Это было неслучайно. Дорога в Верхотурье

Нравится мне, когда с помощи слов, которые частично отсутствуют в моем не богатом разговорном лексиконе, получается выражать свои мысли и суть происходящего. Уже написал много рассказов, хочу собирать на книгу, но понимаю, что они должны ещё нравится и людям, которые когда нибудь будут их читать.
Из-за этой опасения хочется иногда проверить для убедительности понравятся они людям или нет..
Этот рассказ о шеренгах случайностях, которые как позже оказались случились вовсе не случайными.
————-—————————————————
Это было неслучайно. Дорога в Верхотурье
Уже не раз, проезжая по дороге Саранпауль - Екатеринбург мимо придорожного креста, я думал о том, что обязательно надо побывать в расположенном неподалёку отсюда, в Верхотурском монастыре. От знакомого священника я знал, что мне, армянину, можно посетить православную церковь, но только не участвовать в Таинствах, что, впрочем, для меня было неважно, так как молиться я не умел и что такое Таинства, понятия не имел. А вот потребность приблизится к церкви и к вере чувствовалась, особенно с возрастам, с появлением всяких болячек.

И вот однажды мы с женой вылетели из своего Саранапуля, пересели в ожидающую нас свою машину в Приобье и не торопясь, направились в сторону Екатеринбурга, а оттуда – дальше, на отдых.  Переночевали в салоне машины, утром – снова в путь. У нас было хорошее отпускное настроение. 

Время близилось к обеду, когда мы подъезжали к Верхотурью. Тут я вспомнил о своём давнем желании посетить монастырь и предложил жене заехать туда. Но она, к моему удивлению, приняла предложение с холодным безразличием.
А я, как часто в таких случаях бывает, вместо того, чтобы спокойна выяснить причину её нежелания, обиделся, рассердился и замолчал, думая про себя: «Ах, вот так.. значит, жена не хочет в монастырь, к вере она безразлична». Что греха таить, редко, но бывают  у меня подобные бзики, приводящие к конфликтам в наших супружеских отношениях.
Тут, как назло, и радио замолчало, попытки настроиться на другую волну ничего не дали, приёмник безуспешно перематывал круги, но увы. А веселая музыка с моих дисков никак не соответствовала настроению. Так и ехали молча, под свист колёс.

Дорога почти было свободна, а те, что медленно тащились впереди, я обгонял без разбора. Но вот только собрался обогнать очередную машину, как она вдруг, без включения указателя поворота, повернула налево и вышла тоже на встречную полосу. Я уже был на встречной полосе, так что обгонять ещё левее было рискованно, совсем не хотелось въехать в лес и кувыркаться потом в придорожном березняке. Ситуация становилась аварийной, вот-вот могло случиться всякое. На резком тормозе погасить скорость не удалось, машина завиляла, какие-то доли секунды – и контроль над ней почти потерялся. Судорожно затормозила и пошла прямо обгоняемая машина. Но уже было поздно, и наши машины витали друг с другом, как ленты у гимнасток в воздухе. Почему они не столкнулись, как можно было ожидать, –  одному только Богу известно.
После этого несколько  метров мы обе ехали по встречной полосе параллельно.
Женщина за рулём зелёного Матиза, понимая, что она чудом избежала  трагической аварии, испуганна  смотрела в мою сторону, явно не понимая, как такое случилось. 

Позже критически оценивая ситуацию, пришёл к выводу, что в принципе пусть даже, по правилам дорожного движения, она создала аварийную ситуацию, но фактически это я, со своей бешеной скоростью, создал причину этого случаи. Если бы я ехал со скоростью не более 100 км/час, то она могла бы увидеть в зеркале приближающуюся машину и спокойно свернуть с дороги. Возможно, и я, двигаясь медленнее, увидел бы мигание её поворотника и принял соответствующе решение.
Потом пожалел, что не остановился и не попросил прощения у этой женщины. Но, как говорится, «хорошая мысля приходить опосля».

