Варенька. 2 Часть. 13 глава

           13 глава.

 Дверь им открыла небольшого роста женщина.
- Варенька приехала! Я рада тебе! – с небольшим акцентом заговорила она. Она обняла и поцеловала Варю.
- А я Вас знаю, Вы – Зельма э-э-э.
- Да, я – Зельма, твой подружка, так и зови. Сейчас Алексей Викторович с работы придёт, будем кушать.
 Пойдём, Варенька, ручки помоем.
Зельма стала показывать  Варе квартиру.
- Мы живём с соседями, их много. Вот – кухня. Это наша конфорка на плите и вот наш стол. А это – ванная комната, мы здесь купаемся и стираем по очереди. Я тебя буду купать вечером. Соседи хорошие, тебя никто не обидит.
Варю всё удивляло в этой квартире. Из одной из дверей высунулась голова мальчика:
- Ты кто?
- Я – Варя, приехала к дедушке в гости, а ты кто?
- Я – Витя, здесь живу. Я в этом году в школу пойду. Мне уже всё купили к школе. Приходи ко мне в гости, когда отпустят.
- Ладно, приду.
Вскоре прозвенел звонок в двери. Пришёл дедушка. Варя сразу его узнала.
- Деда, с усами!
- Ну,внученька,здравствуй! –дед подхватил Варю на руки и подбросил её вверх.
Варя взвизгнула и прижалась к деду.
- Ой, колючий!
- Это усы кусаются! Потрогай!
Варя дёрнула за ус.
- Ам! – сказал дед и засмеялся. Ему не хотелось отпускать Варю с рук.
Варя весело смеялась. Потом подошла к Зельме и прижалась к ней.
- Зельма, Вы – добрая!
- Не надо «Вы», говори «ты», мы – подружки, да?
- Да, да! Мне здесь нравится!
Вот все собрались. Зельма засуетилась, надела белый фартук
- Варюша, пойдём на кухню, ты мне будешь помогать. Выложи пирожки и кексы на это блюдо.
Она постелила на блюдо белоснежную салфетку. Варя аккуратно выкладывала пирожки. В середину Варя выложила кексы.
- Молодец, Варенька! – похвалила её Зельма. – Теперь расставь тарелочки на столе и ложки с вилками. Мы будем ужинать.
Варя очень старалась всё выполнить хорошо.
А дедушка с Анной вышли на балкон покурить и поговорить. Анна рассказала о ремонте, о своей работе.
- А куда Мила будет поступать?
- В инженерно-строительный, я его тоже кончал.
- Очень сложный институт. Потянет ли Мила?
- Она по математике соображает.
- Она у вас живёт?
- Да. Хочет жить в общежитии. Мы с Зельмой её отговариваем.
Дедушка завёл патефон. Красивый женский голос пел старинные романсы. Все пили чай и слушали пение.
Звонок в дверь, пришла Мила. Ворвалась, как вихрь:
- Я поступила! Ура!
Она схватила Варю и закружилась по комнате.
- Варюха, я студентка теперь! С первого октября буду учиться в институте! Зельма Юлиусовна, я еще здесь немного поживу, потом переду в общежитие. Я уже с девчонками познакомилась. Одну зовут Инна, она весёлая, хорошо поёт. Мы с ней в одной группе будем и на комнату записались.
Миля болтала, смеялась, сразу всем стало весело.
- Спасибо этому дому, я поехала, мне ещё много надо сделать, – сказала Анна. – За Варей я через два дня приеду. Ей в понедельник ехать в сад.
Анна распрощалась со всеми и быстро ушла.
- Не грусти, Варенька, я свободна, буду с тобой играть, гулять, я ведь тётя твоя. – Мила взяла Варю на руки.
- А разве тёти такие молодые бывают?
- Я уже взрослая, мне семнадцать лет, а тебе?
- Мне – пять. Тоже большая.
- Всё! Уже поздно, пора спать.
Варе и Миле постелили на диване.
- Пойдём, Варя, мыться в ванную.
