лс159 Пушкин и цеховые мифы

Опрос Левада-Ц: самое читаемое у АСП = сказки. Первый поэт РФ = Пушкин – это Андерсен нашего всего навсегда = а что взять с офиц. пушкинистики ПД, если для нее сатирический роман типа Остап Бендер "ЕО" - реализм, хотя это: а) желчная сатира и энциклопедия пародий на жанры  б) карикатура на персон = героев времени в лице  ... Раевского   (он по одной из версий - автор Пасквиля): письме к брату Льву (январь-февраль 1824 г.) Пушкин, посмеиваясь над своими ошарашенными друзьями-романтиками, писал о "Евгении Онегине": "Это мое лучшее произведение. Не верь Н. Раевскому, который бранит его - он ожидал от меня романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядком не расчухал".

Аристотель не говорил - Платон мне друг, но истина дороже
https://aforisimo.ru/pro-istinu/3601.htmlНа латыни: Amicus plato, sed magis amica est veritas

Известная крылатая фраза, ведущая начало со времен Древнего Рима и Древней Греции. Ее авторство приписывают Аристотелю или Сократу, но дословно фразу
 «Платон (или Сократ) мне друг, но истина дороже»
 никто из древних философов никогда не говорил.
Ученик Сократа Платон сказал следующее относительно своего учителя:
"Сократ — друг, но самый близкий друг — истина."
Ученик Платона Аристотель несколько изменил фразу:
"Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине."
В труде «Никомахова этика» Аристотель писал:
"Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине".
Формулировка "Платон мне друг, но истина дороже"
 взята из «Дон Кихота» Сервантеса (у Сервантеса именно Платон) , то есть Сервантес этой красивой фразой выразил мысль сформулированную Платоном и Аристотелем (или скорее он даже следовал не им, а Лютеру, который писал что-то вроде
 «Платон и Сократ мне друзья, но я предпочитаю истину»
и именно после Сервантеса эта фраза стала крылатой.
Значение: Ученики, говоря о своих учителях, утверждали таким образом, что хоть они и уважают их и ценят, однако замечают, что при всем уважении и авторитете человека любое его утверждение всегда можно подвергнуть сомнению и раскритиковать в случае, если оно не соответствует истине. Таким образом античные философы указывали на верховенство истины.

Путевод слов и словечек
Скотскопрогонная ... В имени странностей не нахожу. А вот генезис м.б. любопытен : Чую = гнали по ней скот до "Сукино болото", что в пушкинское время было владением основателя Тюмени боярина Сукина - правее дер Кожухово, а сейчас за забором АЗЛК-Рено-АвтоФрамос... В конце 19 века там были основаны Городские скотобойни = основа мясокомбината им. Микояна ... с жд.станцией "Бойня" (от нее можно было допердыкать о ст. Обираловка, где Анна Каренина по мужу удачно испытала жд-состав). А еще позднее = мусорная свалка нечистот за Спасской заставой ... Сейчас это часть моск. р-нов Текстильщики и Печатники ... Воньанальное местечко, чую. А народу... понаехало понаехавших.
Метаносборник еще тот...
Руководствуясь утверждением, что никто не знает о великих книгах больше, чем великие писатели, Дж. Педер Зейн (J. Peder Zane), обозреватель американской газеты The News & Observer, обратился к 125-ти выдающимся британским и американским писателям современности. Он попросил каждого «представить список, ранжированный по порядку с десятью величайшими художественными произведениями всех времён» из романов, сборников рассказов, драматургии и поэзии. Из 544 отобранных произведений каждый составил свой топ. Зейн составил книжный путеводитель «Лучшая десятка: писатели выбирают свои любимые книги» (The Top Ten: Writers Pick Their Favorite Books). Пушкина там нет.
Миф – АСП – народный поэт = РиЛ – поэма не для народа, малоимущих и черни
С миру по нитке, но, изданная Гнедичем, поэма продавалась по 10 рублей = баснословные деньги за ирои--комическую вещицу, коя народу была не по карману. Прим. губернатор в то время получал менее 5000 руб в год = менее 400 руб в месяц. Канцелярские чиновники провинции имели жалованье три рубля в месяц. В немалой степени нищенское положение канцелярских служителей и мелких чиновников определялось резким падением курса ассигнационного рубля. Как пишет Л.Ф. Писарькова в работе «Чиновник на службе в конце XVII – середине XIX века», «с начала XIX века в связи с падением курса бумажных денег, которыми выплачивали жалованье и пенсии, материальное положение чиновников стало ухудшаться. В 1768 – 1786 годы ассигнационный рубль практически равнялся серебряному, в 1795 – 1807 годы он колебался в пределах 65-80 копеек, а в 1811 году не достигал и 26 копеек серебром. В результате чиновники получали только четвертую часть суммы, предусмотренной штатами 1763 года. Годового жалованья в 120 рублей едва хватало на одежду и обувь; мундир для большинства гражданских служащих был роскошью. Чтобы выжить, многие из них были вынуждены служить лакеями, кучерами, сторожами, швейцарами, получая за эту работу больше, чем на государственной службе. Жалованье швейцара составляло 203 рубля, кучера – 401, лейб-лакея – 463 рубля, тогда как оклад канцелярского служителя министерства не превышал 200 рублей в год. К середине XIX века оклады чиновников заметно выросли, но повышение их было относительным. Так, если в 1806 году оклад в 600 рублей ассигнациями равнялся 438 серебряным рублям, то в 1829 году, повышенный до 1 200 рублей, он соответствовал только 320 рублям серебром, а в 1847 году – 343 серебряным рублям». П.А. Зайончковский «Правительственный аппарат самодержавной России XIX века»: «Рассмотрим некоторые данные “Общего штата губернских и уездных присутственных мест”, установленного в 1800 г. для 35 губерний I разряда и 7 губерний II разряда (Петербургской, Литовской, Выборгской, Курляндской, Эстляндской, Лифляндской и Иркутской). В этих губерниях устанавливался повышенный оклад… Так, начальники губерний, относящихся к I разряду, получали 1800 руб. жалованья и 1200 руб. столовых, а II разряда – 2250 руб. жалованья и 1800 руб. столовых. Жалованье вице-губернатора в губерниях I разряда составляло 1200 руб., II разряда – 1875 руб. Оклады рядовых чиновников представляли собой следующее (в руб.) [годовой оклад):  советник VI класса (т.е. коллежский советник) и губернский прокурор - 600 -750, асессор VIII класса (т.е. коллежский асессор)  уездный судья -300-450, уездный доктор  - 300-400, а лекарь – 140-180!   Старшие учителя гимназии  получали  32р.50коп в месяц!  При этом расходная часть бюджета титулярного советника «Пальчикова» равнялась 1270 р. в год при доходной =1405 р. Полковник в 1816 г получал 1200р в год + столовые (командирские, например, командиру полка - 1800 руб) + представительские до 500р.

