Клинкер Часть вторая. Глава 6, 7

            Глава 6      Визитеры

       А дело было так. Однажды, месяц или полтора тому назад, мне с проходной по внутреннему телефону позвонил Осипов Михаил Иванович. В то время он был заместителем главного инженера КЧЦЗ. Обратился  он ко мне с просьбой встретиться с ним и с Ловущенко Виктором Павловичем, -  начальником участка КИПиА на КЧЦЗ.
       Я и обрадовался, с одной стороны – хотя и бывшие, но все же коллеги. Но и несколько огорчился – тревога, какая то, закралась в меня. Секретом я не держал свое теперешнее место работы, многие заводчане знали, где и кем я работаю, но, сюда ко мне, приехали не рядовые работники КЧЦЗ. А мне очень уж не хотелось, чтоб о моем месте работы знал Платонов. Я хорошо помнил его изречение ко мне – « А Вы зря улыбаетесь, Николай Иванович, - Вам здесь, в Черкесске, нигде не будет хорошо. Я позабочусь об этом». Хотя боязливость мне не свойственна, но тревога, как бы вскользь, зацепила меня, и я в недоумении направился из заводоуправления к проходной завода.
       Прохожу в здание проходной, а там, у турникетов нетерпеливо дожидаются меня «не званные гости», которые, увидев меня в чистой элегантной одежде, покачивали головами, выказывая свое восхищение не только взглядом, но и вслух:
       - Да ты, как «Денди лондонский» одет – усмехнулся своим глухим голосом Михаил Иванович. - Это что, ты так каждый день одеваешься, или какое то торжество у вас? - спросил он. Я, понимая их удивление и восхищение, старался быть с ними попроще, объясняя им, что здесь другие производственные условия, и все здесь одеваются соответственно.
       - Если я не буду одеваться так, как я сейчас одет, а обыденно, небрежно, меня здесь не поймут – сказал я. – и, даже злую шутку могут сыграть со мной, собрав мне деньги на «приличную» одежду; по крайней мере могут намекнуть мне об этом.
 Поведал я им свое не удивление, а даже возмущение, от моих впечатлений в первые дни своей работы здесь, когда увидел, что рабочие, переодевшись у своих рабочих мест, день рабочий начинают у агрегата или у верстака очищением своей спец одежды на себе одежной щеткой, и чисткой рабочих ботинок обувной щеткой до блеска.
       - Тогда я считал это кощунством, сравнивая эти производственные условия с условиями рабочих на горных производствах, шахтах и строительных участках, но затем привык, и  уже не видел кощунства, а принимал за норму подготовки рабочего места к работе – заключил я. – Ну, «колитесь», что привело вас с Юга на Север? – спросил я их. – Надеюсь, не затем, что бы посмотреть, во что я одет? – съязвил я с добродушной улыбкой.
- Видишь ли, Николай Иванович,- начал несмело объяснять мне  Ловущенко, - Мы на заводе пока только в сырьевом цехе хотим внедрить автоматизацию технологического процесса сырьевых мельниц, то есть АСУ ТП, с применением робототехники – поделился со мной Виктор Павлович, - а у вас, на Каскаде, как нам сказали, развита робототехника.
       - Вас, Виктор Павлович, не точно информировали – ответил я. – Мы занимаемся робототехникой, но она у нас еще и не внедрена. Если вы только намерены внедрить АСУ ТП, то мы уже работаем над внедрением его в литейном производстве. Но, еще не внедрили, так что вы поспешили обратиться к нам. А, вот, на Холодмаше робототехника уже успешно работает в системе управления металлообработки, и давно. Я туда обращался за опытом  внедрения этой новой для нас техники. Обратитесь туда – там вам помогут.
