лс156 Пушкин и цветы зла цеха Парнас

Парнас - Данте и Мы = это ужасно
Люди наших дней, счастливые или несчастные, но одинаково, в обоих случаях, самоуверенные, никогда не сходившие и не подымавшиеся по склонам земли, ведущим вниз и вверх, в ад и в рай, не поймут Данте ни в жизни его, ни в творчестве. Им нечего с ним делать так же, как и ему с ними.
В самом деле, что испытал бы среднеобразованный, среднеумный, среднечувствующий человек наших дней, если бы, ничего не зная о славе Данте, вынужден был прочесть 14 000 стихов «Комедии»? В лучшем случае, — то же, что на слишком долгой панихидной службе по официально-дорогом покойнике; в худшем — убийственную, до вывиха челюстей зевающую скуку.
Разве лишь несколько стихов о Франческе да Римини, о Фаринате и Уголино развлекло бы его, удивило, возмутило или озадачило своей необычайностью, несоизмеримостью со всем, что он, средний человек, думает и чувствует. Но это не помешало бы ему согласиться:
-  с Вольтером, что поэма эта — «нагромождение варварских нелепостей»,[10]
 Une amplification stupidement barbare
- с Ницше, что Данте — «поэтическая гиена в гробах».[11]
-  с Гёте (тем немногим, кто понял бы все-таки, что Данте велик, это не помешало бы…), что
«величие Данте отвратительно и часто ужасно».[12]
10 - M. Scherillo. Alcuni capitoli della biografia di Dante,
11 - «Une amplification stupidement barbare».
12 - Nietzsche, Die Goetzendaemmerung

***
Литфон – Данте Ад и Рай

Ключи: Любовь – Бог – Вел. Аттрактор, Движение к Богу, Светила, Сферы  и безумие прошедшего чрез Ад.
 
***
Литфон  - Шарль Бодлер Цветы зла
 
Мой Демон – близ меня, – повсюду, ночью, днём,
Неосязаемый, как воздух, недоступный,/
Он плавает вокруг, он входит в грудь огнём,
Он жаждой мучает, извечной и преступной.
Он, зная страсть мою к Искусству, предстаёт
Мне в виде женщины, неслыханно прекрасной,
И, повод отыскав, вливает грубо в рот
Мне зелье мерзкое, напиток Зла ужасный.
И, заманив меня – так, чтоб не видел Бог, –
Усталого, без сил, скучнейшей из дорог
В безлюдье страшное, в пустыню Пресыщенья,
Бросает мне в глаза, сквозь морок, сквозь туман
Одежды грязные и кровь открытых ран, –
Весь мир, охваченный безумством Разрушенья.

***
Парнас
По мнению Тынянова Ю. Пушкин быд «выдвинут за эпоху» (см. ж.ЛЕФ вып 2  1924)
Парнас – аванс Жука от 1824
Из письма Жуковского В.А. Пушикну, 1824 год: Читал Онегина и Разговор, служащий ему предисловием: нерсавненно!  По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостью гения соединить и высокость цели! (выд. Жуком)

***
Парнас – создатели русского лит языка
Дмитриев М.А. – племянник баснописца И.И Дмитриева – писал в своих Мелочах из запаса памяти: И.И Дмитриев совершил для русского языка (т.е. для поэзии) то же, что Карамзин для прозы; то есть он дал ему простоту и непринужденность естественной речи…
   
С них началась в нашей литературе эпоха художественности…».