Ещё был под впечатлением от случившегося, когда мы уже подъезжали к повороту на Верхотурье. Я в обычной своей зловредной манере сказал жене:
– Раз ты не хочешь ехать в монастырь, выходи из машины и посиди пока там, вон под придорожным крестом тень! А я съезжу и через пару часов вернусь.  – сказал с издевательской заботливостью, мстя ей за молчание. Она что-то недовольного фыркнула себе под нос, а я, еле сдерживая смех и не обращая на неё внимания, повернул в сторону монастыря. А заехать туда, после случившегося, уже было вне сомнения. Тем более согласно указателю, Верхотурье находился в паре десятков километров от основной дороги.

И дальше Лена не проронила ни слова. Молчание её всё больше меня продолжала злить. Я снова прибавил скорость в полной уверенности, что не попаду под радар гаишников, так как две патрульные машины остались позади у перекрёстка.
Ближе к городу мы увидели на обочине встречной полосе, велосипедиста, направляющегося в сторону Верхотурья. Когда приблизились, он с обочины выехал на дорогу, а когда мы были ещё ближе от него, вдруг свернул на нашу полосу. Поступок велосипедиста был совсем нелогичным и абсолютно неожиданным. Он что, сумасшедший?! Хочет угодить под колёса моей машины? Снова возникла аварийная ситуация, второй раз за пятнадцать минут! Случайность это? Но, судя по тому, что он даже не взглянул в нашу сторону, действия его были наверняка непреднамеренными.
Приходя к себя, я автоматически нажал на тормоз со всей силой. Машина, свистя и дымя, пошла  по инерции, в салоне сразу ощущался запах колодок, который ещё не успел выветриться с момента прошлого происшествия.
Предугадать, что случится через доли секунды, было невозможно. Велосипедист, согласно траектории и скорости своего движения, должен был вот-вот оказаться под моей машиной. Но он не реагировал ни на свист тормозов, ни на звук сирены. Там, может быть, он глухой?! 
При всем желании я ничего уже не мог сделать. К тому же дорога в этом месте  круто сворачивала налево. Я уже почти ехал правыми колёсами по обочине, ещё чуть-чуть – и мог свалиться в кювет.
Тут я поймал себя на мысли, что мне совсем не хочется умереть, а тем более –убить свою жену, поэтому я не съеду с дороги.  Значит, возможны трагические последствия для велосипедиста. От беспомощности я кричал; «Козёл, ты куда прешь?!» 
Машина двигалась со скоростью каких-то 20-30 километров в час и вот-вот должна была остановиться. Но и такой скорости было бы достаточно, чтобы случилось непоправимое.
Возможно, это случайность, но в последний момент велосипедист перестал по диагонали пересекать дорогу и поехал прямо.
 Тем не менее удара не удалось избежать. И вот слышалось чёткий звук стука под непрекращающийся вой сигнала и я уже чувствовал себя несчастным убийцей.  Однако успел заметить, что удар пришёлся соприкосновением, боком по машине, в десятках сантиметров от фары, так что надежда на благополучный исход всё же оставалась.
От неожиданного столкновения второй участник движения сразу упал на левую сторону машины. Через 10 -15 метров мы, наконец, остановились.
«Это точно не должен быть конец, после такого столкновения люди не погибают», –надеясь  подумал я и для успокоения, глядя в зеркало заднего вида, к ужасу жены громко сказал:
– Живой, и даже очень!
Пока я соображал, как мне лучше поступить, сдать назад или пойти пешком, пострадавший поднялся и переехал на другую сторону дороги. Видать,  молодой человек почувствовав свою вину и побоялся, что я побью его, потому так поторопился. На нём были большие наушники, теперь стало мне ясно, почему он ничего не слышал. А в корзине велосипеда лежал магнитофон, который он сразу же поднял с асфальта и положил на место. Только правой ногой крутя педаль, он судорожно поправлял зеркало на левей стороне. Нетрудно было догадаться, что удар пришёлся именно по правой ноге. Но это пустяки, главное – что он остался живым и невредимым.
Конечно, я не только не собирался вступать с ним драку или перепалку, но готов был его обнимать, расспрашивать о самочувствии, помогать.
Но это были всего лишь мысли. А поступал я, как всегда, иначе. Двигаясь параллельно с ним на машине, я кричал:
– Мы едем в монастырь и тебе тоже советую! Наушники снимай!
Он ничего не ответил. Возможно, он даже меня не слышал.

