Мысли вслух. В бассейне

   - Не родись красивой, а родись счастливой.
   Да, ну. Лучше и то, и другое.
   Бабулечка желала мне на день рождения: будь ответственной девочкой, Таня!
   Мне это в жизни пригодилось.
   Если бы в детстве меня называли принцессой, то оскорбили бы до глубины души, я бы очень расстроилась. Быть принцессой значило для меня: быть безвольной, зависимой, глупой, не самостоятельной.

   Диалог тренера и девочки.
   - Лена, я просил тебя выполнить задачу. В воду ты зайдешь только после того, как выполнишь упражнения. Все выполнили, размялись, а ты ленишься. Ты понимаешь, что мышцы должны быть немного разогреты, ты будешь плавать, а руки или ноги может свести судорогой, я объяснял уже всем не раз, что в бассейн мы идем работать, а не просто свободно плавать, мы учимся правильно плавать.
   - Я не буду выполнять упражнение. Я выполнила. Вы придираетесь.
   - Сядь посиди. Успокойся. А потом выполнишь упражнения, тогда поговорим.
   Лена садится на лавочку. Она не хочет выполнять упражнения. Через некоторое время тренер снова подходит к девочке.
   - Лена, не упрямься, это некрасиво, ты пришла на тренировку, необходимо соблюдать правила.
   - Я не буду выполнять упражнения. Вы меня унизили перед всеми.
   Лена звонит по телефону родителям, потом уходит в раздевалку. Диалог окончен.
   Тренер покачивает головой, продолжает занятие с другими ребятами.
   Я плаваю и разговариваю сама с собой. Как будто записываю мысли, пишу речь для себя.
   Дети. Сегодняшние дети. Упрямые. Высокомерные. Центристы. Максималисты. Одеяло тянут все время на себя. И они всегда – лучшие. Не признают неудач и поражений.
Вряд ли девочка слушала тренера. А ведь он подробно все объяснил. Пожалуйста, имей свое мнение. Но прислушиваться к тому, кто за тебя несет ответственность тоже нужно. В этом случае необходимо слушать тренера. Он заботится о твоем здоровье. А девочка посчитала, что тренер ее унижает.
   Почему? Что на это скажет психолог? Я без психологии определяю в этих случаях – ребенок – эгоист – неправильное воспитание -  вокруг него движутся планеты-взрослые.
   Девочка сразу начала звонить родителям, она жаловалась на тренера.
   М-да. У меня тоже есть такие ученики.  Их меньшинство. Но есть. Чуть – что.
   Учитель всегда виноват. Ребенок не может самостоятельно принять решение, не может выйти из конфликта. Великовозрастное дитя даже не понимает, что он не центр Вселенной, что он имеет статус ученика, а это значит, что он должен выполнять требования, будь то учитель или тренер, правила игры здесь несколько другие.
   Правила игры заключаются в том, что нужно уметь договариваться, выходить из зоны конфликта, что сила характера как раз в том, чтобы не победить кого-либо, а сила в том, чтобы победить в первую очередь себя: преодолеть свою лень, свою неуверенность, свой страх. Внушение родителей – давай покажи им там всем, а я прибегу, если что -  им там тоже всем покажу, сработает на разрушение личности ребенка, а не его защиту.
   Мы-то как раз с вашим ребенком, ну так лет девять помучаемся, да, откровенно, побудем в роли изгоев: и учили плохо, и внимания уделяли мало, и знаний не дали, и школа – отстой, а вам, то уважаемые родители с такой системой воспитания жить до конца своих дней, и глядеть на свое чадо и думать: а что ж я такого плохого сделал в этой жизни, что так себя не уважал, такого ребенка воспитал.
   Дитя воспитывается еще в утробе. Мы его любим. Оно появится – сколько радости. Мы ж на него родного не налюбуемся. Оно будет нашей копией во всем: если мы учились плохо в школе, то ребенок наш не будет вундеркиндом, если мы в школе не дружили с математикой, наше чадо тоже не будет ее понимать.
   Да, ладно, мы ж его не за это любим, правда.  Он лучший. Да – он замечательный. Но при этом его должны любить не только мы лично – он не наша собственность, он родился, и он уже достояние общества, его должны принять окружающие люди, им тоже должно быть комфортно с ним, вот так мы его окружим заботой и вниманием. А не так – этот дурак – не дружи с ним, ах, эта училка – она тебя невзлюбила, а этот начальник тебя не понимает, но ты все равно молодец.
Как только мы будем искать недостатки везде, кроме себя самих и нашей генетики (того теста из чего слеплен наш ребенок), толку не будет.