Зельма уже наполнила ванну душистой пеной, развесила сменное бельё на стуле. Варя не могла лечь в воде, всё время всплывала.
- Держись за край, опускай ножки.
 Но Варя всё равно всплывала. Они рассмеялись.
- Щепочка, ты, а не девочка! – Зельма придерживала Варю.
После купания она завернула Варю в одеяло и понесла в комнату.
- Спокойной ночи, Варенька! – Зельма поцеловала Варю.
- Спокойной ночи! –  и тут же уснула Варя, улыбаясь во сне.
После завтрака Миля с Варей пошли гулять в сквер. Он был сзади дома. Они вышли в заднюю дверь и немного прошлись до сквера. День был тёплый, солнечный, пели птицы. В сквере было много детей, они играли в песочнице, прыгали через скакалку, катались на велосипеде. В середине сквера были большая клумба с яркими цветами и небольшой фонтан по середине клумбы. Много скамеек вдоль изгороди. Мила купила эскимо и они сели на скамеечку. Варя с аппетитом ела мороженое.
- Не ешь большими кусками, горло заболит, облизывай, так вкуснее.
- Здесь интересно, давай ещё сюда придём! – Варя с интересом смотрела на играющих детей. – Я тоже умею прыгать через скакалку. Меня на даче моя подруга Света научила.
- Ладно, Варенька,я тебе куплю скакалку и мячик.
Потом они пошли гулять по улице. Мимо проехал трамвай, громко звеня. Пробежал мальчишка, катя колесо длинной загнутой палочкой впереди себя. Из открытого окна на первом этаже одного дома раздавались звуки музыки.
Мила с Варей зашли в магазин, купили хлеба, сахара и докторской колбасы.
- Пора домой, уже два часа, обедать нас ждут.
- А Зельма добрая и смешная, на голову бумажки закручивает, а как на них спать?
- Зато утром она кудрявая, с кудельками.
Они быстро дошли до дома.
Зельма приготовила очень вкусный суп с клёцками и сварила макароны с колбасой, испекла яблочный пирог. Зельма надела на Варю белый фартук и сама была в фартуке. Варя помогала накрывать на стол.
В комнату заглянул сосед – Витя.
- А Варе можно пойти ко мне в гости?
- После обеда можете с Варей поиграть.
Мила читала книжку, лёжа на диване.
После обеда Варя вышла в коридор, Витя ждал её.
- Пойдём на балкон, я тебе свои машины покажу, – радостно сказал он и, взяв Варю за руку, повёл её на балкон.
Балкон проходил по всему периметру дома, не имея перегородок. По нему можно обойти весь дом. Все двери были одинаковые. У двери Вити в ряд стояли большие машины, трактор, подъёмный кран, пожарная и другие машины. Их было много. На каждый день рождения Вите дарили большую машину.
- У них руль крутится, они работают, как настоящие, – с восторгом показывал свои машины Витя. Я сейчас скамеечки принесу, мы с тобой поиграем.
Он ушёл в комнату, а Варя пошла по балкону. С балкона была видна Павелецкая площадь, трамваи, люди, маленькие, как муравьи, бегали туда-сюда.
Варя не заметила, как оказалась далеко от Витиной двери. Она толкнула одну из дверей и оказалась в чужой комнате. К ней подбежала огромная собака и встала позади Вари.
- Здравствуй, собачка! Я – Варя, а тебя как зовут? – она погладила собаку по спине и поцеловала её в морду.
Собака чихнула и удивлённо на неё смотрела. Вошла хозяйка, молодая, красивая, худенькая женщина.
- Девочка, как ты сюда попала? Ты кто? Альма тебя обидела?
- Нет, она у Вас добрая! – Варя обняла собаку. – Я заблудилась, а собака меня не выпускает.
- Альма у нас учёная, она всех впускает, но обратно не выпускает. Она однажды воров задержала. Она на них лаяла, могла и укусить! Так ты у кого гостишь?
- У дедушки и Зельмы.
- А, знаю Зельму Юлиусовну, очень добрая женщина, а дедушку Алексеем Викторовичем зовут?