       - На Холодмаш мы обратимся – сказал Михаил Иванович. – Спасибо, что подсказал. Но, мы уже здесь – не уезжать же нам «не солоно хлебавши». Ты поделись с нами тем, чем можешь. Вы уже на каком то уровне, а мы то на нуле. А потом, что у вас не возьмем, на Холодмаше доберем.
       - Ребята, а я и не знаю, смогу ли вам помочь – режимный завод, все же – ответил я.
       - А ты попробуй, Николай Иванович, – с лукавой улыбкой обратился ко мне Осипов. – Неужели откажешь в помощи товарищам?
       - Ладно, попробую рискнуть - ответил я. - Давайте Ваше отношение, пойду в кадры, чтоб выписать вам разовые пропуска.
       - А какое отношение? – спросил Осипов.
       - Михаил Иванович, что за вопрос? – возмутился я. - Ты ехал на Каскад с какой целью? Получить информацию об АСУ ТП и робототехнике?
       - Да – ответил он.
       - А какое отношение ты в данный момент имеешь к этому на заводе Каскад? – спросил я. – Скажу тебе проще – надо официальное письмо твоего руководства о технической помощи в виде обмена опытом.
       - А я и не подумал об этом –  встревожено ответил Михаил Иванович.
       - А жаль – ответил я, покачивая сокрушенно головой.– Думать надо в любом случае, куда бы ни намеревался обратиться, а уж потом, заодно, и что надо для этого.
Вижу, что ребята мои совсем пригорюнились, и глаза их, которые выражали при встрече, скажу без преувеличения, восторг, в которых заметна была уверенность в своем успехе, потупились и стали меркнуть.
       - Да, не отчаивайтесь же вы - стараясь приободрить их, сказал я, - это же не трагедия, а всего лишь досада. Завтра вооружитесь всем необходимым, и все решится. Кстати, если я не буду на месте, позвоните в приемную, и попросите, чтобы по селектору мне сообщили, что меня ждут на проходной – посоветовал я им с дружелюбной улыбкой.     Но, смотрю, мои гости не торопятся прощаться. Я протянул руку для прощания, но Михаил Иванович, обняв своей ладонью мою, придержал ее:
       - Николай Иванович, завтра Виктор Павлович уезжает в командировку на неделю, а я без него не справлюсь, хотя сам и электрик по образованию. Может быть, что придумаешь, чтоб нам вопрос наш здесь решить сегодня – попросил он меня.
       Мне так жаль стало ребят, и я готов был бы им помочь, но не знал, как. И, все же,  повезло им – меня, вдруг, осенила дерзкая мысль, и я обнадеживающе улыбнулся им.
       - Попробую вам помочь – сказал я, - есть одна авантюрная идея пропустить Вас на территорию завода. Давайте ваши паспорта, - я вам постараюсь оформить разовые пропуска, как будущим работникам моего отдела – информировал я их, и протянул руку.
Смотрю, ребята мои замешкались. Затем, пошептавшись меж собой, сокрушенно ответили, что паспортов у них при себе нет. 
       - А мы и не знали, что понадобится паспорт –  пролепетал Михаил Иванович.
В те, уже далекие советские времена паспорт гражданина, как правило, при себе не носили, и он лежал дома месяцами не востребованным.
       - Ребята, вы что, дикари? – не выдержав, вскричал я. - Вы что, не знали, что Каскад номерной завод? Что пропуск на завод не выдается без паспорта? Да что там Каскад или радиозавод – без пропуска не пройти ни на один завод в Черкесске. Ладно, постойте здесь – я сейчас приду.
       Отдел кадров, как и надлежит, расположен здесь же, при проходной завода. Войдя в Отдел и поприветствовав всех, я направился к столу начальника ОК, стоявшего отдельно от других.