Ре-изюм с курагой и маракуей: Никто, кроме аристократов и лиц, имеющих доход более 6000  рэ  в год Пушкина не читал и народным он никогда не был…  Попав по известной кокюажной причине в милостники  царя и получив от него 5000 рэ жалованья (от этой цифры у Канкрина появилась бессонница, а К. Нессельроде с А. Бенкендорфом устроили саботажно-каботажный  базар кому  из них платить … отката ведь не предвиделось…), АСП жил на широкую ногу (но как мот) и вовсе не заботился о не читающей  его публике. Со Смирдина он брал плату даже за пропуски – строки, изъятые из текста цензурой! 
                Родослов – Радша не Рача
Пчелов Е.: Предок многих, включая пушкиных, РАдша, подтверждается, но в разных версиях происхождения (исхода) из Немец по гербовнику и из Славонии-Семиградья по  геральдике. Однако второе (использованное только Пушкиным) имя Рача нигде не существует и, возможно, было прочтено из франц. написания поэтом Ratcha. Сведения же о Радше АСП взял из «выписи», полученной дядей Вас. Львовичем из Моск. архива КИД в 1799 г. Написав Рача в Моей Родословной, НВН как всегда иронизировал и спародировал, обогатив свой излюбленный жанр жизни и творчества.
магический кристалл
МК – гадательный предмет  или простая чернильница?
Эй, Водки! Или русское хлебное вино
С 1716 г исключительное право на производство «хлебного вина» принадлежало дворянсnву, но водку – русское хлебное вино двойной перегонки, настоенное на травах или ягодах – приготовляли в каждом поместье до 100 ведер в сезон.
Прим. Полугар (хлебное вино) – это дистиллят двойной перегонки из ячменного, ржаного или пшеничного солода крепостью 38,5%. В отличие от коньяка или виски, которые несколько лет выдерживаются в дубовых бочках, качество полугара улучшают естественными методами очистки: древесным углем, хлебом, молоком и т.д. Напиток готов к употреблению спустя 3-5 дней после приготовления.
С XV по XIX век хлебное вино было национальным русским спиртным напитком. Первое письменное упоминание датируется 1517 годом. В основном полугар производили богатые помещики для собственных нужд по рецептам, которые передавались из поколения в поколение. В 1895 году, по приказу министра финансов Российской империи С. Ю. Витте, хлебное вино запретили, заменив смесью этилового спирта-ректификата с водой – обычной водкой, на производство которой была установлена царская монополия.
Слово «полугар» появилось благодаря оригинальному методу проверки качества, который официально ввел Николай I в 1842 году. Хлебное вино наливали в специальный ковшик (на фото) и поджигали.
После выгорания объем оставшейся жидкости измеряли, если он был наполовину меньше изначального (выгорела половина), значит, напиток успешно прошел проверку.
Обмундирование Гения
Разделяя жизнь поэта на две половины, из которых памяти достойна только одна, вторая, Анненков следовал мнению, распространенному среди современников. «Благородное» желание скрыть «неприличное» побуждало знакомых поэта с удовольствием вспоминать о том, как они, во благо его доброго имени, уничтожали его произведения: Норов — «Гавриилиаду», А.М. Горчаков — «Монаха» [Горчаков 1998: 378]. С.А. Соболевский, получив «Материалы к биографии Пушкина», писал М.Н. Лонгвинову:  Благодарю А<нненкова> <...> за то, что он не восхищается эпиграммами П<ушкина>, приписывает их слабости, сродной со всем человеческим, и признает их пятнами его литературной славы[2]... Что он ни слова не упоминает о Гавриилиаде... [Пушкин 1927: 37—39].

