Смысл жизни

                Из цикла «Дедовы думки»

    Душа моя, здравствуй, здравствуй. Как чуял сегодня, да выполз сюда, к переправе. Уж сколько времени высматриваю тебя. Все, почитай, поприезжали. Об тебе справляются, а я и сам не ведаю, где ты замешкался.

    А, вот спасибо, давай, давай покурим вот на пеньке моем наблюдательном.
Ай, хорош табачок твой, ароматный, мягкий. Моему нутру уже самокрутки принимать тягостно становится.

    Да, видать, город не всегда легко отпускает. Ревнует, окаянный. Знает, что уезжаешь ты от него почистить себя, да порядок в душе навести. Не любит он тишины раздумчивой в сердце. Гонит, гонит человека по скорым мелочам. Не то, что подумать, оглянуться и то некогда.

    Ты уж прости старика за слова такие. Укоризна моя не к тебе чисто направлена, а ко всему теперешнему роду–племени, особливо городскому. Среди ваших коробок бетонных, да тоски асфальтовой деловитой суетой только и пробавляться.

    Ну, скажешь, разошелся дед, встретил называется. Да ты, милок, не серчай. Старею, видать, вовсе. Но и не в этом только дело. Ну да ладно. О том после.
Ты вот что, сердешный. Поостынь с дороги, разместись, да отдохни чуток. А вечерком приходи ко мне на чай мой травный. Небось не забыл еще келью мою? Вот и потолкуем неспешно. Ну давай, милый, давай. Ждать буду к вечеру…

    А, это ты шуршишь травой? Заслышал тебя издаля. Так и думал: под зорьку вечернюю дождусь. Давай, располагайся в хоромах моих соломенных. Щас костерок наладим, да повечерим, не спеша.

    Что смотришь грустно так? Не веселят что ли виды эти речные? Ай привиделись пацанские годы тутошние? Угадал поди? Вон, помнишь, за той косой омуток был, тихий такой. Ныряли, да кувыркались вы там до одури. А мы вас, визглявых, аж с покосов слыхали. Занесло теперь то место. Мелко стало. И воды речной поубавилось. Гляди как заросло все, кустарник кругом поднялся. Мне-то вроде раздолье: ивняка для корзин моих вона сколько. А покоя душе не стало. Не токмо река, а и время пошло мелкое какое-то, суетное, без мысли верной время. Вижу и ты к тому же склоняешься, раз меня - старика не поправишь.

    Вот и чаек поспел. Чуешь, дух какой? Ноне травы уродились такие пахучие, ароматные, что и в чайнике себя сохраняют полным манером. Пей, родимец, полечи душу прямо от земли-матушки.

    Сижу я вот тут на бережке, в тишине речной месяцами, плету себе корзины, да думы всякие думаю. Про пустое думать охоты нет. Перебирать прошлое – тоже занятие зряшное. И как-то само собой сложилось, что придумал я сам себе что-то вроде игры в почемучку. Беру какое-нибудь явление, суждение какое или там привычное поведение людское и задаю вопрос сам себе: «а почему это так?» Да не просто ответил и дело с концом. Ответ, если вдуматься, завсегда тянет новый вопрос: «а это для чего?» И роешь так в глубину до тех пор, пока не упрешься в окончательный свой ответ, дале которого мозгам ходу нет.

    И доигрался я так, милок, до того, что и сон уже стороной обходить начал. Да не улыбайся ты так, не спеши меня, пня старого, в чудаки записывать.

    Вот ты послушай, куда вырулили мои древние извилины. Есть меж нами людьми вопрос, мимо которого не проскочишь. Хоть раз в жизни, да колупнет он душу каждого. И вопрос тот из века в век главнейшим почитается. Ты учуял уже, куда я клоню? Да, тот самый, простой вопрос: в чем смысл жизни человеческой? Как хошь поверни его. Для чего мы живем, какая цель в пребывании земном? Или ишо как в себя запустишь ту мысль, да все едино. На кой ляд рождаемся в муках, живем в страданиях и уходим скорбно.
 
    Вот подлей кипяточку-то, ароматней допивать чаек будет.

    Да, так вот сверлил меня вопрос этот, вывертывал, а все не успокаивали ответы ни свои, ни чужие. Вот хотя бы так повернуть. Тебя сперва родят, а потом придумывают жизнь тебе с целями, да задачами. Ну вроде как народился, так уж куды деваться, надо определять тебе путь. Ну, позыркают родители твои по сторонам, да себя вспомнят с малолетки, то и тебе навесят. Традиции значит. Поднимешься, от родителев отобьешься, а все ясности нет. На кой хрен, прости Господи, землю топчешь?

