выпускается 1400 секций локомотивов и 1550 пассажирских вагонов.
Ещё один пример крупного производителя - объединение КАМАЗ. Там производится по 45 000 грузовых автомобилей.

Как видим, наши производители значительно проигрывают в серийности зарубежным. Это отчасти связано с тем, что в нашей стране российский, а также зарубежный капитал инвестируется, не в робототехнику, а, главным образом, в добычу сырья, в его транспортировку, и энергетику. Но в этом и сильная сторона нашей экономики. В России – всё своё: сырьё, металл, полимеры, цемент, стройматериалы, бумага, энергоносители, удобрения и изделия из леса. Всё это у нас значительно дешевле. А значит и сложные изделия, а также машины и оборудование выгодно производить в России. А потому бизнесмены неизбежно будут открывать производства в нашей стране и оснащать его роботами, и робототехническими линиями.

И нам не стоит беспокоиться о том, что наша страна отстанет в этой области. 


Рецензии
А вот мой сын так не считает. Почему его, а не моё мнение интересно? Да потому, что он налаживал многие робототизированные системы и производства. Знает их, и сейчас продолжает это делать. Вот его доводы.

Чем технологичнее производство, тем дороже оборудование, которое в нём применяется. А оборудование имеет такое свойство, как износ. Замена или модернизация технологичного оборудования тоже денежных вложений требует.
Поэтому имеется предел, выше которого повышать технологичность производства не имеет смысла. Никакого. Ни экономического, ни социального, ни здравого.
Кроме того, далеко не все люди способны к работе в области кибернетики. Однако, они способны к ручной творческой работе. Нужно ли их лишать этого естественного и простого удовольствия и делать из них слуг, помогающих роботу?

Мне кажется, это риторический вопрос.

Дмитрий Маштаков   13.05.2022 06:32     Заявить о нарушении
Спасибо Дмитрий!
"Нужно ли их лишать этого естественного и простого удовольствия и делать из них слуг, помогающих роботу"
Мы с вами думаем, что нельзя, но диктовать будет рынок.
Я тоже думаю, что для тех, кто может работать пилой, метлой, работа будет.

У нас в городе каждый день ходит человек вдоль тротуара подбирает бумажки. (Кто-то же их бросает?) Другие стригут газоны. Грузят мусор из переполненных бачков в машину. А ещё убирают рощу от сухих деревьев, тушат пожары.
Мы сами создаём такие проблемы, что никакие роботы их не решат.

Владимир Иноземцев   13.05.2022 09:38   Заявить о нарушении