Семейное-Памятное-8 Водицкое
10.1 ВОДИЦКОЕ
Когда я готовил текст “ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА. НЕКОТОРЫЕ УТОЧНЕНИЯ И ПРИБАВЛЕНИЯ ОТ ТЕТИ ЛЮСИ”, я позвонил Люсе, чтобы уточнить какие-то моменты в ранее ей рассказанном, и опять спросил о названии деревни, куда их с сестрой отправили на лето в 1941 году, где жила бабушка Пелагея. Никак мне это не давало покоя. Как-то это странно, что ни моя мать, ни она не знают названия этой деревни. И она вдруг сказала: “Может, Водяницкая или Водицкая. У меня почему-то такое название в памяти. Но я потом смотрела на карте, такого населенного пункта, деревни или поселка не нашла”. Ага – воодушевился я – это уже кое-что. Это надо обязательно посмотреть. И вставился в Интернет…
Первое, на что я наткнулся, были “Станы Можайского уезда (ru.wikipedia.org). Станы Можайского уезда — административно-территориальные единицы Можайского уезда, употребляемые до второй половины XVIII века”. Читаю перечень станов Можайского уезда, существовавших в 1626-1627 годах. – “Михайлов. - На реках Рудня и Шаня, у границы Медынского и Гжатского уезда. Центр — дворцовое село Михайловское, существует и сейчас. Населённые пункты стана…” И вдруг – “Водицкое-Володицкое на речке Великой (приток Шани) — исчезло после 1942 года…”
– Вот! Вот, возможно, эта деревня и есть. Стал смотреть дальше…
“Урочище Водицкое… Бывшая деревня в Шанском сельсовете… Ближайшие города: Калуга, Москва, Подольск… Координаты: 55O 09’ 48” N 35O 29’ 55” Е, есть даже контур деревни.
На советских и российских топографических картах термин урочище используется для обозначения территории бывшего населенного пункта, на котором не сохранилась застройка.
Потом нашел еще в другом месте такие координаты: 55O 09’ 35” СШ 35O 29’ 32” ВД.
Потом смотрю – сайт “Бессмертный полк”, читаю фамилию, имя, отчество одного ветерана ВОВ и место его рождения: “Смоленская область, Износинский район, деревня Водицкая”. Смотрю год рождения – “1920”. – Вот! Вот и показались “смоленские корни”. Вот откуда от моей матери – “деревня под Смоленском” и от Люси - “деревня в Смоленской области”. Стал смотреть “Износинский район”, но поисковик выдает “Изновсковский район”, а Износинского района не находит.
Смотрю Износковский район…
Износковский район (ru.wikipedia.org) –
“Износковский район – административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Калужской области России. Административный центр – село Износки.
География
Район расположен на севере Калужской области. Площадь 1 333,8 км; (9-е место среди районов). Граничит на западе со Смоленской областью, на севере — с Московской областью, на востоке — с Медынским районом, на юго-востоке — с Дзержинским районом, на юге — с Юхновским районом.
Основные реки — Изверь, Шаня…
История.
Район образован в 1929 году в составе Вяземского округа Западной области, в него вошла часть территории упраздненного Медынского уезда Калужской губернии.
В 1937 году Западная область была упразднена, район вошёл в состав Смоленской области.
В 1944 году район передан во вновь образованную Калужскую область.
В 1962 году район был упразднён, его территория вошла в состав Медынского района.
15 августа 1985 года Износковский район был восстановлен”.
- Вот еще подтверждение, что деревня Водицкая – деревня Смоленской области (с 1937), а уже после войны такая деревня перестала существовать. Она так и осталась деревней Смоленской области…
Потому-то и Люся не нашла ее на карте. Потому-то о ней потом и не говорили, и мы не знали ее названия. А знали только деревни Фокино и Ивлево, село Шанский завод, Медынь…
Потом по координатам населенного пункта я нашел место на карте, где находилась деревня Водицкая. Это, примерно, в 15 км на Северо-Запад от села Шанский завод.