       - Нина Михайловна, Вы прекрасно знаете, как мне нужны люди в отдел. От вашего отдела ко мне никто не приходит, а тут у проходной встретил двух знакомых, ожидающих приятеля с механического. Разговорились о том, о сем, и я узнал, что они собираются искать приличное место. Оба толковые инженера, и я им предложил работу к себе в отдел. Один из них, правда,  инженер механик, конструктором работает и сейчас, но не прочь перейти к нам. Я им бегло объяснил, что от них я бы хотел, но они хотят познакомиться обстоятельнее с работой. Подошедшего их приятеля я попросил, чтоб долго не задерживал ребят, а сам к вам сюда согласовать их пропуск на завод.
       - Ну, что ж, видите их, выпишем им разовый пропуск – ответила Нина Михайловна.
Выйдя к своим ребятам, я проинструктировал их, как вести себя перед начальником Отдела кадров  в случае возникших у нее вопросов:
       - Ты, Виктор Павлович, инженер электрик, обслуживаешь в смене КИП и А  на РТИ, работа не интересная, кругом сажа, и зарплата не интересная – сказал я. – А ты, Михаил Иванович, инженер механик, работаешь на НВА конструктором не стандартного оборудования штамповочного производства.
         - Войдя уже втроем, я сразу отделился от них и подошел к начальнице совсем близко, так, что бы нас не могли слышать ее коллеги:
       - Нина Михайловна, для них мое предложение совершенно неожиданно, и по этому при них нет паспортов – сказал я заговорщицки, и не дав ей опомниться, продолжал жалобно врать. – Если я сейчас не проведу их с собою и не заинтригую своим предложением, боюсь, что  упущу их – могут не придти, а там, может быть, кто и перехватить их.
Нина Михайловна долго что то о чем то соображала, затем обратилась ко мне:
       - Николай Иванович, только под Вашу ответственность – не отходите от них ни на шаг - попросила она. – Не дай бог куда то вляпаются.
       - Да, да, конечно – заверил я Нину Михайловну.      
       Оформив своим друзьям цементникам разовые пропуска, я провел их через проходную, и повел по заводу, как они и хотели. Проходя по территории завода, они восхищались чистотой вокруг и тишиной, которая царила здесь. Тишину иногда нарушал громкоговоритель, изрыгая очередное объявление. Я гостям объяснил, что это селекторная связь приемной директора со всем заводом. Такие же громкоговорители и в цехах. А во внутри цеховых помещениях, в кабинетах, складах, конторках, где тихо, обычные настенные динамики.
       Моих подопечных многое восхищало на территории завода, пока мы шли к большому производственному корпусу, а особенно ели и другие декоративные деревья,  посаженные по газонной траве вдоль тротуаров.
       Почти все основные производственные цеха завода, размещались в одном здании огромной площадью, и под одной крышей. Отдельно отстояли литейный, инструментальный цехи и РМЦ. Провел я своих гостей по всем переделам производства, рассказывая и показывая по ходу экскурсии, сколько ручного труда в цехах, и какие операции автоматизируются уже, или подлежат автоматизации. По ним было видно, что многое увиденное ими восхищало их. 
       По пути в ОКБ, я провел их и в литейный цех, расположенный против заводоуправления, где мог показать им пока только  пять литейных пресс автоматов, которые предстоит роботизировать.
       - Но эти станки – пояснил я им, - начальник цеха не отдает на модернизацию, обещая уже не один месяц, что в следующем месяце отдаст. Оборудование робототехники довольно емкое, простаивает под дождем на складе оборудования, и грозит сгнить без дела – пожаловался я им. - Я уже две Служебные записки директору отправил – бесполезно – объяснил я гостям. – Не хочет начальник цеха впускать роботов к себе в цех, и придумывает перед начальством причины, грозящие срывом плана литья. Мне однажды он признался: – На пяти литейных машинах вы не остановитесь. Вас заставят все роботизировать, а я с кем останусь? Лишиться литейщиков просто, а вот собрать их потом попробуй. Да и нормы спустят такие, что «мама не горюй».
