Май байдарочный

 
   В студенческие годы мы с нетерпением ждали майских праздников. Как правило, в эти дни путешествующая братия отправлялась в байдарочные походы по Подмосковью и в близлежащие области. Реки Нара, Каширка, Воря, Истра, Сестра, Нерль, Мста, Лопасня, Искона и другие были пройдены на тяжелых отечественных байдарках «Салют», а позже «Таймень».
   С каким энтузиазмом мы таскали невероятно тяжелые трехместные лодки, вес которых достигал 35 кг! К этому добавлялся и вес рюкзака – 20 кг. Унести все одновременно было очень тяжело. Байдарка упакована в два места: «шкура» с веслами – один тюк и так называемый «карандаш» – метра полтора высотой мешок, куда укладывался алюминиевый каркас лодки. На трех человек приходилось 5 вещей (3 рюкзака + 2 места байдарка). В первых походах судно переносили на руках, за спиной рюкзак, а руками держали «шкуру» или «карандаш». Позже, с опытом, стали использовать двухколесные тележки. На них и перевозили байдарки.
   Но все равно, передвижение было затруднительным, в метро пускали не всегда, загрузиться могли или в военный УАЗ – «буханку», или в легковой автомобиль с кузовом универсал…
   Поездка на реку во Владимирской области запомнилась рядом событий. Группа садится в электричку, идущую в г. Александров, которая уже плотно заполнена туристами-байдарочниками. Предпоходную атмосферу дополняет игра на гитаре в разных концах вагона, а шумные приветствия, гоготания и болтовня на около походную тему заполняли оставшиеся минуты до отправления электрички. Основная туристская одежда того времени – брезентовая, еще один элемент единения разновозрастной публики. Все мы туристы, все с рюкзаками и байдарками. Ни до, ни после этого мне не приходилось встречать в одном месте такого скопления туристов-байдарочников. Чужаки-пассажиры, случайно оказавшиеся в одном вагоне с нами, старались покинуть этот туристский «вертеп».
   Поезд трогается. Туристы с опытом начинают укладывать байдарки у раздвижных дверей внутри вагона. Одна упаковка ложится на другую, и так метра на полтора в высоту. Когда был закончен один ряд, тут же вырастал второй. Я поначалу подумал, будто это для экономии места: его в действительности стало больше, когда освободили проход между рядами сидений. Но позже выяснилось истинное назначение проделанной работы…
   Я не помню, покупали ли мы билеты на эту поездку, а вот большая часть попутчиков этого не делала. Примерно в середине пути по составу пошли контролеры. Через стекла дверей нашего вагона я увидел удивленные и недовольные их лица. Они пытались рассмотреть, что же происходит внутри. А когда поняли, что в нем засели туристы, то покинули вагон на остановке. Проходя по платформе, контролеры отчаянно погрозили нам, очевидно, сожалея, что не смогли «поймать» нас за безбилетный проезд.
   К выходу мы готовились заранее – за несколько остановок до нужной станции. Еще бы, выйти такой толпе непросто, часть «народа» переходит в соседние вагоны, наводя панику на людей. Электрички дальнего следования всегда были заполнены: в те годы жители области приезжали в Москву за продуктами. И так народу невпроворот, а тут мужики с рюкзаками и лодками в руках загораживают выход. Кто понимал опасность такого соседства, старался быстренько перебежать в другие вагоны. Но, естественно, удавалось это не всем. Помню, как один дедок, попавший в рюкзачно-байдарочные жернова, пытался пробраться к выходу: то в одну сторону метнется, то в другую, а места так мало, что протиснуться можно только силой, которой у пожилого человека не было. И тут он отчаянно завопил: «Ну что вы встали робята, дайте вы-ы-ы-тить!» Когда двери открылись, дедок на четвереньках пролез между ног, своей авоськой зацепив за крючок на шнуровке моего ботинка, и с такой силой рванул, что чуть не вытащил меня вместе с байдаркой на платформу. Мне повезло – крючок разогнулся, и дед освободился из «капкана».
   А электричка двинулась дальше – к нашей остановке.

май 1978 г.


Рецензии