Моя мать всегда говорила, что деревня была под Смоленском. И я тогда думал, почему же тогда, после освобождения от немцев, наши родственники жили в Фокино, потом в Ивлево, потом в селе Шанский завод? Это же так далеко от “под Смоленском”, это уже – Калужская область. Почему они не вернулись, пусть не в свою деревню, раз ее полностью сожгли, но почему не стали жить ближе к родным местам?
Моя мать никогда не называла названия этой деревни. Когда она была в этой деревне, она его не знала или забыла, а потом в ее семье ни о деревне, ни о тех событиях уже не говорили. И она только помнила, что деревня под Смоленском…
Ее мать запретила ей и Люсе говорить, что во время войны они были в зоне немецкой оккупации, хоть они и были тогда малолетками. И она, и Люся, не сомневаюсь, что и другие родственники, кто тогда был с ними, на вопрос анкет, были ли вы или ваши родственники в зоне оккупации, всегда отвечали отрицательно…
Деревня Водицкая (Водицкое) на речке Великой (приток Шани) исчезла после 1942 года…
А почему исчезла? А потому что, перед отступлением, немцы полностью ее сожгли, а жителей забрали с собой для прикрытия своего отступления, а потом убили. Потому что жившие здесь, уже не вернулись. И некому было зачинать на оставшемся пепелище новую жизнь… Сколько таких вот пепелищ было после войны! Сколько деревень и сел исчезло! Сколько людей не вернулось на свои родные земли, и вообще ни на какие земли не вернулось!..
Судьбы оккупированных во время войны деревень или печальные, или очень печальные.
Многие деревни были разрушены либо полностью, то есть вообще все дома, либо почти полностью. И люди в этих деревнях погибали, где все, где почти все, где половина, где треть, где четверть – где как. И потом многие разрушенные деревни уже не восстанавливались. Потому что восстанавливать было некому.
Видел такую статистику. Деревни, уничтоженные в период ВОВ. Данные по Шумилинскому району Витебской области (Беларусь). Из 126 таких деревень: по 14 нет данных, а 41 так и не были восстановлены.
В Ленинградской области за годы войны исчезло более 3 тысяч деревень. И большинство из них так и не были восстановлены. Потому что восстанавливать было нечего. И некому. Так и исчезли деревни.
Была деревня Водицкая, а стало урочище Водицкое с координатами на местности. Вот, здесь когда-то была деревня, и в ней когда-то жили люди. И в ней когда-то жила семья моей бабки по матери…
Уничтоженные, переставшие быть на картах, на земле, в пространстве деревни и села – это только одна из горчайших правд той войны.
Мы вот немало знаем о войне, какой страшной она была. Но, кроме слов и цифр, ещё есть и образы – страшные образы войны. И исчезнувшие деревни - один из таких образов. Только один из них…
Там, где когда-то была деревня, были жилые постройки, ходили люди, звучали их голоса, теперь – тишина, высокие травы, кустарники, деревья… и завывания ветра…
10.2. ИЗ ХРОНИКИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИЗНОСКОВСКОМ РАЙОНЕ
Началась война. С первого же месяца войны в Износковском районе началась массовая мобилизация. 3650 жителей района ушли на фронт. Враг стремительно продвигался к Москве. Уже 6 октября враг вступил на территорию Износковского района, а в первой половине октября район был полностью оккупирован.
С октября же в районе, в тылу врага, начали действовать партизанские отряды. Когда-то в этих местах во время другой великой войны, 1812 года, здесь действовали партизанские соединения Дениса Давыдова…
Освобождение Износковского района от немецко-фашистской оккупации началось в ходе январского (1942 года) наступления, являвшегося продолжением декабрьских наступательных операций. Территорию района освобождали части и соединения трех армий: 43-й под командованием генерал-майора К.Д. Голубева, 33-й под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова и 49-й под командованием генерал-лейтенанта И.Г. Захаркина.
Освобождение проходило в очень трудных условиях. Командование вермахта к январю 1942г. перебросило на направления главных ударов советских войск крупные силы. Маневренности советских войск, к тому же меньших по численности, очень мешали сильные морозы, частые метели и глубокие снега. Немцы отчаянно сопротивлялись, цепляясь за каждый населенный пункт, часто переходили в контратаки. Бои были упорными и кровопролитными. Некоторые населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки. Жестокие бои продолжались здесь в течение полутора лет.