       В инструментальный цех я их не повел, объяснив, что единственный станок в цеху с ЧПУ сейчас не в работе, так как на нем заготовлены детали не на один месяц, и он стоит без дела.   
       И вот провел я своих коллег в заводоуправление; поднялся с ними на третий этаж, где располагались две просторные комнаты, занятые нашими электронщиками.
       - Знакомься, Саша, вот мои коллеги по цементному заводу приехали перенять у нас  опыт по внедрению АСУ ТП  – сказал я руководителю группы Александру, и представил ему ребят.
       - Виктор Павлович - обратился я к Ловущенко, -  все, что тебя интересует, Александр тебе поможет разобраться – сказал я. – Помочь вам больше ни чем не могу, а поэтому и не буду вам мешать. Саша, я буду у себя; как закончите, помоги им найти меня - попросил я и собрался выходить.
       - Николай Иванович, подожди, я тоже с тобой. Хочу посмотреть, где ты сидишь. – обратился ко мне Осипов. Я подернул плечами, и не без удивления ответил:
       - Что ж, если тебя это интересует больше, чем робототехника, пойдем на четвертый этаж – съязвил я.
Поднимаясь на четвертый этаж, Михаил Иванович пустился в оправдание:
       - Ты пойми меня, ничем я там Ловущенко не помогу; он практик, он с электроникой на «ты» - лепетал еще что то Осипов, чувствуя свой промах.
       - Да, ладно оправдываться, ты же никого не застрелил – ответил я. – Просто мне перед Сашей неудобно. Он мигом мобилизовал своих помощников, а ты…
Вошли мы в технологический отдел. Трое «сирот», которых я оставил на долгое время, сидели за  своими столами, но уже видно по ним, готовились на выход. Справившись у них, все ли нормально, спрашивал ли кто меня, я отпустил их пораньше – с общественным транспортом в то время была проблема, - кто мог на заводе, чуть раньше уходили с работы, чтоб успешно уехать домой.
       К своему столу я подходить не стал, так и остались мы с Осиповым рядом с выходной дверью, присев на стулья у крайнего технологического стола. Окинув просторное помещение, где в три ряда стояли двадцать столов для работы технологов, Михаил Иванович спросил меня, кто сидит за остальными столами, кроме тех, которых он уже видел. Я ответил ему, что эти столы ждут тех, кто придет ко мне. - Два из них ваши, согласно вашим пропускам - для тебя, и для Виктора Павловича, – пошутил я, улыбнувшись. И я поверил ему загадочное не соответствие наличия пустующих столов при отсутствии за ними людей:
       - Когда планировали формирование штатов технологического отдела, то сработали на опережение, а именно: - завысили количество человек с учетом возможного урезания штатов сверху, да и «на вырост» тоже, а вверху не урезали, и штаты, двадцать четыре человека, утверждены были сразу. Так что у меня набор кадров, практически, с «открытым лимитом» - похвастался я шутливо.
       - Да, – прокряхтел Осипов, - вот где, поди, «малина»! И зарплата наверно не малая? – спросил он. – Сколько ты получаешь?
       - Триста шестьдесят в среднем – жесткой зарплаты нет – ответил я.- Первый год и двух сот не выходило, а потом быстро исправили – коротко резюмировал я ему мою зарплату. Он, пощелкав с удивлением языком, заразился, видимо, желанием занять один из пустующих столов:
       - Николай Иванович – обратился он ко мне, - возьми меня к себе.
В это время вошел Виктор Павлович, сопровождаемый Сашей, и я переключил внимание на них, спросив, все ли выяснили, что надо, или надо еще встречаться. Виктор Павлович ответил, что пока все выяснил, а позже будет видно. Саша, простившись с нами, ушел.
       - Ну, что, ребята, я для вас сегодня сделал больше, чем мог. Довольны?
       - Еще бы  -откликнулся Виктор Павлович. – Большое тебе спасибо. Вот это друг!
