Золотая рыбка

               
                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ



                ЗОЛОТАЯ РЫБКА
                (сказка для взрослых)

                «Чем старше мы становимся,
                тем больше верим в сказки».


Жил в одной сибирской деревне дед по имени Филарет. С виду - старик как старик - ничего особенного, таких у нас в России много. Только этот был большим выдумщиком, настолько большим, что народ верил в его небылицы. То ли он был искусным рассказчиком, то ли еще что, но люди слушали его, верили и мало кто сомневался в правдивости его рассказов. Да, и как было не верить Филарету, когда рано или поздно каждый случай находил себе подтверждение…

Я с иронией относился к рассказам моего друга о приключениях этого интересного деда, но все же прослушивал каждый до конца, а иногда и записывал в свой рабочий блокнот. Иннокентий – мой друг детства, проживал в одной деревне с этим стариком и когда приезжал ко мне в город, то всегда рассказывал очередную историю Филарета.
Конечно, фантазии этого старика заслуживали внимания, и для кого-то вполне могли послужить сюжетом для рассказа или даже мистического сборника, но у меня, истории Филарета, вызывали улыбку, так как в нем я видел большого выдумщика - народного сказочника.
Сегодняшний вечер не стал исключением и Иннокентий, рассказав мне очередную байку деда Филарета, вдруг заявил:
- А ты знаешь, что Филарету триста лет?!
Я ничего не ответил, а только откровенно ухмыльнулся.
Иннокентий другой реакции не ожидал и продолжил:
- Ты зря смеешься, Виктор, лучше послушай.
Я согласился, и мы продолжили разговор.
Для большей убедительности мой друг начал издалека.
Он рассказал мне о детстве деда Филарета в семнадцатом веке и много исторических фактов того времени, якобы подтверждающих, правдивость рассказов старика. Я скептически отнесся к стараниям моего старого товарища, и только тихо улыбался в кулак.
Я выслушал большую часть рассказа и остановил Иннокентия только тогда, когда он поведал мне любопытный случай деда Филарета, повлекший его к многовековой жизни. Мой друг был рад, что смог-таки привлечь мое внимание случаем на рыбалке, после которого дед Филарет стал бессмертным. Он предложил мне выйти на лоджию, чтобы на свежем воздухе продолжить нашу беседу.