Утром 14 января 1942г. на износковскую землю первыми вступили воины 43-й армии. В 19.30 они освободили от врага населенные пункты Никулино, Доманово, Кукушкино, Паново и Шанский Завод.
Ночью 19 января генералом Ефремовым получена шифротелеграмма штаба Западного фронта за № 26/оп, в которой, кроме прочего, сообщалось: 160 СД — передать в Ваше подчинение и направить в район Мочальники, Некрасово, Водицкое.
20 января генералом Ефремовым подписано боевое распоряжение № 027, в котором, кроме прочего, приказывалось: 160 СД быть готовой к утру 21 января к переброске на автомашинах в р-н Мочальники, Некрасово, Водицкое.
25 января в 10 часов утра 774-й СП (передовое подразделение 222-й СД) завязал бой с противником у деревни Водицкое, которой полк овладел только в 15 часов.
Сопротивление противника возрастало. Если вначале передовые части сталкивались с небольшими группами пехоты противника, то в последние дни оборону населенных пунктов вели значительные по силе подразделения вражеской пехоты, нередко со средствами усиления. Противник не только оборонялся, но на отдельных участках переходил в контратаки при поддержке танков.
26 января 222-я СД весь день вела бои по овладению населенными пунктами Водицкое, Родионово, Эсовцы.
Ускорять наступление не было никакой возможности. Дивизии буквально по рукам и ногам вязались противником, который использовал любую возможность для нанесения ответных ударов.
27 января 222-я СД с 1287-м СП 110-й СД с 9 часов утра вела бой в районе Лысково, Водицкое, где вновь объявился противник.
Вследствие низких температур стали большими потери личного состава от обморожений. За два последних дня обмороженных бойцов и командиров было намного больше, чем раненых.
28 января генерал Ефремов запросил Военный совет 43-й армии о выделении части сил на линию Фокино, Беклеши, Волынцы, Зубово для совместных действий по ликвидации противника, наступавшего с севера. Ответ командарма-43 был отрицательный.
Получив ночью распоряжение от генерала Ефремова оставить у Глиньева заслон и продолжить движение вперед, командир 160-й СД Орлов уточнил задачи частям, и в 10 часов утра полки начали выдвижение в указанном направлении. В районе населенного пункта Ивлево штаб дивизии подвергся бомбардировке трех самолетов противника, в результате чего несколько бойцов и командиров было убито и ранено.
31 января под покровом темноты 1287-й и 1291-й СП (110-1 СД) оставили свои позиции, передав участки обороны 1289-му СП и лыжному батальону, сосредоточились у населенного пункта Водицкое для наступления на Эсовцы, которое планировалось начать утром следующего дня.
В этот же день 18-я танковая бригада начала очередное наступление на Агарыши. Ей противостоял 3-й батальон 4-го полка дивизии СС «Мертвая голова». В 11 часов утра советские танки и пехота, сломив упорное сопротивление врага, ворвались в Агарыши. Страшная картина предстала перед ними. Отступая, фашисты сожгли деревню вместе с ее жителями. Из 80 домов уцелело только четыре, случайно спаслось только несколько крестьян.
7 февраля 110-я и 222-я стрелковые дивизии 33-й армии освободили от врага деревни Юсово, Желанье, Красное, Костино, Войново, Дятлово, Каменку;
8 февраля части 33-й армии изгнали фашистов из Водицкого, Юрманова, Терехова, Некрасова, Дряблова, Луткина, Полусадова, Клинов, Тросны, Кузнецова; 13 февраля 110-я стрелковая дивизия отвоевала у врага деревни Марьино и Игумново.
Велики были преступления гитлеровцев в оккупированных деревнях. Так, в дер. Тихачево (освобождена 28 февраля) наши воины обнаружили трупы около 80 расстрелянных жителей, а в колодцах были найдены трупы детей
К середине марта 1941 года наступил момент, когда у Красной Армии, как и у немцев, уже не было сил для дальнейшего наступления на этом участке фронта, и фронт стабилизировался до марта 1943 года.
