АС Пушкин и его сказки

А вы думаете, русские народные сказки были менее кровожадными, чем европейские? Как бы не так: народ, сочинявший и передававший их из поколения в поколение, тоже любил пощекотать себе нервы. Причём, с каждым пересказом, в сказку каждый новый рассказчик что-то добавлял от себя, так что уже лет через сто невозможно было отыскать первоисточник в его оригинальном виде.
Откуда наш Пушкин взял сюжет для своей «Сказки о царе Салтане»? А ничего нового: он тоже воспользовался уже известной тогда народной сказкой «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».
Краткое содержание сказки:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич. Потянуло его побродяжничать, и вот он едет на все четыре стороны, людей посмотреть, себя показать. Однажды, подслушал он разговор трёх сестёр:
«Если б на мне женился Иван-царевич, я б ему напряла рубашку тонкую, гладкую, какой во всем свете не спрядут». Иван-царевич стал прислушиваться. «А если б меня взял, - сказала средняя, - я б выткала ему кафтан из серебра, из золота, и сиял бы он как Жар-птица». - «А я ни прясть, ни ткать не умею, - говорила меньшая, - а если бы он меня полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды».
Возвратился царевич к отцу, и говорит наглым голосом: «Хочу жениться на девице, которая мне народит ребёночка с солнцем во лбу!»
И таки женился. А старшие сёстры стали завидовать младшей, и строить всяческие козни через завербованных матушек и нянюшек (УК РФ Статья 35. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору).
А теперича – цицирую из текста сказки:
«И, когда у Ивана-царевича родился сын, когда он ждал, что ему поднесут дитя с солнцем во лбу, с месяцем на затылке, с звездами по бокам, вместо того подали ему просто-напросто котенка и заверили, что жена его обманула. Сильно он огорчился, долго сердился, наконец стал ожидать другого сына».
И так повторялось трижды: во второй раз ему показали щенка, в третий раз – простого ребенка, без звезд и месяца. И тут царевич звереет самым натуральным образом: приказывает жену свою судить. И судьи придумали: царевне отрубить голову.
И опять я цицирую:
«Нет, - сказал главный судья, - слушайте меня или нет, а моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить на море; виновата – потонет, права – выплывет».
Добрый Иван-царевич приговор утвердил: выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море. А царевич женился на ее старшей сестре. Но старшая сестра в последний момент передумала брать грех на душу и спрятала двоих малюток. А их мать «горемычная, плавала по морю по океану с подкидышком».
Рос этот подкидышек не по дням, а по часам. По-видимому, от перенесенного стресса, у ребёнка открылись сверхъестественные способности: бочка лопается, сами по себе строятся дворцы и прочие бытовые сооружения, прозревает ослеплённая матушка. Потом по щучьему велению появляются двое его братцев, которых матушка кормит испечёнными на её молоке пирожками. После чего двое первых узнают в женщине свою мать, обнимаются и целуются, и живут вчетвером долго и счастливо.
А потом Иван-царевич (тот самый, что приказал выколоть жене глазки!), узнаёт от случайных прохожих, что «где прежде был мох да болото, пень да колода, там теперь дворец - ни в сказке сказать, ни пером написать, там сад - во всем царстве не сыскать, там люди - в белом свете не видать! Там три родных братца нас угощали: во лбу у них солнце, на затылке месяц, по бокам часты звезды, и живет с ними и любуется на них мать-царевна прекрасная».
Тогда вскочил Иван-болван на своего коня и поскакал на нём в разные стороны. Скакал, скакал, и прискакал: увидел детей, жену, и сразу стал другим человеком. Потому был прощён и помилован. А старшую сестру засмолили в бочку и бросили в море, и она тут же канула на дно, и след её пропал.
Вот такая добрая народная сказка со счастливым концом.
А теперь вспоминайте пушкинскую сказку «О царе Салтане» и ищите 33 совпадения.
Ищите – и обрящете!


Рецензии