Почему в России справедливость это первый хлеб?
Мое первое столкновение с несправедливостью произошло через советское слово "блат". Тогда, в юности, я не понимал, почему этим термином называли и отпетых уголовников, и респектабельных граждан страны Советов. Ответ пришел после прочтения Шаламова: лагерная иерархия, где "блатные" уголовники жили в привилегиях на фоне политических заключенных, стала метафорой всей советской системы. "Все равны, но некоторые равнее" — эта горькая истина особенно ясно проявилась, когда именно партийная элита первой бросилась демонтировать социализм. Как гласит восточная мудрость: "Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд".
Свобода сама по себе не гарантирует справедливости. Ещё два века назад американский президент заметил, что "волки и овцы" по-разному понимают свободу. Современный капитализм, ставший глобальной системой, успешно создаёт демократические институты, но остается вопрос: насколько справедливо устроено такое общество?
Почему же в России вопрос справедливости стоит так остро? Все ключевые катаклизмы XX века — от революции до перестройки — были движимы жаждой правды. Для русской души справедливость — не абстракция, а насущный хлеб, без которого невозможно духовное выживание.
Но возможна ли справедливость без правды? Как хлеб не испечёшь без муки, так и справедливость невозможна без честного признания наших исторических ран и ошибок.
"Русский человек, — писал Достоевский, — без правды жить не может". Может, именно в этом наша особенность — мы готовы терпеть лишения, но не терпим лжи. И пока эта жажда правды-справедливости живёт в народе, Россия будет искать свой, особый путь — между "волками" и "овцами" капиталистического современного мира.
Свидетельство о публикации №222043001699