Слишком долго ждала

— Ничего. Устроюсь. И учиться пойду! Скоплю денег только.

— Какая же ты глупая, дочь, — вздохнула Светлана Романовна, — Сколько лет тебе, а ума не нажила. Чем тебе Павел плох? Не пьёт, работает, всё в дом. Ох, глупость совершаешь какую!

Но Асе было уже всё равно, кто что скажет. Она решила не отступать от задуманного.

Ася росла в семье, где у женщин на первом месте всегда стояли интересы мужа и семьи. И мама, и бабушка не умели и не думали даже жить по-другому. Мужчина — добытчик.  Женщина — мать, хранительница очага. Её главная забота — это дом и дети. Бабуля даже пожертвовала своей карьерой: ушла работать уборщицей на мизерную зарплату, бросила все свои перспективы, в угоду мужу. И этим фактом в семье гордились, ставили Асе в пример. Бабуля, и правда, — молодец. Она всё успевала и за детьми смотреть, и готовить, и шить, и огород держать и хозяйство — чтобы у детей было всё свежее, своё, домашнее. Муж ей не особо помогал — некогда было. Работал, обеспечивал семью.

Мама Аси старалась быть такой же. Она не ходила на работу. Домохозяйкой была. Иногда шила на заказ. В основном занималась домом и детьми. Ася и брат всегда были аккуратно одеты, причёсаны. Дома был порядок, и часто пахло пирогами. Папа Аси любил домашнюю выпечку. И мама его баловала. С малых лет Ася слышала от матери, как она осуждает женщин, решившихся на развод.

— До чего глупые тётки! Ну, промолчи, уступи! Нет! Развод сразу. А кому ты нужна-то будешь? С ребёнком, а то и двумя. Вон, Маруся из второго подъезда развелась. И что? Кукует одна теперь. Дети все в шитой-перешитой одежде. Зато гордая ходит. Тьфу.

К слову сказать, Ася считала свою семью идеальной. Мама с папой никогда не ругались, друг друга уважали. Хоть скандалов и не было, но и эмоций особо тоже не было. Всё чинно, благородно, сдержанно, по негласным правилам. Ася всегда считала, что так и должно быть. Именно так.

Когда Ася училась в институте, за ней ухаживали сразу два парня. Она никак не могла выбрать, кому отдать предпочтение. И именно мама помогла ей определиться.

— Зачем тебе этот красавчик? Будет нервы трепать всю жизнь. Поди и сейчас ты у него не одна на примете. Уж больно хорош, такие ни одной юбки не пропускают. Иди лучше за Павла. Ну и что, что не так красив? Для мужика красота не главное. Умный, спокойный, добрый, из хорошей семьи. Видно, что серьёзный и деловой. Отучился, работает уже, молодец. Будешь жить, как за каменной стеной. А любовь — дело второе, главное, чтобы человек был хороший. Не зря мудрые люди говорят: стерпится, слюбится. Станете жить вместе, вот она и придёт, любовь-то.

Павел, которого Ася до некоторых пор не сильно жаловала вниманием, (пока раздумывала, кого предпочесть), был просто на седьмом небе от счастья, когда девушка ответила ему взаимностью. Поженились. Находясь на третьем курсе института, Ася забеременела. Беременность давалась ей тяжело. Всю первую половину мучил токсикоз, и девушка взяла академический отпуск.

Родился малыш. Ася целиком погрузилась в заботы о нём. У Павла не стало бабушки, и они переехали в бабулину «хрущёвку», стали жить отдельной семьёй. Ася очень уставала. Павел тоже — он очень старался обеспечить семью. Взял подработку, чтобы покупать малышу всё, что нужно. Полтора года бесконечных пелёнок-распашонок прошли для Аси как во сне. Но малыш подрос, стало немного полегче, и она решила продолжить своё обучение в институте. В принципе, она ещё ничего не забыла, думала, что особых трудностей не будет. Асе очень хотелось получить образование.

— Ася! Не о том думаешь! Погоди, пусть подрастёт сынок. Куда тебе сейчас учиться и когда? — удивился Павел.

Ася подумала и согласилась. Правда, пусть подрастёт немного. Тем более что мама тоже поддержала Павла:

— Весь дом на тебе. Погоди с учёбой. Твоя главная задача — семья. Ответственнее надо быть, серьёзнее.