       - Николай Иванович – обратился ко мне Осипов, - ты же не ответил на мой вопрос.
Я считал, что его вопрос носил некоторую конфиденциальность, а раз уж он сам об этом поднял свой вопрос, я шутливо сообщил:
       - Виктор Павлович, Михаил Иванович выразил желание перейти на работу сюда, в отдел. А ты как на это смотришь? – спросил я. Виктор Павлович промолчал. – Михаил Иванович, а ты не пошутил? – спросил я.
       - Нет, не пошутил – ответил он.
       - Тогда, вот что я скажу – начал я свой довод на этот предмет, - ты у себя на заводе при более высокой должности – зам главного инженера. Я могу тебе предложить должность рядового инженера технолога, но я не стану этого делать по этическим соображениям. Надеюсь, ты меня понимаешь. Выше моей должности здесь – начальник техотдела, кстати, она вакантна. Но, на эту должность обращаться надо уже не ко мне, а к главному  инженеру ОКБ. Так что, все в твоих руках – решай сам,- я тут не при чем. Успешно устроишься – будешь моим начальником, а я, как  старший инженер технолог, буду твоим подчиненным. Вся работа отдела сейчас на мне, а тогда будет на тебе.
       В тот момент я не знал, что на должность главного технолога на днях заступает бывший главный инженер завода НВА Климовских Николай Михайлович. 
       Проводив ребят до проходной, прощаясь с ними, я обратился к ним с просьбой, что бы они не отплатили мне за содеянное мною им добро, злом, то есть,  Платонову обо мне ничего не говорить. Не стал я им разжевывать то, что бы мою фамилию в своем докладе не произносили. Я считал, что и так понятно, да, видимо, зря. Надо было разжевать им…

Глава 7.  Профанация 

       Теперь вернемся в кабинет директора завода Каскад, к назначенной нам с Быковым аудиенции. В половине десятого я вошел в кабинет Главного инженера Быкова с целью напомнить ему о нашем визите к Хохлачеву к десяти часам. Быков же, чуя не доброе, спросил меня, чем я насолил Хохлачеву, что он вдруг взъелся на меня:
       - Может быть ты при ком то выразился о нем, или о его дочери с зятем не лестно, которые работают здесь, на заводе? – спросил он. – Он не прощает такое.
       - Да, нет  же – ответил я. – Я и не знаю о них ничего. Я только вчера узнал, что дочь с зятем работают в техотделе завода.
       - На ровном месте он не взъелся бы на тебя, - все же,  что то есть – ответил Быков.
       Я догадывался о причине внезапной нелюбезности директора ко мне, но говорить об этом Быкову не стал, потому что это только догадки мои, предположения о том, что интерес  ко мне Хохлачева проявился спустя две или три недели после визита ко мне коллег с цементного завода. Я допускал мысль, что ребята в докладе Платонову о своем вояже на Каскад, не преминули рассказать обо мне, пусть даже без пристрастия. Но, Платонову достаточным могло оказаться и то, что я успешно работаю на Каскаде, и встретившись с Хохлачевым на очередном заседании директоров в горисполкоме или горкоме, замолвить ему обо мне. Но это, всего лишь, мое предположение – хотя почти три года все шло гладко.
       - Не знаю чем, но ты насолил Хохлачеву – сказал мне Быков.- Сам насолил, сам и иди к нему, я не пойду.
       - Если ты не  пойдешь со мною, то уж, точно насолишь ему – ответил я Быкову, на что он только махнул мне рукой в сторону выхода. В это время вошел Климовских, который знает о «вызове меня с Быковым на ковер», и я не преминул обратиться к нему:
       - Николай Михайлович, Владимир Петрович отказывается идти со мной к Хохлачеву, так может быть, хоть ты пойдешь со мною поддержать меня – взмолился я.
       - Чем я тебе, Николай Иванович, смогу помочь? – ответил он. – Я совсем не давно здесь появился, и ничего пока не знаю.
