лс155 Театралы в креслах о драматическом Пушкине

 Театралы в креслах о драматическом Пушкине.  Н.В. Сушков

Сушков Н.В. знал А.С. Пушкина с детства и видел его и мог оценить с момента» возникающего тогда поэта». Интересно живое впечатление этого писателя и театрала от драм Пушкина на сцене.

ФЕБ дает такую справку о мемуаристе
(см. Черейский Л.А. Сушков Н. В. // Черейский Л. А. Пушкин и его окружение / АН СССР. Отд. лит. и яз. Пушкин. комис. Отв. ред. В. Э. Вацуро. — 2-е изд. 1989):

Сушков Николай Васильевич (1796—1871) — дядя Е. П. Ростопчиной, воспитанник Благородного пансиона при Моск. ун-те (с Грибоедовым), писатель, драматург, сотрудник «Сына отечества», «Благонамеренного» и др. период.изданий; в 1825—1827 член от короны Бессарабского верховного совета в Кишиневе, впосл. минский губернатор, издатель сборников «Раут» (1851, 1852, 1854). В своих позднейших воспоминаниях («Обоз к потомству») С. писал о знакомстве и встречах с Пушкиным в Москве в 1809—1810, по праздникам.

Этот «такой добрый и жизнелюбивый», «почётный старожил Москвы» по Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой (см. http://proza.ru/2017/10/08/769) женатый на сестре Ф. Тютчева Дарье  Н. В. Сушков в своих мемуарах «Обозъ къ потомству съ квигами и рукописями (Изъ записокъ H. В. Сушкова) 1854» так поведал о впечатлениях  о Пушкине (фрагменты из книги моей бум.биб-ки «Пушкин в забытых воспоминаниях современников» (2020)):

«О Пушкине как о писателе драматическом, нечего много и говорить: кроме «Бориса Годунова», который представляет нечто целое, хотя и в отрывчатых очерках, из всех прочих сценических опытов его разве только неоконченная «Русалка» могла как-то развиться и возрасти до полного театрального представления. НО ни «Пир во время чумы», ни «Моцарт и Сальери», ни «Сцены из рыцарских времен»  не проявляют и зародыша драматических стихий. «Каменный гость» хорош, как могут быть хороши отрывки. «Сцена из Фауста» хороша как с сцена из «Фауста». «Скупой рыцарь», взятый будто бы из Ченстона, хорош в чтении. *** Но , на все искусство актеров, длинное чтение стихов утомляло внимание слушателей:  а, все вместе взятые, сцены произвели неприятное вообще на них впечатление: предложение еврея сыну отравить отца, клеветы от отца на сына, грубые слова сына к отцу, готовность на детоубийство одного и отцеубийство другого -  все это ОТВРАТИТЕЛЬНО ГНУСНО, а при долгих разговорах и перебранках действующих лиц, при БЕССТЫДСТВЕ РЕЧЕЙ И ПОМЫСЛОВ обоих рыцарей и при отсутствии всякого движения в отрывочных явлениях  - все это не потрясает зрителей, а только ОСКОРБИТЕЛЬНО ВОЗМУЩАЕТ В НИХ ЧУВСТВО ПРИЛИЧИЯ. Щепкин поставил сцены «Моцарт и Сальери», но публика осталась к ним равнодушна …
Пушкин кажется и сам невысоко ценил свои прочие драматические попытки. Все они написаны торопливо, небрежно, белыми пятистопными стихами, тогда как никто до него не владел так стихом как он…   По правде, Пушкин более музыкант и живописец, чем поэт, т.е поэт-мыслитель: … восторг, звуки и краски легче достаются стихотворцу , нежели мысли.»

Говоря о преждевременной гибели Пушкина Сушков отметил следующее:

«… Верь не верь предчувствиям, а Пушкин задолго предузнал свой конец: … на Кавказе он начертил на лоскуте бумаги двух поединщиков: один стреляет из пистолета- другой падает раненый;  под этой печальной картинкой певец Онегина подписал:

Смерть Пушкина! 
 
Г-н Дуров, один из кавказских знакомцев. Служивший в последствии городничим в Сарапуле (Вятской губ.) , сберег этот рисунок как предсказание свершившейся судьбы любимого у нас поэта.

Да, ЖАЛКИЙ ПРЕДРАССУДОК – ЖЕРТВОВАТЬ СВОЕЮ И БЛИЖНЕ. ЖИЗНЬЮ РАДИ  ЛОЖНЫХ ПОНЯТИЙ ЧЕСТИ!

Заплатил, однако же, печальную ДАНЬ НЕНАВИСТНОМУ, в  собственных глазах его, ПРЕДРАССУДКУ  …


Рецензии