Дальше стало ещё тяжелее. Ася снова забеременела. Родилась дочь. Первые несколько лет, снова она даже думать не могла ни о чём другом, кроме дома и детей. Малышка росла слабенькой и часто болела. Когда она, наконец, пошла в первый класс, а сынок в третий, Ася снова заикнулась об учёбе. Она не оставляла мысль о высшем образовании. Хотелось получить специальность, потом работать, стать хорошим специалистом. Ася очень хотела заниматься какой-либо деятельностью помимо дома и семьи. «Должно же быть у меня что-то своё, — думала женщина. — Все заняты своим делом, а я как будто не у дел…»

Снова её никто не поддержал. Ни мама, ни муж. Муж вообще её редко поддерживал. И не получилось у них никакой любви, которая, как обещала мама, должна была появиться в процессе совместной жизни. Вежливые холодные отношения. «Как дела? Доброе утро. Хорошего дня. Где рубашка? Что купить в магазине?» Общение их ограничивалось несколькими фразами. И всё. Никаких душевных бесед, никаких «Я тебя люблю». Может, и было когда, — Ася уже не помнила. Но ей всегда указывали на то, что место её у плиты. Дом и семья — вот главные твои приоритеты. А учёба — блажь какая-то… И никуда она от тебя не уйдёт. Вот дети подрастут, вот в школу пойдут, вот ещё что-то произойдёт… И так до бесконечности. «А деньги я зарабатываю, что тебе ещё нужно? Сиди дома» — сказал Павел.

— Эгоистка! — добавила мать. — На тебе всё держится! Подумай о детях! И разводиться не смей! Вот ещё удумала. А детей кто будет поднимать?

— Мама! Мы чужие совсем. Мы давно, несколько лет не спим в одной комнате даже. Нам с ним и поговорить не о чем. Да и о чём со мной говорить? Я не могу до него достучаться. А ведь я так и не исполнила свою мечту…

— Какую мечту?! Вот уж глупости. Живешь, как сыр в масле. Муж не пьёт, всё в дом. С жиру бесишься? — всплеснула она руками. — Муж обеспечивает, сидишь дома, только и дело твое готовь да убирайся, смотри за детьми. Что тебе надо?

Ася снова смирилась. И правда, эгоисткой себя почувствовала, которая свои интересы ставит выше всего. А какие у неё интересы?.. С годами этот вопрос всё больше оставался у неё без ответа. А потом и вовсе отпал...

Дети выросли, как говорят, «выпорхнули из гнезда». И дочка, и сын рано создали свои семьи. Удачно, по любви. Не зря Ася вкладывала в них силы и время: оба ребенка получили образование, выросли умными, начитанными, перспективными. Ведь мама обеспечивала тыл. Очень помогала каждому. Сидела до ночи с уроками, докладами, поделками. Результат — отличный. А сама…

Всё чаще на ум ей стала приходить дурацкая фраза о том, что она осталась у разбитого корыта. В ней больше никто не нуждался. Всё. Но и сама она уже ничего не хотела. Как будто всё уже прошло мимо неё, и она опоздала… А муж за эти годы стал совсем чужим человеком.

Однажды утром она встала и поняла, что больше так не может. И сообщила Павлу о том, что разводится с ним. Он пожал плечами и усмехнувшись, сказал:

— Это всё из-за того, что мы про учёбу твою недавно говорили? Глупости. Зачем тебе теперь-то учиться? Не девочка уже. И куда ты всё рвёшься? Ну, иди, работай! Только я против. Так и знай.

Да. Павел был прав. Но не в этом. Именно после того разговора Ася и решила разводиться.

Разошлись тихо. Мирно. Дети постарались понять мать и не осудили, ведь у них давно были свои семьи и свои интересы. У Павла, видимо, тоже. А Ася твёрдо решила начать новую жизнь. Сама. Одна.

Разменяли квартиру. Ту, бабушкину хрущёвку они уже дано сменили на трёхкомнатную. И вот её-то теперь поменяли на две однушки. В разных концах города. Ася так захотела.

Мало-помалу она поняла, что счастлива и свободна. Да. Это было новое чувство. Необычное. Раньше ей и думать некогда было, счастлива она или нет, а теперь поняла, что — да. Никто за неё больше не решал. Она устроилась на работу. Зарплата была не большая, но ей хватало. И да, она всё-таки решила учиться. Стала готовиться. Надеялась поступить на бюджет.

Мама посмеялась над ней: «Уж скоро самой на пенсию, а ты всё учиться!» Она не верила. И вообще очень осуждала дочь, которая развелась с отличным человеком без причины, непонятно почему. Другие живут и с куда более худшими мужьями и терпят, а она «взбрыкнула».

Но Ася больше хотела никого слушать. И так огромная часть жизни была прожита в угоду другим, по указке.

— А не поступлю на бюджет, буду копить на платное! И всё равно поступлю! — ревностно заявила она матери.

Та только усмехнулась в ответ.

А Павел стал жить с другой женщиной. Об этом Асе поведала дочь. Сама Ася с бывшим мужем не общалась, но дети, конечно, виделись.

— Бог с ним, — улыбнулась Ася. — Как и с кем, он живёт, меня больше не волнует. Я и так слишком долго оглядывалась на других, ждала чего-то, не решаясь жить своей жизнью, хватит.
Теперь я сама решаю, что мне делать и как быть. Пусть я ошибусь, но слушать больше никого не стану. Ты не представляешь, как мне хорошо одной!

Дочь посмотрела на маму и поняла, что с таким задорным блеском в глазах, такой воодушевлённой она её ещё не видела. И эта перемена ей очень понравилась. Она верила, что мама добьётся своего…


Рецензии