       В десять часов, войдя в кабинет Хохлачева, я увидел сидящего перед директором заместителя главного инженера завода по научной работе Зекова Али Гиреевича. Оставшись у двери, я спросил, не подождать ли мне в приемной, но директор указал место, где мне сесть. Учтиво поприветствовав Зекова, я послушно сел за стол напротив него, и положил перед собой принесенный мною отчет о своей работе, которым я вооружился, как говорится, до зубов. Причем, Хохлачев сказал мне отчитаться хотя бы за последний месяц, а я решил отчитаться за последние три месяца, что оказалось гораздо эффектнее. Отчет мой был оформлен на развернутом вдоль листе в форме разлинованной таблицы, где четко и ясно выделялись в графах все работы по плану, и их факту  с соответствующими примечаниями. Хохлачев, видимо, не заметил, что отчет передо мной, спросил меня:
       - Вы принесли отчет, как я просил? - спросил он меня.
       - Да - ответил я. – Я составил отчет еще вчера, но Вы назначили сегодняшний срок.
       - Он составил отчет – проворчал Хохлачев. – Вы умеете составлять отчет? – усмехнувшись, спросил он. – Дайте мне Ваш, так сказать, «отчет», - посмотрю на Вашу ересь.   
       В то время, когда директор знакомился с моим отчетом, вошел в кабинет Быков, не решившийся, видимо, ослушаться директора, и приглашенный директором к столу, сел за стол рядом со мной. Директор долго разглядывал мой отчет, видимо, исключавший попутных вопросов. По мрачному виду директора я чувствовал, что успешно выполненный мною отчет не удовлетворял его. А я был спокоен. Это придавало мне уверенность в своем успехе.  После долгого молчания директор произнес:
       - А почему Вы занимались конструкторской разработкой многоместного штампа для герметизации разъемов ШР? Разве эта работа не конструкторов техотдела завода? – спросил он меня.
       Быков же, не спешил оправдать меня, и лишь после вопросительного взгляда на него Хохлачева, не зная, что сказать, мучительно, жалким голосом произнес:
       - Не знаю, Николай Николаевич, почему Ивлев занимался этой работой. Это его самодеятельность – ответил он.
       А, ведь, он сам же, зная о моем опыте конструктора, предложил мне разработку и внедрение  этого многоместного штампа, объясняя мне, что конструктора техотдела и не откажутся, и не сделают, ссылаясь на вечную загруженность. Я собирался мыслями, как доходчивее объяснить своенравному руководителю, но в это время Зеков, догадавшись о моем положении, поспешил мне на помощь, взглянув  на Быкова уничтожающим взглядом грозного черкеса:
       - Николай Николаевич, это я попросил Николая Ивановича выполнить эту работу – заступился за меня Зеков, - и он ее успешно, и довольно быстро,  выполнил. Он сам разработал многоместный штамп, сам контролировал изготовление штампа в инструментальном цеху, и сам же, выполнив техническую документацию, произвел герметизацию опытной партии разъемов ШР, и  внедрил эту технологию в производство.   
       - А почему, Вы,  не обратились к Кнышу? – сердито спросил директор. – Это же  работа его конструкторов.
       - У Михаила Павловича много работы по штампам и пресс формам на пресс автоматы действующих технологических процессов, и я обратился к Владимиру Петровичу, и Николаю Ивановичу за помощью – ответил Зеков. – К тому же, внедрение пресс формы по герметизации  запланировано в ОКБ давно, еще полгода назад.
Хохлачев встрепенулся от последней фразы и обратился ко мне:
       - Полгода назад Вы должны были внедрить вулканизацию ШРов, а у вас выполнена эта работа только сейчас – придрался директор. – Почему Вы не выполнили план во время?