- Да, это они, я к ним в гости на два дня приехала. А сейчас я с Витей, соседом их на балконе играла и заблудилась.
- Альма, отведи девочку к Алексею Викторовичу. Он очень любит Альму, косточки ей приносит и она его знает.
Альма открыла лапой дверь балкона, оглянувшись на Варю, пошла по балкону. Варя шла за ней. Их встретил Витя.
- Варя, я искал тебя, где ты была?
- У Альмы в гостях. Я заблудилась и дверь перепутала.
- Варенька, мы волновались, искали тебя. – Зельма вышла из соседней двери. – Спасибо, Альма, что Варю привела. Я тебе косточку дам, подожди.
Зельма вынесла Альме косточку. Альма взяла её в зубы и понесла домой.
- Я, Варенька, помечу нашу дверь ленточкой. – Зельма привязала на ручку красную ленточку. – Теперь не заблудишься.
Витя с Варей поиграв в машины, пошли по домам обедать.
Два дня в гостях пролетели в играх, прогулках, в радости.
На третий день, после работы приехала Анна.
- Варька, собирайся, поедем домой! Она была раздражена, часто ходила курить на балкон.
- Я поеду с вами, давно дома в Железнодорожном не была, соскучилась, – заявила Людмила и стала собирать вещи.
- Тебя там не хватало! Варька, что копаешься? – Анна со всего размаха стукнула Варю по затылку. Варя не ожидала и упала на диван.
- Ты что? Я и так собираюсь! – слёзы брызнули из Вариных глаз.
- Ещё пореви, получишь добавку, – Анна подняла руку.
Но тут Зельма схватила её за руку.
- Анна, успокойся! Не выражай своё настроение на ребёнке. Что у тебя случилось? Садись, чаю попей, отдохни немножко, успокойся.
- Знаешь, Нюська, если я ещё раз увижу грубость к Вареньке, я заявлю на тебя и возьму над Варей опекунство, тебя лишат родительских прав! – Миля кипела от возмущения.
- Мама хорошая, не кричите на неё! Я уже привыкла, мне не больно! – Варя обняла Анну. – Я от тебя, мамулечка, не уеду! Прости, это ты из-за меня разгневалась!
Анна схватила Варю и стала её целовать.
- Прости, прости, доченька, я постараюсь сдерживаться!
Посидев ещё час, Миля, Анна и Варя, попрощавшись с Зельмой, ушли.
Всю дорогу в электричке Миля и Варя смотрели в окно.
- Ой, как всё изменилось! – Миля восхищённо взглянула на Анну.
- Нюся, а лес наш сохранился?
- Да.
- А это, что за домики расписные?
- Это «ГУАС» - Гидроаэросъёмка. Его строили пленные немцы. Сюда мы ходим в баню, в клуб, в больницу. Дома красивые, разрисованы узорами. Да, Миля, не удивляйся, в нашей квартире живут две семьи. Нас потеснили и подселили беженцев из Сухиничей. Приедем, всё увидишь.
На конечной станции они вышли из вагона и пошли к краю платформы.
- Мы здесь всегда спрыгиваем, тут ближе. Перейдём двое путей, а там и дома.
- Я боюсь, пойдём через мост.
Анна уже спрыгнула и Варю спустила с платформы.
- Не бойся, Милька, через мост в два раза дольше.
Милька была полненькая, ей трудно было прыгать. Но Анна приняла её, как ребёнка, на руки.
Они подходили к дому. Миля, увидев родной дом, заплакала.
- Здравствуй, дом, как я долго отсутствовала!
Поставив вещи на землю, Миля поклонилась.
- Нюсенька, и наша площадка сохранилась, и колонка, и наше дерево – боярышник, как будто я не уезжала.
Слёзы текли по толстым щекам Милки. Она подбежала к боярышнику, обняла ствол и уже ревела навзрыд.
Анна отперла дверь квартиры и прихожая наполнилась людьми.
- Варенька приехала! – вопили Томочка и её сестра.
Бабушка бросилась к Варе:
- Батюшки, какая большая, красивая девочка!