   Ладно. Согласна. Не всем быть учеными. Но людьми мы обязаны быть. Мы должны научить нашего ребенка общению. Нет не такому – он сказал то-то, а она ответила так-то. А общению такому – он стал конфликтовать, а я ушел от конфликта, он стал говорить, а я его просто выслушал, не стал критиковать и читать нотаций.
   Нам часто показывают по телевидению случаи про учителей: кричат, ругаются, ведут себя неадекватно. Но учитель – он же тоже человек. Разве у него не могут сдать нервы? Он же не робот. Сначала сделали все для того, чтобы превратить учителя в изгоя и саму профессию – не привлекательной, не престижной, а теперь удивляемся, что учителя стали такими.
   Да. Понимаю. Кричать нельзя. Словесно унижать нельзя. Но теперь возьмем ситуацию – некоторые дети все время кричат, общаясь со своими сверстниками. Они кричат на уроке. Кричат на перемене. И так шесть уроков подряд. И говорят – полюбите меня такого, я не собираюсь меняться.
   А какими будут наши дети, которые учатся в таких классах? Нервными, издерганными, опустошёнными. Все время увещевать на уроке: дети, не шумите, дети, ведите себя хорошо. Не работает. А некоторые пришли на урок – они возятся, они бегают в туалет на каждом уроке, они играют в игрушки, они плохо читают, плохо считают, им вообще все время скучно на уроке, они не умеют слушать, слышать, имеют слабые мыслительные способности, они будут занимать себя разговорами, чем угодно, лишь бы этот дурацкий урок в 40 минут наконец-то закончился! Уф.
   Крик –  это призыв о помощи! И любой крик – это отчаяние. Поэтому и ребенку, и учителю нужны психологические помощь и поддержка. Но не критика по телевизору. Думаю, что такие репортажи снимают бывшие униженные ученики. И это как месть тому учителю, который был к судьбе ребенка равнодушен. Согласна. Но разве мало у нас хороших педагогов, тренеров, преподавателей? Много. Их нужно показывать по телевизору. И говорить им много хороших, добрых слов. Хотя бы.
   Наступил, наконец-то, такой момент в жизни, когда мы задумываемся, что происходит в нашем обществе, ведь в школах не хватает педагогов катастрофически.
   Все начинается в этом мире с любви. Любви к ребенку. Семья – это здорово, и в семье закладывается фундамент, основа будущей жизни, тот самый стержень, характер, который имеет ребенок. Будущее - отличное, школа – это замечательно, большой период в жизни. Мы должны вспоминать школу с удовольствием всю оставшуюся жизнь. Учитель – это лучший человек на земле, он поможет в самообразовании, он определит интересы ребенка.
   Больше добра. Больше положительных эмоций. Не будем забывать о главном: о чувствах ответственности и долга –лучших прививках для самостоятельной жизни.
   Думаю, что в будущем всё вернется на круги своя. И профессии: педагог, врач, милиционер вернут свою популярность, престижность и привлекательность в обществе.
   Пусть будет так. Я очень надеюсь на это.


Рецензии
Профессия учителя, и правда, стала непривлекательной для молодёжи по очень многим причинам. Поэтому я в своё время не пошла работать в школу и стала репетитором. Один на один с любым ребёнком всё же поладить проще. Плюс нет отчётов и всяких глупых обязанностей. У меня были самые разные ученики. Были те, которые боялись поднять на меня глаза и не решались слова вымолвить на уроке. Таких приходилось очень долго отогревать лаской и постоянной похвалой. Были ученики вроде девочки из рассказа - сплошные претензии. Что примечательно, у всех этих юных жалобщиков было что-то не так в семье ( мать-тиран, родительские ссоры или что-нибудь похуже). Были и жизнерадостные, отзывчивые и способные дети, которые приходили на уроки с удовольствием. Про них говорили, что родители их балуют, но в разумных пределах. Да, все дети разные, как и учителя. Выделила несколько причин плохого поведения ребёнка на уроках - плюхая генетика, постоянные крики и рукоприкладство со стороны родителей, семейные неурядицы, недостаток внимания со стороны взрослых, ранние психические заболевания и нервные расстройства, плохая компания. С удовольствием прочитала ваш рассказ. Заставляет задуматься.

Елизавета Герасимова 3   01.05.2022 19:24     Заявить о нарушении