       - Вовсе не сейчас, а почти три месяца назад все выполнено, а что не во время, так это по той  же причине, что привел Али Гиреевич - парировал я обвинение, и обратился уже к Быкову:
       - Владимир Петрович, а Вы что молчите? Ведь Вы сами откладывали эту работу – сказал я, но Быков и в этот раз отмолчался.
         Хохлачев, искал в моем отчете причину, чтобы придраться ко мне, в котором значились порядка двадцати трех мероприятий выполнения плановых работ отдела, включая внеплановые, подобно разработке и изготовлению штампа для герметизации ШРов. Он остановился на пункте «Внедрение АСУ ТП с робототехникой на пяти литейных машинах алюминиевого литья», против которого в графе выполнения значилась единственная запись во всем столбце «не внедрено». В графе же «Примечания» внесена причина не выполнения внедрения робототехники в литье.
       - Вот видите, Вами сорвано внедрение АСУ ТП пяти литейных машин с применением робототехники – не без удовольствия с сарказмом произнес Хохлачев. - Вы что, игнорируете прогрессивную технологию на заводе? – спросил он с тем же сарказмом.
       Я понял, что защищаться буду один, так как политика Быкова - угодить директору, и он молчал. Зеков тоже молчал, так как идея этого мероприятия исходила не от завода, а от НИИ Автоматизации производства через Главк; относительно завода же, в этом мероприятии требовалось лишь централизованное приобретение соответствующего оборудования, предоставление пяти литейных машин для реконструкции, и предоставление рабочих для обучения новой технологии литья.
       Завод, вообще то, не был заинтересован этим мероприятием, так как не было на тот период объема работ этой сложной технологии, и не предвиделся он в будущем. Я это знал от Быкова, от Зекова, но это мероприятие, навязанное сверху, настойчиво сидело в годовом плане ОКБ уже не один год, но каждый раз переносилось безболезненно, предварительно согласовывалось с Главком. Нам, ОКБ, желательно было скорейшее внедрение АСУ ТП, что бы не висело у нас над душой, но завод тормозил, откладывая на «потом».
       - Николай Николаевич – обратился я к директору, - внедрение этого мероприятия не выполнено по единственной причине, от меня не зависящей – пять запланированных литейных машин не представлял мне для внедрения АСУ ТП в течении полугода начальник литейного цеха Раевский, о чем я дважды обращался к Вам через Служебные записки с просьбой Вашего содействия в данном вопросе.
       - Мне не нужны ваши оправдания – ответил директор. – В отчете четко сформулировано - «не выполнено», а это значит, что Вы не справляетесь с Вашей работой.
       Директор, видимо, никак не ожидал моих доводов в свое оправдание, потому что уж очень долго сидел в задумчивости. Очнувшись от своих дум, он вдруг обратился к  Быкову в совершенно неожиданном направлении для меня и Зекова, но, похоже, вполне  ожидаемом Быковым по принципу " Будь готов! Всегда готов!":
       - Владимир Петрович – обратился он к Быкову, указывая на мой отчет, - ты только посмотри, сколько работы возложено на этого уже не молодого человека. – Кстати, сколько Вам лет? – обратился он уже ко мне.
       - Сорок три года – ответил я.
       - Ты видишь, Владимир Петрович, человеку уже под пятьдесят лет, а на нем такая не посильная нагрузка – посочувствовал Хохлачев. – Разве можно ему одному справиться с этим всем? Не справедливо получается – надо облегчить его труд.
       - Да я, вообще то, не один – вмешался я в его сочувствие. – У меня есть помощники.
       - Знаю я Ваших помощников – пренебрежительно сказал Хохлачев. – Какие это помощники Ваши девочки- пустышки. Вы все это тащите на себе один.
Не стал я возражать директору, что не только девочки у меня в отделе, от которых, практически, пользы хотя и мало, а все же, какое никакое подспорье, но больше из за того, что он, вообще то, был прав.