- Филарет жил в бедной и многодетной семье. – Начал свой рассказ Иннокентий, - но чуть ли не каждый год кто-то из его братьев или сестер умирал. Так было не только с его семьей, так было у большинства жителей глухой сибирской деревни. И он часто слышал, как люди, в свое оправдание, говорили: «Бог дал – Бог и забрал» ...
Филарет в то время был подростком – лет пятнадцати, и ему очень нравилось жить. Он любил лес и речку, небо и солнце, он любил все, что его окружало. Но больше всего ему нравилось мечтать. Здесь его фантазии достигали заоблачных высот, и он частенько погружался в сказку. Но хорошие мысли часто прерывались очередными неприятностями; то умрет старый сосед, то вдруг скончается чья-то мать, а то, и чего хуже, умрет кто-нибудь из его родственников.
И как бы ни старался Филарет не думать о ней окаянной, тема смерти все чаще доставала его своей страшной неизбежностью…
- Сказать, что он боялся смерти, будет неправильно, - продолжал Иннокентий, - его больше пугало другое, что она заберет у него мечту и его сказочный мир исчезнет навсегда…
Я откровенно зевнул, а товарищ, подметив, поспешил сказать:
- Извини, Виктор, я отвлекся.
Иннокентий наполнил легкие воздухом и продолжил:
- Это случилось летом, когда Филарет был на речке, чтобы проверить свою новую удочку, сделанную им накануне. В небольшой запруде, что он присмотрел заблаговременно, течение отсутствовало и поплавок застыл, ожидая клева. Но время проходило, а рыба не спешила ловиться. Тогда Филарет, сладко зевнув, прилег на траву и прикрыл глаза. Он предался своим фантазиям, а в речке вдруг заплескалась рыба. Поплавок ушел под воду, н Филарет потянул удилище. Через мгновение он вытянул из речки небольшую рыбешку. Она упала у его ног и заблестела золотой чешуей. Она походила на маленького карпа с необычно длинными плавниками и большим хвостом.
- Что, Золотая рыбка? – Спросил я и откровенно усмехнулся.
Но Иннокентий не обиделся и подтвердил мои догадки:
- Ну, золотая не золотая, - ответил он, - но рыбка непростая…
- А дальше исполнение желаний?.. - Перебил я товарища.
- Представь себе, - заверил меня Иннокентий.
Я продолжал ерничать по поводу этого случая и приводил фрагменты сказки Пушкина о золотой рыбке…
Но мой товарищ вежливо осадил меня и продолжил:
- Рыбку Филарет, конечно, отпустил, - продолжал Иннокентий, - так же, как и в сказке у Пушкина, только в данном случае он ничего не попросил взамен, она сама предложила ему три желания…
- Значит она с ним говорила? – Опять перебил я товарища.
- Ну, я не знаю, как они общались – не уточнял, только все три желания Филарет уже давно использовал. – Заключил Иннокентий.
- Так быстро? - Удивился я.
- Почему быстро? – Возразил Иннокентий и напомнил, - я же тебе рассказывал, что деду Филарету триста лет!..
- Ах, да, - откровенно ухмыльнулся я, - и как это все было?
- Ну, первое свое желание он заказал тут же, у реки, - продолжал мой товарищ, - захотелось Филарету стать бессмертным, чтобы смерть его больше не пугала своей неизвестностью и неизбежностью. Чтобы она проклятая не мешала ему мечтать и строить планы на будущее.
Здесь Иннокентий почему-то ухмыльнулся и заявил:
- А ты знаешь, Виктор, я его понимаю. Он же тогда кем был? Подростком – пацаном, я бы, наверное, также поступил. А как ты?
- Мне кажется быть бессмертным это тяжело и страшно, - ответил я. – Бессмертие, Иннокентий, как смерть - тоже неизвестность.
- Это ты сейчас так рассуждаешь, а Филарет тогда был мальчишкой, а понял он это, только тогда, когда пережил своих детей и внуков. Вот тогда-то он и вспомнил о золотой рыбке и пошел к реке, чтобы попросить у нее смерти. Только, как у Пушкина у него не получалось; и кричать не хватило голоса, да и речка давно высохла за сто лет. Вот он и вернулся ни с чем в свою ветхую избушку.
- А второе желание, он же его не использовал? – Спросил я.
- Он его использовал, спустя много лет, когда он стал привыкать к своему бессмертию. – Пояснил Иннокентий.
Здесь мой товарищ замолчал и посмотрел в даль.
Солнце садилось за горизонт, а мой товарищ произнес:
-  Все в мире заканчивается закатом и только ночь рассветом!..
- Это ты к чему? – Поспешил спросить я.
- А к тому, что дед Филарет влюбился.
- Влюбился? – Удивился я. - Вот это уже интересно.
- Да, влюбился, да так влюбился, что забыл старик обо всем на свете, забыл он сколько ему лет. А ему к тому времени было уже сто восемьдесят лет. Тогда он проживал на Алтае, в небольшой деревушке. Но когда геологи нашли там полезные ископаемые, деревня быстро преобразилась и наполнилась людьми. Жилья на всех не хватало и к деду Филарету подселили квартирантку – молодую женщину.
Здесь Иннокентий стал подробно рассказывать о женщине Полине, что поселилась у деда Филарета, а я украдкой стал зевать.
Мой товарищ, подметив это, поспешил закончить рассказ.
- Эта женщина, как ты, наверное, уже догадался и стала предметом его обожания. Он влюбился в нее как мальчишка, а любил, как зрелый мужчина, знающий цену этим чувствам. Полина с уважением относилась к Филарету, и больше того, замечая его трепетные отношения к себе, она даже была к нему благосклонна и проявляла к нему особые знаки внимания, что приносило Филарету не только восхищения, но и большие страдания. Он видел и знал, что она его не любит.
Обезумевший от чувств, он предложил ей выйти за него замуж, но молодая женщина призналась, что любит другого. Филарет будто не слышал ее слов и продолжал сходить с ума от любви. Прикасаясь к Полине, его начинало трясти как мальчишку, от желания обладать ею. Счастливый, он молил Бога и всех Святых, он благодарил случай, подаривший ему такую женщину, но наступала ночь, и Филарет, страдая по Полине, сочинял грустные стихи о безответной любви.