     Вот и Господа помянул всуе. Крещеные мы, и нехристи, все поперемешались в этой круговерти земной. И верующим, и неверующим не сладко приходится. Я богохульником легковесным не был никогда, но и шибко верующим назваться не мог. В церкву хоть и захаживал иногда, но глубоко в себе не рылся и Спасителя там не искал. Скорее в простой традиции пребывал. А вот с годами стали приходить разные мысли о Боге.

     На вот, зипунишко подстели, да лягай. Ловчее будет греться и меня, одуванчика седого, слухать. А надоест, дак ты скажи, не скромничай. Дам укорот слову своему несуразному.

      Уж прямо так и интересно тебе? Ну раз ты не супротив, пошли дальше.

      Я Бога то помянул не просто. Слыхал не раз такое вот соображение: смысл нашей людской жизни в том, чтобы найти и постигнуть его в себе. Звучит вроде сильно и глубоко. Это по первоначалу так кажется. А зачну копать и запинаюсь в своих соображениях. Ведь скольких людей не спроси, каждый норовит по-своему вы-крутить это самое понятие – Бог. «Это Богу угодно, это – не угодно. Это вот – Божий промысел, а это – бесовское дело». Так порой и хочется спросить: «А ты-то почем знаешь, что у Всевышнего на уме сейчас?» От его имени такое порой плетут, да так уверенно. Будто сам Спаситель нашептал им в уши.

      Я тебе так скажу, мил человек. Уж пусть меня, пня старого, костерят все, кто к церкви присох. Уж так его, Бога того, к себе притянули да измусолили, так вывернули, что каждый себя в его переводчики записал. И бьются друг с дружкой от его, стало быть, имени. Такого то Бога не было никогда, да и быть не могло. А за придуманного ухватились так цепко потому, как управляться с народом под таким богом проворней. Да и народу надежда нужна в жизни той невеселой. А как без веры в себе надежду удержать? То-то и оно.

     А ведь я, родимец, себя не числю в неверующих. Только вера моя по другому глядит. Есть тот, кто все устроил так и управляет всем этим. И имя ему подходит Творец или Создатель. Но это не дедушка на троне с ангелочками вокруг. Творец этот пребывает во всем, что ведаем, а пуще – в том, чего и не знаем еще вовсе. Он объемлет всю вселенную и ею сам и является. Хошь, я скажу на торжественный манер: Творец – это Сознание Вселенной! Красиво загнул? Вот и тебе понравилось.
Не устал еще от моих мудреных слов? Ну слухай дальше. 

    И порешил я, значит, заглянуть с другого края.

    Во, слышь? Давно, небось, соловушку не слыхал? Он мне тут каждую ночь концерты закатывает. Э, как, малец, сыплет. Иной раз и себя забудешь, так заслушаешься.

    Да, так вот пришло мне как-то само собой простое соображение.

    Вот если глянуть на нас, на людей, как бы со стороны. И не прямо сейчас, а издалека последить, за все тыщи лет нашего пребывания на земле-матушке. Сколько же нас до сроку сгинуло. И войны, и болезни, и природные невзгоды разные. Да и сами стараемся извести себя работами непомерными, да водкой, будь она не ладна. Мрем направо и налево, а меньше нас не становится. Уже вона сколько нас друг дружке кулаки показывает.

    Вот глянь, голуба. Что в человеке заложено перво–наперво? Чувство голода, чувство страха и это самое, тяга к другому полу значит. А все почему? Чтобы производились на свет, да выживали и сохранялись.

    Значит, думаю, неспроста мы так плодимся. Выходит, нужны мы Творцу нашему, да еще и в большом количестве.

    И не выходит это предположение из мозгов, да и точка.

    Дальше кумекаю. Улыбайся, улыбайся. Не то еще открою тебе.

    Подкинь, душа моя, вон тех сучьев в костерок. С реки на ночь холодком потянуло. Ага, вот так.

    Сто раз слыхал я от церковников, что Бог о нас печется из-за любви великой к творениям своим и токо блага нам желает. И другого ему, вроде, ничего не надо.
А в моих извилинах, как ты уже чуешь, другое понятие образовалось: нужны мы друг дружке. Да нужда та не просто от любви произрастает. Как бы это яснее сказать. Из великого дела вселенского вышла та необходимость и для Творца, и для человеков.