- А это – моя тётя, её Милой зовут. Она в институт поступила, к нам в гости приехала. Она здесь раньше жила, когда я ещё не родилась!
Варе о многом хотелось рассказать, но Анна втолкнула её в комнату.
Варя ахнула, увидев большую светлую комнату.
- А печка где? Вечером где мы будем сидеть и где греться будем? Теперь и на огонь не поглядишь! – и она разревелась.
Милька тоже рыдала в голос:
- Где наши вещи? Папин шкаф, мамино трюмо?
- Замолкли все! – рявкнула Анна. – Вещи все здесь, только в разных комнатах! Люди бежали от немцев, голые, голодные. Их сюда поселили. Им отдали часть наших вещей. В этой комнате все вещи, всё равно бы, не уместились. Нечего орать! Разбирайте вещи и спать ложитесь, уже поздно!
Варя разглядывала новые батареи под окном. На кухне стояла новая газовая плита. Но готовили на керосинке и примусе, газ ещё не включили.
- А как же мы с Томкой и Милой купаться будем? Где воду греть, плиту ведь тоже снесли?
- Мы теперь в «ГУАС» в баню ходим.
Мила выглянула в окно:
- Сараи новые! Двор такой же!
Допоздна семья не могла угомониться. За окном было темно. Мила легла спать с Варей на диване. Анна часто выходила курить.
- Милечка, я тебя завтра с дядей Федей, нашим дворником познакомлю. Он с нами концерты, пьески репетирует, на гармошке хорошо играет.
-  Я его знаю, он ещё при мне был. Давай, Варенька, спать, уже поздно.
Утром Мила нашла на столе записку от Анны: «Девочки, еда в кладовке на нижней полке, верхняя – соседей Жуковых. В шкафу чай, сахар, ешьте, что найдёте. Грейте на керосинке, примус не зажигайте, он иногда взрывается, если кончается керосин. Я приеду в семь часов вечера. Целую. Не скучайте».
Мила никогда не пользовалась керосинкой. Бабушка – соседка учила её:
- Не бойся, снимешь верхнюю часть, выдвини фитиль и чиркни спичкой. Видишь, загорелся фитиль, теперь ставь верхушку назад и ставь чайник.
Миле было страшно, но она всё сделала, как её учили.
В кладовке Миля нашла масло в банке с водой, чтобы не таяло, кусок сыра. Всё остальное к чаю она нашла в гардеробе в комнате.
Позавтракав, они вышли во двор. Дядя Федя мёл двор:
- Ба, кого я вижу!Варенька,ты приехала! А кто это рядом с тобой? Знакомая, но не припомню.
Варя бросилась к Фёдору:
- Дядя Федя, я так скучала! А это – Миля, моя тётя!
- Милечка, я тебя не узнал, ты же маленькой уезжала! Какая же ты красавица! Давно приехали? Где ты живёшь?
Миля рассказала всё Фёдору. Они сидели на дворовой скамейке в обнимку и плакали, вспоминая былую жизнь.
- Дядя Федя, а концерт когда будет? А я могу в нём участвовать? – Варя немного ревновала Фёдора, что он Миле уделяет внимание, а не ей.
- А я первого сентября в старшую группу перейду. Вы мне букет нарежете?
- Конечно, Варенька, не переживай!
В субботу наш дом концерт покажет, а из других домов сказку «Три медведя» ставят. Приходи в три часа дня на площадку на репетицию.
- Ладно, придём. Мы с Милей на пруд «Богоделку» пойдём и по лесу погуляем. Мы очень скучали по лесу.
Варя взяла Милю за руку и повела в сторону рельс.
- Нет, Варя, я боюсь через рельсы перебегать, пойдём через мост. Я хоть по городу пройдусь. Вон мамина школа! – Миля показала на маленькое деревянное строение.
- А теперь там детский сад. А школа новая двухэтажная на другой улице.
- А рынок? Давай зайдём. Молоко с корочкой продают?
- Да, я его очень люблю.
