Бабель с нами

«Классиков нужно не только
                читать, но и перечитывать»
   
    По всем законам, после прочтения хорошей литературы, должно появиться желание писать. Для конспирации стараясь делать это языком, отличным от стиля прочтённого автора. Но, во-первых: как раз из-за старания отличаться, только подчёркиваешь временное единомыслие, а во-вторых: желания писать начисто отпадает. Хочется только читать ещё и ещё. Для тех, для кого окололитературная деятельность – это ежедневная работа (журналистика в том числе), мука понимания своей никчемности и ничтожности (которая неминуемо приходит после прочтения шедевров), сравнима с оптимизмом начала рабочего дня кондуктора в автобусе или сладострастием фотографа на пляже ближе к вечеру. Мысль только одна: «Так мне никогда не суметь! Так стоит ли пытаться?!»
    
    Ну, сами посудите. Вот Бабель пишет так, что на каждой его странице находишь шедевр. «Любкин погреб был закрыт уже, пьяницы валялись во дворе, как сломанная мебель…» .
    Или вот там же и о том же, в «Одесских рассказах»: - «…пьяный мастеровой вышел в центр двора и, разбросав рубанок и пилу, свалился на землю, обнял её спиной и захрапел, весь в золотых мухах и голубых молниях июля».
    И что интересно! Бабель пишет красиво не о «тургеневских девушках» и не о «дворянских гнёздах». Он пишет о самом дне общества. И герои его рассказов – биндюжники, налётчики, лавочники, пьяницы. Но словом он при этом ваяет, как ювелир Фаберже.
   
    Те, кто знает, что в Одессе биндюжники вошли в поговорку, как самые искусные матершинники, восхитится фразой Бабеля: - «Среди биндюжников старый Фроим Грач слыл сквернословом».
    И про него же: «Об чём думает такой папаша? Он думает об выпить рюмку водки, об набить кому-нибудь морду и об своих лошадях…» Бабель мастер метафоры, но ещё и не обязательно прямой, а чаще даже косвенной. Вот у Олеши есть прямая отличная метафора: - «Тень лежала под деревом, как цыганка». Но и есть блестящая, косвенная: - «Когда ешь вишню, кажется, что идёт дождь».
    А как сумел Булгаков написать про просыпающегося с безумного «бодуна» Стёпу Лиходеева: - «Пошевелив пальцами ног, Стёпа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукой провёл по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил».
   Или там же в «Мастере..»: - «...Чтобы я предложил даме водку?! Помилуйте! Это же чистый спирт!» Это же хулиганство гения русской словесности! Это же просто – ...нет слов!
    Точнее, они есть! Но у великих писателей, которых можно запросто взять в библиотеке и перечитать. И, при этом, мстительно выключить этот проклятый, зомбирующий на животную жизнь, телевизионный ящик!
   
  Так что, извините. Но написать у меня нормального эссе сегодня  не получилось. Тем более метафоры почему-то вспоминаются все какие-то не безалкогольные. Ещё подумаете  чёрт знает что…
   
  Просто я Бабеля перечитал накануне…
   
Сергей Кащеев


Рецензии