***
Парнас – драка основателей лит. языка
В середине окт. 1818 между Карамзиным и Асп что-то происходит… После 2,5 лет тесного общения вдруг резкое охлаждение и затем 1,5 года практически полного отчуждения. Карамзин написал заказную ИГР, обосновав важность и необходимость самодержавия в РИ. АСП ответил эпиграммой:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Было на что отцу нового лит.языка обидеться – смыл эпиграммы был более, чем верен, точен и откровенен. Затем,  протрезвев и поправев, АСП посвятил (но посмертно!)  Карамзину свою пиесу Борис Годунов, в коей народ безмолвствует ..в ожидании очередного убийства в Доме Романовых.
Но ведь была и вторая эпиграмма:
На плаху истину влача,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
        и прелесть самовластья.
И она же в иной редакции:
На плаху древность волоча,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
И справедливость самовластья.
В рукописных собраниях можно встретить еще одну эпиграмму в разных вариантах:
Решившись хамом стать
Пред самовластья урной,
Он нам старался доказать,
Что можно думать очень дурно
И очень хорошо писать.3
Как при этом Карамзину было не обидеться, когда восходящая звезда над русским Парнасом так его ославила.  Вот и ответил он прекращением сношений с АСп и затем критикой его РиЛ. Версия: не был ли Карамзин пособником командирования АСП на юг!?  Хотя миф пушкинистики, всегда во всем стремящийся изобразить и подать АСП в лучшем свете толковников и вещевиков, гласит: Карамзин хлопотал о замене Сибири или Соловков на юга …

***
Парнас - критика
В одном из писем Пушкина князю Вяземскому можно прочесть его шутливую просьбу:
 «Не пиши мне добрых критик».
Мифы – доски памятные пушкинистики местного розлива
Пушкин и уединенная муза закамских берегов
В сентябре 1833 года в Казань приехал знаменитый поэт Александр Пушкин, который путешествовал по российским городам и собирал материалы по истории Пугачёвского бунта. Он пробыл в городе чуть больше 2 суток. В то время в городе Казани жила поэтесса Наумова, давно перешагнувшая подростковый период. Барышня на выданье, сентиментальная и мечтательная, Наумова писала лирические стишки. Все они были занесены в объёмистую тетрадь и озаглавлены девицей «Уединенная муза закамских берегов». За эти два дня молодая поэтесса Наумова сумела познакомиться со столичным гостем на одном из светских мероприятий, и буквально прилипла к нему, преподнесла ему свою тетрадь со стихами, попросив при этом вписать в тетрадь что-нибудь лирическое.
Пушкин бегло просмотрел рукопись и под заглавными строчками:
Уединенная муза  Закамских берегов   быстро написал: Ищи с умом союза, Но не пиши стихов.

Остается только надеяться, что девушка не обиделась на великого русского острослова и светоча поэзии, вняла совету и нашла себе достойного супруга.

Это малодостоверный рассказ о знакомстве Пушкина с Н. в Казани (сент. 1833) и об эпиграмматическом двустишии, якобы вписанном им в ее альбом см. 1. Моск. вед., 1898, 28 февр.; 2. Изв.Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, 1926, т. XXXIII, вып.2—3, с.149—174.

Это типовая ситуация - архетип "пушкинистики": каждая верста стремится вывесить табличку - Здесь проскакал Пушкин. Мож и про****л - пойди, докажи обратное ...

 Пример: едучи на Кавказ из столицы, решил я остановиться на Дону и выбрал Павловск Воронежской губ.; шагаю по душной центр. улице городка - Революции (конечно, но какой...), поднимаю голову и на стене одного дома вижу табличку с текстом:

«Здравствуй, Дон! От сынов твоих далёких, я привёз тебе поклон». По этой улице в мае и сентябре 1829 г. проезжал А. С. Пушкин»
 
Я остолбенел: то, что Пушкин проезжал Павловск, это всего лишь предположение, поскольку в путевых заметках Пушкина Павловск не упоминается.

Прим. Мемориальная доска выполнена мастерами из ОАО «Горизонт» (директор В. А. Губерт) по инициативе известного в районе пушкиниста Д. Ф. Солодовченко и эскизу местного художника И. Удодова. Удодство - это такая зараза и проказа "местных пушкиногрызов" районного масштаба... Ну, такие мы... И чо? А фули нам...


Рецензии