Они вошли на рынок. Целый ряд молочных продуктов, и на прилавке стояли стаканы с топлёным молоком, накрытые марлей.
- Почём молоко?
- Пять копеек стакан. Выбирайте любой! – Продавщица, немолодая женщина в белом фартуке, косынке и нарукавниках с улыбкой смотрела на них. Миля выбрала два стакана с самой тёмной пенкой.
- Вот эти, ещё бы хлебца купить.
- У меня есть пирожки с капустой, с луком, с яйцом. Не дорого – восемь копеек за пирожок. Пейте здесь, стаканы мне потом отдадите.
Миля с Варей отошли на свободное место прилавка и с удовольствием всё выпили и съели.
-Как вкусно, спасибо большое! Мы завтра ещё придём.
Они отдали стаканы и пошли к мосту. Они стояли на мосту и смотрели на дома.
- Вон наш дом, так близко! Красиво смотрятся дома!
Перейдя через мост, они оказались на окраине леса. Огромные сосны, берёзы с жёлтыми листочками встретили их.
- Здравствуй, наш любимый лес! – Миля опять чуть не расплакалась. – Мы всей семьёй ходили в лес и в «Богоделке» купались. Мама была жива, Женька маленьким ещё был и Нина, старшая сестра, она уже училась, Нюся с нами в прятки в лесу играла. А папа сидел на пеньке и газету читал. Его мама ругала:
- Смотри, слушай, газеты дома почитаешь!
С разговорами Миля и Варя дошли до пруда.
- Ой, какой он маленький стал! Нас папа здесь плавать учил. Я так и не научилась.
- Я умею плавать, а почему-то всплываю и не тону. Мама хорошо плавает, весь пруд переплывает.  Её подружки Герасины и тётя Клава с тётей Дусей тоже хорошо плавают. Они меня в воду бросали и удивлялись, чтоь я плаваю, лежу на воде.
Они сели на поваленное дерево и любовались красотой вокруг.
- А там было глубокое болото, Анюта в нём тонула, когда мы за грибами ходили. Мы дерево наклонили, она ухватилась за ветки и вытянули её. Она сапог потеряла. Её отец ругал, а мама плакала и целовала её – хорошо, что жива осталась!
На обратном пути  они собрали лисички в ельнике.
Придя домой, Миля разогрела суп на керосинке и вскипятила чайник. На полке в кладовке Миля нашла уже разделанную и порезанную селёдку. Она сделала бутерброды с маслом и селёдкой. После обеда они пошли на дворовую площадку на репетицию.
Варю встретили с радостью.
- Ну, Варюха, что ты будешь исполнять?
- Я прочту стихи о цветах.
Варя вышла на середину площадки.
- Одуванчик! – объявила Варя, и громко с чувством продолжила: - Носит одуванчик жёлтый сарафанчик, подрастёт – нарядится в беленькое платьице, лёгкое, воздушное, ветерку послушное!
И так она прочитала три стихотворения. Все захлопали.
Потом Тома с сестрой спели песню про Козлика. Дети пели, плясали, показывали «пирамиды», клоунады. Все хлопали.
Позже пришли дети с других дворов. Они показали сказку, спели и один мальчик играл на трубе.
Миле очень понравилось. Она обещала приехать с отцом на концерт.
На следующий день к вечеру Миля засобиралась в Москву.
- Не хочу уезжать! Здесь всё родное, даже воздух другой – родной! Я приеду в субботу с папой.
- Миленька, только обязательно приезжайте! Концерт посмотрите.
Анна с Варей пошли провожать Милю. Шли через мост, долго ждали электричку.
- Варенька, слушайся маму, не скучай, скоро приедем! – Миля махала им из окна электрички.
Концерт объявили на субботу в одиннадцать часов.
Дети волновались. Они пришли на площадку задолго до начала концерта.
Варя, мила и Томочка рано проснулись, кое как позавтракали. Их нарядили в новые платьица. Миле заплели косички с яркими зелёными ленточками. Варе и Томе завязали на головки яркие банты: Томе – розовый, Варе – голубой.