8 марта 1943 года части 33-й армии овладели разъездом Угрюмово, деревнями Ореховня, Жилино, Ивановское, Воскресенск и другими, находившимися в руках врага. Износковский район был полностью освобожден. Оккупация района длилась почти полтора года.
До войны в Износковском районе было 47 тысяч жителей, а сколько стало после войны – неизвестно. Известно, что по истечению 70-и лет после полного освобождения района, жителей в нем в шесть раз меньше, чем было до войны.
С лица земли было стерто более ста деревень района. И деревня Водицкая – одна из них.
//
Ворвавшиеся на территорию Смоленской области немецко-фашистские захватчики подвергли народное хозяйство области опустошительному разорению и произвели чудовищное истребление советских граждан. Повсеместно происходили массовые расстрелы мирного населения, самые ухищренные убийства людей различными способами, насилия и издевательства, массовый угон населения в немецкое рабство.
Кровавые злодеяния немецко-фашистских оккупантов имели место во всех без исключения районах и городах Смоленской области. Повсюду были массовые и одиночные расстрелы мирного населения, в большинстве неповинных стариков, женщин и детей. Повсеместным было применение виселиц. Факты массовых или групповых сожжений установлены также почти во всех районах области.
Массовый угон населения в немецкий тыл и на германскую каторгу производился оккупантами из всех без исключения районов и городов области. Особенно свирепые мероприятия в этом отношении немцы осуществляли в тех районах, где длительный срок пролегала через районы линия боевого фронта, а также в районах, близких к немецким рубежам обороны. Так, угнано в рабство из Износковского — 4 500 чел.
(Из Сводного акта о зверствах фашистских оккупантов над мирными советскими гражданами и военнопленными на территории Смоленской области (в довоенных границах).
//
В деревню Водицкое немцы вошли в начале октября, неожиданно, быстро, без боя…
Рыскали по домам, определялись с постоем, отбирали зерно и другие продукты питания, резали коров, свиней, овец, кур, забирали лошадей. Забирали тёплые вещи, овчинные тулупы, шубы, валенки, белье, платки, мануфактуру…
Первый бой за освобождение деревни Водицкое был 25 января 1941 года, почти через четыре месяца с момента ее оккупации. Бой начался в 10 часов утра и шел пять часов. Но позже деревню опять заняли немцы.
26 января бои за овладение деревнями Водицкое, Родионово и Эсовцы шли весь день. Но 27 января в районе Водицкое и Лысково опять появились немцы, и с 9 часов утра там опять шли бои.
31 января под покровом темноты у деревни Водицкое сосредоточились бойцы 1287-го и 1291-го стрелковых полков для наступления 1 февраля на Эсовцы. Но только 8 февраля из деревни немцы были изгнаны окончательно.
Из данных на сайте “Мемориал” я определил, что количество безвозвратно выбывших в боях за дер. Водицкое – 16 чел.(3.02 – 8, 5.02 – 1, 12.02 – 7). Все они – пропавшие без вести.
В дер. Орлово есть Братская могила. Она возникла в годы войны, в нее были захоронены советские воины, погибшие в боях за освобождение д. Орлово. В 1950-х годах в нее были перенесены останки погибших из одиночных и небольших братских могил в деревнях Водицкое, Григорово, Козлаково, Лысково, Межетчина, Михали, Мосаловка, Орлица, Пономариха, Раево, Рябики, Сорокино, Тихачево. Всего в Братской могиле похоронено 279 воинов. Из них - убитых в боях за дер. Водицкое - 14 чел. (1-2.02 – 2, 3.02 – 9, 5.02 – 2, 10.02 -1).
До сих пор в Износковском районе поисковые отряды находят погибших. Их медальоны, как правило, уже невозможно прочитать. Случалось, когда погибший, медальон которого прочитывается, упомянут, как захороненный в Братской могиле…
Свидетельство о публикации №222050100807