Руки - Клавдия Шульженко

    На улице идет дождь, он хоть и весенний,  но холодный.  Включил телевизор.  Новости  передают,  сводки с военной операции на юге.  Просмотрел.  На душе беспокойно.  Выключил  телевизор.      Неожиданно в голове  промелькнула  мысль,  скоро 9 мая!  День победы  над фашизмом!  Мне захотелось послушать  песни, тех  военных  лет.  Внук меня научил, как просто это сделать.  В его комнате, громко, четко сказать  «Алиса», хочу послушать песню военных  лет, символ  фронтового  братства,  в исполнении Клавдии  Шульженко»  «Возвращение  солдата». Я  все так и сделал.  И вдруг слышу, до боли  знакомый голос,  вспомнил  своих  родителей  фронтовиков,  для них она   была  любимая  певица:
Мы  бы  с  ним  припомнили, как жили,   
Как теряли  трудным  верстам  счет,
За  победу мы б  по полной  осушили,   
За  друзей  добавили  б  еще …
     Я  много о ней читал.  Она с детства  пела  с отцом.  Иван  Иванович  любил петь  раздольные песни.  Клавдия подросла,  стола  отцу подпевать, к их окну   подходили соседи послушать песни.  Из открытого окна  звонко звучал детский голосок:
- Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем… .
      Когда они заканчивали петь, Куня,  родители  ее так звали, выглядывала в окошко.  Люди громко хлопали  в ладоши.  Куня  кланялась  слушателям.  Когда  подросла, Иван  Иванович отдал ее учиться  в гимназию.  Она мечтала стать артисткой. Поступила в 16 лет в  Харьковский театр. И там она много пела.  Мечтала сниматься в кино как Вера  Холодная.   
      У Клавдии  был любимый поэт Надсон.  Его стихи, легко ложились  на ноты,  получались  хорошие  песни:
 Не призирай  толпу:
Пускай она порою,
Пуста и мелочна, бездушна и слепа,
Но есть мгновения, когда  перед  тобою,
Не  жалкая раба  с продажною душой,
А божество – толпа, титан -  толпа …!
      В 1930 году Клавдия стала солисткой Ленинградского мюзикл холла.  Там она встретила своего  земляка Дуню, это так она звала Дунаевского.  Он там работал главным режиссёром.  В музыкальном  спектакле играла  с  Леонидом  Утесовым.  Особенным успехом у зрителей пользовались  песни  «Дядя Ваня»:
- Дядя Ваня, хороший и пригожий,
Дядя Ваня всех юношей моложе.
Дядя Ваня, чудесный наш толстяк.
Без дяди Вани мы не на шаг … .
Да и «Андрюша»  шел на ура:
Эх, Андрюша нам ли жить в печали,
Не прячь гармонь,  играй на все лады … .
Жизнь была прекрасна!  Но пришла война. Джаз был мобилизован.   
    Клавдия  Шульженко  пела  для солдат  Великой  Отечественной  войны, на фронтах.   Она понимала,  солдаты после концерта, на следующий день, шли на передовую,  в бой с  врагом. (Смотри  фотографию), оброти внимание на сцену.  Она  пела,   для тех, кому повезло  выжить.  В  песнях звучало и о тех, кто не вернулся из боя.   Она  пела для  раненых  в  госпиталях.  Однажды, когда она пела,  в палате на койке лежал раненый, голова была забинтована, говорить он не мог, он отчаянно ворочал  руки, кто  то  догадался: «Руки  он просит  исполнить!» Шульженко,  за секунду  собралась и запела:
«Руки! Вы словно две большие птицы ...».  Ее часто просили  исполнить эту песню:
Нет, не глаза твои  я  вспомню в час разлуки, 
Не  голос твой услышу  в  тишине,
Я вспомню  ласковые  и  трепетные  руки,
И  о  тебе  они   напомнят  мне .…»    
      Сейчас   другое время.  Настоящее  поколение,  я  верю,  они  подхватит  песни тех лет,   как свои песни.  Они   им  напомнят ДНР и  ЛНР …: 
 - « Об  огнях – пожарищах,  о друзьях товарищах,
Где  - ни будь,  когда – ни будь,  мы будем говорить,
Вспомню  я  пехоту и  родную  роту,
И тебя  за  то, что  ты дал  мне  закурить. …
Эти дни  когда – ни будь мы будем вспоминать…» .
   В  одном из концертов,  после исполнения  песни  «Мама»:
-  Вспомнишь и вдруг отведешь глаза,
И к губам катится слеза
Можно в радости всплакнуть, если полней
Стало счастье у твоих  детей  … .
Девушки - связистки преподнесли Шульженко  букет  фиалок. Это ей показалось чудом. Вокруг  выжженная
земля.  После концерта она узнала, связистки собирали их на нейтральной полосе. Дороже того  букета  у нее не было. Клавдия  Шульженко  участвовала в 500  концертах.
  Я думаю  нашим солдатам, будет приятно услышать  песни  Клавдии  Шульженко,  в  годы ее  боевой  юности,  в настоящем  времени, они все  поймут:   
- Сорок  первый  далекий, 
Сорок первый  неблизкий …
Вновь  мне чудиться голос
Батальонной  связистки
Снова  голос  кричит  мне
В телефонную  трубку:
- «Сокол»,  - я «Незабудка» - «Сокол»,  - я «Незабудка» … .   
А про Клавдию  Шульженко  мне  хочется  сказать  словами из ее песни:
Звезда на небе,  …
Звезда  в сердце  моем .


Рецензии
Помню выступление Шульженко К. с знаменитым " Синим платочком" в 1950 году в Сталинграде,на наспех построенной эстраде, освещаемой ярким светом , при полностью заполненном стадионе "Динамо "

Владимир Харченко   25.02.2023 13:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.