Через сто - двести метров от места очередного аварии, когда машина ещё не успела набрать скорость, в салоне вдруг кто-то громко произнёс:
– Это было неслучайно…
Жена непроизвольно воскликнула: «Господи!» – и мы испуганно посмотрели друг на друга.
Скоро обнаружили, что слова звучали из радиоприёмника, который наконец-то поймал сигнал, и мы услышали обрывок какой-то фразы. Но мне и жене стало не по себе, из-за стольких случайностей, следовавших одна за другой, настолько не по себе, что Лена, которая после подобных наших споров обычно молчит целыми днями, тут вдруг нарушила молчание и спросила:
– Усик, далеко до монастыря? – и испуганно попросила ехать тише.
Удивило ещё то, что, когда через  минуту мы оказались на частотах городских радиопередач, стало ясно, что на этих каналах не могли прозвучать такие слова.
Тогда мы ещё не знали, что нашему удивлению не будет предела, когда на обратном пути в том же месте мы будем искать ту волну, несколько раз медленно проезжая туда - сюда, но радиоприёмник не поймает никаких сигналов.
В городке мы остановились у придорожного комплекса, чтобы прийти в себя после всего происшедшего. Там я заботливо накормил жену, зашёл в аптеку купить лекарства от головного боли и от давления. Оказывается, ночлег  в салоне машины она плохо перенесла. Поэтому она поскорее домой в Екатеринбург хотела..

Уже успокаиваясь, я осознал, что, хотя велосипедист и поступил безумно, слушая громкую музыку и пересекая дорогу, не глядя по сторонам, всё же виноват был не только он. Не в меньшей, а может быть, и в большей, виноват в аварии был я.
Зря я вначале воспринимал происходящие события как случайности, это с моей стороне было поверхностное понимание реальности. Если бы я не ехал так быстро, то успел бы спокойно отреагировать на ситуацию и избежать аварии. Так что я уже намеревался поставить в храме свечку за здравье той испугавшейся женщины и  велосипедиста тоже.

Мужской Свято-Николаевский монастырь издалека завораживал своим великолепием. Затерянная в уральских просторах обитель с Крестовоздвиженским собором по своей масштабом впечатлял сильно.
Для меня, человека, далекого от веры и познания Бога, стало настоящим открытием то, что некогда в этом месте был один из первых городов на Урале, что в этих краях кипела жизнь, и до сих пор город имеет неофициальный статус духовной столицы Урала. Оказывается, сюда даже приезжала молиться царская семья. Ехали из Санкт- Петербурга на поезде, затем в карете и, наверное, месяц были в пути. А я же каждый раз откладывал посещение, которое могло занять всего несколько часов, и моя жена вообще не хотела ехать, даже на комфортной машине.

Когда видишь такое великолепное творение людей, как Верхотурский монастырь, находящийся вдали от столиц, то понимаешь: подобное чудо можно было построить только с настоящей верой в Бога.
Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположился на возвышенности, в месте слияния двух притоков реки Туры, представляя собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной.