Дядя Федя говорил всем, кто за кем выступает и кто где должен сидеть до выступления и после.
Взрослые расставляли скамейки для зрителей.
Появились первые – дедушка и Миля. варя бросилась к ним:
- Я знала, я знала, что вы приедете!
У деда выступили слёзы при виде такой нарядной Вари и ещё от вида родного дома.
- Мы ещё домой не заходили, прямо с электрички сюда пришли.
- Добро пожаловать, дорогие гости! Занимайте места, где вам удобно!
Потом стали подходить другие зрители. Многие шли со своими стульями.
Вскоре все места были заняты. Пришёл дядя Саша с Ритой и Герасины - Вера и Таня.
«Артисты» уже заняли свои места по бокам сцены и изредка махали гостям. Дядя Федя в красивой голубой рубахе, в полосатом синем галстуке, в новых ботинках, вышел и объявил:
- Начинаем наш концерт! Выступает хор с песней «Эх, хорошо в стране советской жить!
Он сел на табурет сбоку хора и заиграл на гармошке. Когда наступила очередь Вари, она очень разнервничалась. Очки запотели, она не знала, куда руки деть, взялась за края юбки. Потом, по мере чтения, она успокоилась и последнее стихотворение про незабудки прочла с улыбкой. Поклонившись, она села на скамейку сбоку сцены.
Мила с Томой пели песню,им подпевали.
Концерт прошёл быстро.
Потом расставили декорации к сказке «Три медведя». Все смеялись, когда выступал Медвежонок. Он был толстый, неуклюжий и шепелявый.
В конце концерта все весело спели песню «Мишка с куклой». Мишутка и девочка, наряженная куклой, плясали, а хор пел.
После концерта вышел один мужчина.
- Молодцы! Очень хороший концерт! Спасибо Фёдору Матвеевичу, что занимался с нашими ребятишками. Вот вам подарки: Фёдору Матвеевичу – песенник, а детишкам – конфеты!
Он передал Фёдору под аплодисменты красивую книгу с песнями, потом с большим пакетом прошёлся по рядам с детьми. Конфеты были разные. Варе попались её любимые ириски «Ледокол».
Она побежала к своим гостям. Дядя Саша подхватил её.
- Варенька, как же ты выросла!
- Дядя Саша, это – мой дедушка Алексей Викторович, а это – Миля, моя тётя. Они приехали на концерт и меня навестить.
- Очень приятно! А я – Варин друг, живу на этой же улице.
К Алексею Викторовичу подошло много народа.
- Здравствуйте! Мы – ваши соседи и вместе депо строили, помните?
Было много радости, слёзы от воспоминаний. Его приглашали все в гости.
- Я к внучке приехал, а к вам зайду позже.
Дядя Саша держал Варю на руках.Они не могли наговориться.
Герасины говорили с Милей.
- Ты ещё маленькой была, а мы с Анной дружили. Ты нас не помнишь? Мы через дорогу живём, вон наша калитка.
Суеты было много. Потом дедушка, взяв Варю, попрощался со всеми и пошёл к подъезду.
- Деда, у нас тут всё изменилось. Печки снесли, ремонт сделали.
- Знаю, Варенька, мне Миля всё рассказала.
Но, войдя в квартиру,дед разволновался.
- Вот и сундук наш цел! – он трогал сундук, как живое существо. – Ну, здравствуй! Это нам на свадьбу с Варварой Евгеньевной подарили.
У деда выступили слёзы:
- Моей Вареньки давно уж нет, а сундук есть, как новый.
- Анна вышла из комнаты.
- Ну, хватит нюни распускать, идите в комнату
- Нюся, а что тебя на концерте не было? – Миля тоже растрогалась от встреч. – Там твои подруги приходили и соседи.
- А я готовила, вас кормить чем-то надо, а у нас – керосинка.
Войдя в комнату, дедушка ещё больше растрогался.
- Мебель наша, и мой книжный шкаф, и книги мои сохранились!
- А плетёные кресла пришлось отдать Герасиным, они здесь не умещались.