    Ведь что во всем этом мире наиглавнейшее? А? Вот сам прикинь. Что всем движет, да все изменяет? Народ ученый, да и все, кто думать приспособился, уже давно сообразили, что всем управляет энергия, сила такая вселенская. И не просто сила, слепая и несуразная. Энергия та нужной информацией заряжена. Вот это и есть наш Создатель, это и есть Сознание Вселенной. Научные люди окрестили его энергоинформационным полем. Пущай так сказывается. Главное знать, что это поле космическое мышление носит.

    Удивляешься дедовым извилинам? Я, душа моя, летом тут обретаюсь. А зимой то, что делать? Вот и почитываю разное, да и Петька, внучек мой любознательный, приспособил меня в интернет этот заглядывать. Найдет что по устройству Вселенной нашей и тащит меня к экрану. Читай, говорит, деда, повышай свой космический уровень. Вот я и дочитался до мудреностей этих. А потом и игру свою почемучку к тому приспособил.

    А вот теперь, раз уж ты дослушал меня до этого места, сообщу тебе главное свое открытие. Я тебе уже докладывал, что вроде как обнаруживается нужда взаимная у нас с Творцом. И нужда та состоит в энергии, что все и движет.

    И опять ты, мил друг, заулыбался хитро. И даже можешь не пущать свой вопрос ехидный. Сам скажу, что у тебя на языке вертится. Нам, дескать, человечьим организмам, да и прочему всему живому, конечно нужна энергия. Мы ее отовсюду и таскаем, как можем. А Создателю то накой мы сдались в этом вопросе? Он сам и есть родитель всей вселенской энергии. Так то оно так, да есть тут, как я представляю, одна заковыка.

    Мы же не просто так его Творцом величаем. Всем понятно, что все видимое и невидимое – его творчество. А чтобы творить что-то, это тебе не просто кувалдой махать, энергия особая нужна, творческая. Та энергия сама травой в поле не вырастет. Скажу тебе, дорогуша, что нет во Вселенной более чистой и тонкой, более живой и ясной энергии. Вот, если у Творца есть что-то навроде середины или стрежня нутряного, так это и будет творческая энергия.

    Эка, думаешь, куды деда занесло. Это у меня высветилось, не поверишь, когда я зачинаю корзину новую плести, какую-нибудь особенную, нового фасона. Ну совсем другой настрой приходит, другие силы в нутрях просыпаются. Это вот и есть та самая творческая сила. А скоко той силы Создателю надо, чтобы всю то Вселенную обустраивать?

    Что-то давно мы, душа моя, куревом не тешились. С разговором моим заковыристым и про цигарки забыли. Ай, спасибо, родимец, вкусный табачек у тебя, располагающий.

    Вот еще чуток и закончу я свои откровения.

    Понял я, стало быть, эту простую штуку: Создателю нашему все время потребна эта самая творческая сила. Конечно, можно рассудить, что у него всего в достатке. И энергии той творческой он нагромоздить себе может сколько требуется. Это верно. Но не был бы он всесильным Творцом, если бы сам себя тратил на добычу той энергии.

    Вот помнишь, когда кино токо зачиналось, как его показывали. Сидел киношник у аппарата и крутил все время ручку, чтобы лента двигалась. Не веселое было занятие. А потом приладили к этому делу мотор и пожалуйста. Само все крутится хоть цельный день.

    Так и Творец решил свой мотор для деланья этой самой энергии приспособить. Да только мотор он придумал особенный. Живой мотор наладил! И ведаешь, кто этот мотор есть? Да мы с тобой, и все человеки, и все иные живые твари в его космосе, разумом заправленные. Без разума то какая может быть творческая энергия.

    Вот как необыкновенно просто. Один раз он наладит живую материю так, чтобы она с соображением была и к творчеству тягу имела, да сама не переводилась, а множилась в разных местах вселенной, вот и дело все.  А как заразил он нас тем желанием созидать чего-то, так и потекла та энергия по всему белу свету. И нам хватает, и к Творцу она от нас без задержки устремляется.

    Наконец и добрался я до финиша. Утомил тебя рассказом своим длинным. Вижу, вижу, ты вроде как осоловел. От костерка, да чая духовитого, али от болтовни моей стариковской?

    Ладно, ладно. Последнее слово скажу и аминь. Про смысл жизни нашей. С того я начал, если помнишь.

    Теперь вот как у меня складывается ответ на вопрос этот каверзный.

    Смысл жизни человечьей, если в самую глубь копнуть, состоит в творческом пребывании души. И Творцу, и себе в радость. Да и всему сотворенному прибыток сил добрых.

    Согласен, милок? Так-то вот.


Рецензии