Так проходило время, но однажды ночью ему приснился сон.
Снилось Филарету его далекое прошлое и его необдуманное желание у тихой реки. «Эх», - подумал он во сне, - «если бы все можно было вернуть…». И вдруг картинка поменялась, и он увидел у себя на ладони маленькую рыбку. Ту самую, что подарила ему три желания. Филарет, не раздумывая и, боясь упустить момент, стал просить ее, чтобы Полина стала его женой. Рыбка посмотрела на Филарета человеческими глазами и, махнув своим длинным хвостом, исчезла.
Утром, когда солнечные лучи стали пробиваться в маленькое окошко избы, Филарета разбудила Полина. Она была такой красивой, что он не удержался и потянул к ней руки. Полина ответила ему взаимностью и сообщила о своем согласии стать его женой. Филарет был счастлив и от этого помолодел на сто лет. Он одаривал свою жену подарками, шутил, пел песни и даже научился играть на балалайке. Но Полина была не весела и частенько выходила на дорогу, роняла слезы. Филарет, хоть и был в любовном угаре, замечал ее холодность. Он видел, как Полина частенько плакала, глядя на дорогу, ведущую в город.
«Она еще любит этого мужчину, который ее бросил», - сознавал Филарет. «Пройдет время и все наладится», - тешил себя надеждой он.
Но проходило время, и ничего не менялось. Филарет все понимал и от этого еще больше любил Полину. Он страдал вместе с ней, его раздражала его беспомощность, и в этот момент он хотел умереть, но к его несчастью он был бессмертным и от этого страдал еще больше.

Как-то, сидя на берегу молодой и бурной реки, Филарет долго думал, как помочь Полине. Он ее сильно любил, но ничем помочь ей не мог и поэтому обратился к рыбке. Он стал кликать ее, напрягая голос, как в той сказке у Пушкина, но рыбка не появлялась, и он, потеряв надежду, продолжал размышлять вслух у быстрой реки.
- У меня же есть еще одно желание, - упрекал он рыбку, - сделай Полину счастливой – верни ей любимого!..
- А, как же твое бессмертие? – Спросил ветер в камышах.
- Ты же просил смерти? – Удивлялась река.
- Это твое последнее желание, - напомнил чей-то голос.
- Ну и пусть. – Возразил Филарет и вскочил на ноги. – Я умру, а она будет мучиться? Нет! Я люблю ее и хочу ей счастья. Помоги ей стать счастливой, - обратился он к рыбке и упал на колени.
Река вдруг забурлила, камыш тревожно зашумел, прогибаясь под напором ветра, а с неба посыпались крупные капли дождя.
Вымокший до нитки Филарет возвращался домой.
Но только он поднялся на пригорок, как увидел радугу. Разноцветной дугой она повисла над деревней. Сверху, пробивая слой облаков, ровными полосками падали лучи солнца. Филарет улыбнулся красивой выходке природы и медленно побрел к дому. На крыльце его встретила счастливая Полина и стала благодарить, покрывая поцелуями. Обнимая жену, Филарет понял, что свершилось его третье желание. Он не ошибся - вскоре на крыльце избушки появился и любимый мужчина Полины. Он протянул ему руку и поклонился его возрасту.
Здесь Иннокентий замолчал, а я спросил:
- А, что было дальше?
- Дальше, - ответил товарищ, - Филарет ушел. Ушел навсегда, оставив влюбленным свою избу и добрую память о себе.
Я вздохнул и как-то невесело улыбнулся.
Иннокентий наоборот, выдохнул воздух и закончил:
- Вот такие чудеса, Виктор Иванович!..
- А они существуют? – Тут же спросил я.
- Конечно, существуют, - утвердительно ответил Иннокентий, - но только для тех, кто в них верит.
- А кто не верит?
- А кто не верит – это события, не подлежащие объяснению…
- Убедительно, - согласился я и спросил:
- А где сейчас дед Филарет?
- Как где? – Удивился товарищ, - дома, конечно, в деревне.
- А поехали к нему, - предложил я и мой друг согласился.


                *       *       *

Уже когда мы выехали на трассу Иннокентий спросил:
- А чего ты так вдруг?.. Ты же, вроде, как реальный мужик - в сказки и чудеса не веришь. Что случилось, Виктор?
Я ухмыльнулся и ответил:
- Старею я, Иннокентий. Хочу побывать в сказке и увидеть чудо!
- Понятно! Тогда ты на правильном пути.
Я прибавил газу, а по небу чиркнула светлая полоска.
- Смотри, Иннокентий, звезда упала!
- Не переживай, дед Филарет их в кадушку собирает.
- Поехали!..
    


Рецензии