Анна с Людмилой стали накрывать на стол, покрыв его белой вышитой скатертью.
- Скатерть мама вышивала на пяльцах! – Мила нежно погладила скатерть. – И посуда наша сохранилась. Такое ощущение, что мы и не уезжали отсюда!
Дедушка в этот день много плакал от воспоминаний.
- Аня, дай нам Варю на один день. Мы её помоем перед садиком и завтра к ужину привезём.
- Пусть едет, хоть здесь мешаться не будет. Я ей вещи приготовлю.
Они сидели за столом, кушали вкусную гречневую кашу с молоком, пили чай с пряниками и вспоминали о былой жизни.
Варя была рада, что её отпустили к дедушке. Она не успела в тот раз попрощаться с соседом Витей.
- Что бы ему подарить на память?
Она залезла под стол и стала рыться в своей корзинке. Она вытащила калейдоскоп и книжку сказок.
- Поздравлю его со школой и подарю. Мама, можно я подарю книжку и калейдоскоп моему другу Вите? Он в первый класс пойдёт.
- Дари, твои ведь игрушки!
Варя сложила в сумку сменку и подарки. Сумочку с молнией ей подарили Миля с дедушкой.
- Это тебе для нужных в дороге вещей.
Теперь у Вари была своя сумка.
Анна вышла с ними из подъезда.
- Я вас провожать не буду. Мне к Герасиным зайти нужно.
Дедушка, Варя и Миля пошли в одну сторону, Анна – в другую. Шли медленно, дедушке всё было интересно. Прошли мило бывшей школы, где работала Варвара Евгеньевна - учительницей. Дед встал и поклонился.
- Спасибо, родная, что ты была в моей жизни!
Рынок и площадь поразили его.
- Ну, ничто не изменилось!
- Купите мороженое: сливочное, шоколадное, крем-брюле! – раздался голос.
- Ксения,ты ли это!Всё также мороженым торгуешь?
- Я, Алексей Викторович, даже во время войны по выходным торговала.
Они обнялись, как родные люди.
- Вас бесплатно угощаю. А это с Вами  кто?
- Миля - младшая дочка и Варенька - моя внучка.
- А где Варвара Евгеньевна, жена Ваша?
- Она ещё в сорок четвёртом умерла от воспаления лёгких.
- Как жаль! Хорошая, добрая, вежливая женщина была. Выбирайте мороженое! Тебе, малявка, фруктовое в стаканчике бумажном, держи палочку вместо ложки. А Вам, барышня, какое?
Мила растерялась.
- Эскимо на палочке. Да я у Вас куплю все мороженые, а то Вы в убытке останетесь.
- Ещё чего? Вы – мои друзья, я вас угощаю!
- Ну а мне, Ксюша, дай с вафельками крем-брюле.
Ксения достала мороженое и они ещё долго болтали, пока ели.
- Спасибо, Ксюша! Нам пора! А за мороженое огромное спасибо, давно я его не ел!
- Счастливого пути! Будете приезжать домой, заходите, я всегда здесь!
Через два дня Варя пойдёт в детсад в старшую группу.
Она несколько раз говорила дворнику:
- Дядя Федя, я первого сентября в старшую группу пойду, Вы нарежете мне букет?
- А как же, не волнуйся, Варюха, самый красивый букет у тебя будет, не переживай!
Всю ночь перед первым сентября Варя плохо спала, просыпалась часто. Не проспала?
Новая одежда висела на стуле перед диваном.
Варя с вечера проверила вещи, доложила зайца и новую книжку.
Быстро позавтракав, она выбежала во двор.
-Дядя Федя, дядя Федя, я уже готова!
Фёдор стоял с букетами у калитки.
- Выбирай, какой понравился! С новым учебным годом, Варенька!
- Мне этот, с золотой ленточкой понравился!
- Бери, очень красивый букет! Я туда травки резной добавил.
- Спасибо! До свидания в субботу!
- Счастливого пути, Варенька!
Нарядная, с красивым букетом, Варя с Анной пошли на электричку.


Рецензии