Мы оставили машину у стен монастыря и не торопясь, осмотрелись вокруг. В этот момент к нам подошёл священник в чёрном рясе. Я подумал, что он собирается взять с нас плату за стоянку. Но оказалось, что нет. Он поинтересовался, когда мы собираемся ехать назад и не подвезём ли его до Актайского скита, который находится за чертой города Верхотурье по нашей пути. Я охотно согласился после посещения монастыря подвезти его. Так и осталось загадкой, почему он именно к нам подошёл, в то время, как машины одна за другой отъезжали от обители.
Когда мы вошли на территорию обители через главные ворота и увидя в всём красе Свято-Николаевскиймужской монастырь, убедились что стоил того, чтобы там побывать. Посмотреть было что,  почитать и послушать – тем более. В первые же минуты поняли, что это – уникальное место с интереснейшей историей. 

Но я торопился, мне очень хотелось поскорее выполнить просьбу священника, я боялся, что какой-нибудь другой водитель его увезёт. И мы успели. Удивительно – священник ждал нас у церковного ларька, обсуждая что-то со своим коллегами и не обращая внимания на отъезжающие машины.
Спускаясь вниз от монастыря к мосту, я увидел того самого велосипедиста. Он поднимался навстречу нам. Жена, сидевшая на заднем сидении, радостно толкнула меня:
– Усик, смотри, тот велосипедист в церковь едет!

В пути я рассказал священнику о наших авариях, о велосипедисте, который, после аварии ехал в монастырь. Священник молча выслушал рассказ и спокойно произнёс:
– Это было неслучайно.
Точь в точь он повторял слова прозвучавшие из радиоприёмника. Мы с женой удивлённо переглянулись. Мистическая цепь случайностей  продолжалась. Об эпизоде с приёмником я не рассказал – побоялся, что священник не поверит, слишком уж это казалось неправдоподобным.

Время до скита, а точнее, до перекрёстка к скиту, пролетело быстро, в непринуждённой обстановке общаться со служителем церкви было очень интересно и полезно, и я даже специально замедлял скорость, чтобы продлить беседу.
Священник остановил нас у поворота, чтобы дальше идти пешком. Но я сказал, что мне не трудно довезти его до места.
У обители, видя, как прихожане встретили нашего попутчика, мы поняли, что он, скорее всего, самый главный в этом монастыре.

Прощаясь, он посоветовал нам взять с собой воды из святого источника, а если есть желание, то и окунуться в купели. По его рассказам, вода там очень чистая, так как нынче желающих искупаться стало меньше – поток людей ограничилась из-за назначение оплату за купания.

Окунуться в купели – прекрасная возможность, и я не мог её пропустить. Уже несколько раз я искупался в крещенских ледяных купелях и знаю, какие чудесные ощущения при этом испытываешь. Выходишь из ледяной воды на мороз, а пар от тебя так и валит, будто из парилки вышел в мороз.

Купель в Актайском скиту нас приятно удивила. Она находилась в закрытом помещении, к ней надо было спускаться по ступенькам довольно глубоко, как будто в подземелье. Чувствовалось необъяснимая таинственность. Кроме нас с женой, в помещение  никого не было.
Так как размеры купели позволяли, я решил не только окунуться, но и поплавать, как в бассейне. Но не тут-то было. Уже спускаясь по ступенькам вниз, мой задор как будто исчез. Несмотря на августовскую жару, вода оказалась ледяной. То ли усталость, то ли череда переживаний давали себя знать, и моя энергия вдруг иссякла. Вода моментально охладила все мои внутренности, и я поспешил вылезти. К стыду своему, даже не помню, окунулся ли я положенные три раза с головой или нет.

После выхода с купели тут же почувствовал во всем теле какое-то непонятное покалывание, которое продолжалось до Екатеринбурга, заставляя меня каждую секунду почёсываться, как это делают наши «братья по разуму»  обезьяны.
Зуд в теле ещё долга не проходил,  возникая в тел то тут, то там, в самые неподходящие моменты, напоминая о поездке в монастырь. С чем это было связанно, так и осталось для меня загадкой. Да я и не пытался искать причины.
Однако это явление было явно неслучайно, так как с того дня я знаю: случайностей в нашей жизни вовсе не бывает случайными.


Рецензии