Директор Рогов

Впервые я встретился с Роговым вскоре после его назначения директором «Цикламена», в 1972 году, когда меня представляли на должность начальника лаборатории. Скользнув по мне взглядом, Рогов кивнул головой, велев моему начальнику доктору Кворусу «привлечь меня к общественной работе», дав понять, что я должен вступить в Партию.
В 1974 году были начаты работы по созданию сверхмощного магнетронного усилителя «Сколопендра» с такими заоблачными параметрами, что никто из «корифеев» не взялся этой темой руководить, а я вот согласился.
Совершенно естественно, что столь сложная работа увязла в технических и технологических трудностях, из-за которых встал вопрос о переносе ее сроков, и я во второй раз лично общался с Роговым (участие в многолюдных совещаниях не в счет). На директорской машине  мы отправились на межведомственное  совещание между министерствами обороны, электронной промышленности, и радиопромышленности для решения вопроса о переносе сроков окончания темы. По дороге директор держался сухо; он демонстративно не глядел  в мою сторону, временами задавая отдельные уточняющие вопросы.
Наконец, мы приехали. После краткого ожидания в приемной, нас пригласили в кабинет Зам. Министра радиопромышленности Оленева, крупного мужчины в генеральском мундире с красивым интеллигентным лицом. Он уже был хорошо осведомлен о проблемах «Сколопендры», и опрашивал Рогова по организационным вопросам. Рогов держался уверенно, даже нагловато. Я виновато молчал, односложно ответив  на пару адресованных мне вопросов. В итоге обсуждения решение о продлении  темы было принято.
Рогов торжествовал; когда мы вышли в коридор, он сказал:
- Вот как надо, не то, что вы!
И он меня передразнил, гротескно изобразив мои согбенную фигуру и кислую физиономию.
Работы по «Сколопендре» были продолжены, но они опять не уложились в скорректированный срок. Теперь Рогов  стал себя позиционировать, как моего личного врага, используя каждый случай, чтобы меня публично дискредитировать и унизить. Когда я, работая на испытательном стенде, до кости разрезал руку, и директору сообщили о регистрации несчастного случая, он громогласно заявил, что не ждал от меня ничего другого; потом он стал распространяться о том, что кое-кого из главных конструкторов он досрочно отправит на пенсию (мне тогда было сорок лет); несколько раз он лишал меня квартальной премии, а когда праздновался 25-летний юбилей института, он велел меня лично на торжественные мероприятия не пускать. Я переживал по поводу того, как себя вести в день юбилея, но утром у меня подскочила температура, и я всю неделю провел на больничном.
Между тем положение дел на «Сколопендре» начало принимать для Рогова серьезный оборот. Министерство вплоть до окончания «горящих» тем, одной из которых была «Сколопендра» установило на предприятии «прямое правление»: каждое утро Зам. Министра Захаров приезжал в институт и сидел в кабинете Рогова, формально исполняя его обязанности.
Тогда Рогов принял следующее решение: вместо магнетронного усилителя  создать клистрон с теми же параметрами; эту работу он поручил талантливому разработчику Ивашову. Хотя он понимал, что заданные характеристики являются для клистрона предельными, а то и запредельными, Ивашов энергично принялся за работу, не жалея сил, и используя весь свой богатый опыт, однако  три года титанических усилий не увенчались  успехом: созданный клистрон на нужные параметры не вышел. Отягощенный чувством долга, мой уважаемый коллега Саша Ивашов надорвался, и умер от инфаркта.
По предприятию прошел слух, что Рогов выразился в том духе, что он предпочел бы, чтобы умер не Ивашов, а другой разработчик…
Видимо, Рогов нарушил какие-то правила, относящиеся к тому, что можно говорить, а чего нельзя, так как не прошло и года, как он и сам скоропостижно скончался.
Когда в фойе конференц-зала я в почетном карауле стоял у гроба, то косился на Рогова, опасаясь, что он, открыв глаза, громким криком меня прогонит прочь, но на этот раз Рогов промолчал.
Через каких-то полгода, осенью 1989 года, многолетние усилия нашего коллектива, включая директора Рогова, наконец, увенчались успехом – создание прибора «Сколопендра», которому до сих пор нет равных в мире, было завершено.
                Август 2021 г.


Рецензии