       - Владимир Петрович – снова обратился директор к Быкову, но, уже с видимым  для нас с Зековым, коварным вопросом, - а Ивлев поощряется тобой премиями по итогам его работы?
       - Нет, Николай Николаевич – поразил нас своим еще более коварным ответом Быков.- Я каждый месяц лишаю Ивлева за систематические производственные упущения.
       - То есть, за невыполнение им производственного плана? – задал целенаправленный вопрос Хохлачев.
       - Да, именно по этой причине – покорно ответил Быков.
Я обратил внимание на взгляд Зекова, которым он, казалось, уничтожал Быкова, а мне было больно в душе за такую низость моего непосредственного руководителя относительно меня. Ведь, за годы моей работы в ОКБ, я ни разу не лишался премий, и удивлялся порой, не известно за что выплачиваемой. Я даже не имел от него когда либо какого то нарекания.
       - Вот видишь, Владимир Петрович – продолжал издеваться Хохлачев, - надо как то Ивлеву помочь. Зачем же нам издеваться над уже не молодым человеком? Надо избавить его от непосильной нагрузки. Надо дать ему такую должность, с которой бы он мог справляться, и получать премию. Найди ему соответствующую должность, чтоб человек мог поправить свое материальное положение.
       Зеков, не выдержав этой трагикомедии руководства, молча встал, и покинул кабинет директора. Я, чувствуя, что апогей церемонии достигнут, тоже встал, произнеся: - Я могу идти? – на что директор утвердительно кивнул головой, и я молча вышел почти вслед за Зековым, который, выйдя в приемную, покинул ее сразу же, а я задержался перед столом секретаря.
       - Майя Георгиевна, будьте добры подать мне чистый лист бумаги – попросил я ее, и сел за стол для посетителя с поданным мне листом бумаги, в котором я уже заполнил шапку для заявления. В это самое время выскочил как ошпаренный из кабинета директора Быков, и сразу же подошел ко мне, умоляя не писать заявление об уходе.
       - А я и не собирался писать об уходе – успокоил я его. - Серьезные намерения я не делаю в спешке. Я посмотрю, чем закончится эта «комедия», а уж потом решу, как поступить. А заявление пишу о переводе на другую должность. И ты очень кстати вышел, а то бы мне пришлось вернуться в кабинет,  чтоб справиться… – Кстати, на какую категорию инженера мне писать перевод? – спросил я с ухмылкой у Быкова, и тут же съязвил: - Буду  создавать исторический документ: - «За успешную и плодотворную работу прошу понизить меня в должности» - не боясь последствий, я нарочито вел свой диалог с Быковым при секретаре директора Майе Георгиевне, которая всегда благоволила ко мне.
       - Не ерничай, Николай Иванович – взмолился Быков, - мне и без того в кабинете директора было тошно, а тут еще ты добавляешь.
       - Я сочувствую тебе, Владимир Петрович – не без иронии произнес я. – Я в кабинете был у вас с директором жертвой издевательства и насилия, и мне было очень тяжело, невыносимо тяжело, но я вынес ваши издевательства – стерпел все. Но тебе, все же, еще тяжелее было. Как ты вел себя там, в кабинете, Владимир Петрович, я бы не выдержал – ушел бы, чтобы остаться самим собою, а ты предпочел остаться никем. Так как мне писать заявление о переводе? Или можно «Приказом за номером» за упущения в работе понизить – продолжал я издеваться над своим руководителем, - но это, правда, хлопотно, если по закону. Уж лучше через беззаконие.
       - Перестань меня бичевать, и без того тошно – ответил он. – Напиши, прошу перевести инженером конструктором первой категории
       - Значит, в конструкторский отдел, к Подсвирову? – спросил я.
       - Нет, ты остаешься на прежней работе – изменится только должность – ответил он.- Я сейчас зайду к директору не надолго, а ты подожди меня – вместе поднимемся к себе. Надо поговорить нам.


Рецензии