Немировский Игорь: Представление о том, что жизнь Пушкина делится на две не равные по своему значению половины, было в значительной степени отражением официального взгляда на Пушкина, состоявшего в том, что после встречи с императором Николаем 8 сентября 1826 года Пушкин совершенно переменился и стал «иным» [Вацуро 1998: 11, 21; Майков 1899: 310]. Но, конечно, концепция Анненкова о двух половинах жизни Пушкина не была простым следствием его желания соответствовать официальному курсу. Об этом свидетельствует то, что «первый пушкинист» развивал ее не только в официальной переписке с министром просвещения, но и в письмах к друзьям: «первый пушкинист» развивал ее не только в официальной переписке с министром просвещения, но и в письмах к друзьям: «только... Пушкин... который признан единогласно воспитателем русского общества, мощным агентом его развития и объяснителем духовных сил, присущих народу, только этот нам и нужен, а о его двойнике нам достаточно общей характеристики» [Анненков 1892].

При этом в ходе работы над книгой у Анненкова складывается концепция духовного развития Пушкина, объясняющая причины резкого перехода поэта от одной половины жизни к другой. По мысли ученого, перелом в мировоззрении поэта произошел в Михайловском, задолго до встречи с царем, когда с помощью инъекции национального самосознания Пушкин вылечился от модных французской и английской болезней и стал — во второй половине своей жизни — выразителем русского духа [Анненков 1984]. Белинский имел в виду, утверждая в письме Гоголю, что Пушкину «стоило написать только два-три верноподданнических стихотворения... чтобы вдруг лишиться народной любви» [Белинский 1952]. Два стихотворения из трех — это почти наверняка «Друзьям» и «Стансы» (1826), более верноподданнических стихотворений в пушкинском репертуаре нет. Трудно удержаться от предположения, что третьим стихотворением, «лишившим Пушкина народной любви», было стихотворение «Пророк», опубликованное в «Московском вестнике» почти одновременно со «Стансами».  Стихотворение «Друзьям» открывается цитатой из 138-го Псалма («Нет лести в языце моем») и включает самоопределение Пушкина как «Небом избранного певца».

В новую эпоху современники не стеснялись в высказывании самых серьезных сомнений в морали Пушкина. Крайним, но далеко не единственным выражением подобной позиции стали воспоминания лицейского однокашника поэта, М.А. Корфа, сделавшего блестящую карьеру при Николае I. По мнению бывшего лицеиста, в Пушкине
не было ни внешней, ни внутренней религии, ни высших нравственных чувств; он полагал даже какое-то хвастовство в высшем цинизме по этим предметам: злые насмешки, часто в самых отвратительных картинах, над всеми религиозными верованиями и обрядами, над уважением к родителям, над всеми связями общественными и семейными... <...> ...Пушкин представлял тип самого грязного разврата [Корф 1998: 104]. Корф не был одинок. Еще более резко о Пушкине отозвался человек из совсем другого, не правительственного лагеря, декабрист И.И. Горбачевский. При этом, если Корф обвинял Пушкина в аморальности потому, что поэт не был верен императору и отвечал на его милости черной неблагодарностью, Горбачевский упрекал Пушкина в сервилизме. Оба сходились в том, что Пушкин не может быть выразителем русского национального духа:

Русская парнасиада Г. Державина
Державин Г.Р. Анакреонтические песни.
ФИЛОСОФЫ, ПЬЯНЫЙ И ТРЕЗВЫЙ
Пьяный
Сосед! на свете всё пустое:
Богатство, слава и чины.
***
Не наливай ты мне напрасно:
Не пью, любезный мой сосед.


Рецензии