Первомай моего детства

Я сейчас сидела и вспоминала, как праздновали первое мая много лет назад, когда я была ещё девчонкой, а флаги были красными.
Утро начиналось с громко включённого радио. «Утро красит нежным светом» - визитная карточка первомая. День был нерабочим, и мама уже с утра готовила что-нибудь вкусненькое, наполняя дом запахом ванили и жареного мяса. В комнате непременно уже с утра находилось что-то символизирующее праздник: флажок, ленточка, воздушный шарик с надписью. Их приносил обычно накануне отец – коммунист, после собрания на работе, где им такие маленькие символы выдавали. Сам отец готовился идти на демонстрацию. Я увязывалась с ним. Если не удавалось – мы с мамой выходили на перекрёсток смотреть прохождение колонн трудящихся Ленинского района – они двигались к площади мимо нас.
Я не скажу, что на эту демонстрацию все прямо рвались – своего рода обязаловка, и, наверное, кто-то был недоволен, но кислых физиономий у людей не наблюдалось. Приходили на сборный пункт нарядные, в приподнятом настроении, весело болтали с коллегами, смеялись, получали плакаты, флаги, надували шары, разбирали охапки цветов на палках – гвоздики, маки. Я помню, что в школе на уроках труда мы тоже делали такие для колонны старшеклассников из крахмального ситца или гофрированной бумаги.
На сборном пункте люди топтались довольно долго, но скучно не было. Дети, как я, увязавшиеся за родителями, знакомились между собой, затевали игры, взрослые угощали их конфетами, дарили флажки, шары, где-то стихийно вспыхивали вокальные флешмобы или танцульки. Чего греха таить, к началу демонстрации уже кое-кто успевал угоститься, не смотря на бдительную администрацию, но таких было немного – большинству для веселья «подогрев» не требовался.
Наконец давали команду на построение и начало движения. Мы шли недалеко – всего три квартала до центральной площади. Но выглядело круто: флаги, шары, цветы, духовой оркестр. Перед площадью колонна подравнивалась. Ведущий в рупор торжественно вещал: « На площадь вступают колонны трудящихся Кировского района. Идут инженеры и рабочие центрального научно исследовательского института измерительной аппаратуры. Сложнейшая электронная техника для народного хозяйства разрабатывается в лабораториях и опытных цехах …» - и так далее. И практически для каждого предприятия находится такой торжественный спич. И это, чёрт побери, приятно. Люди подтягиваются, машут флагами, кричат «Ура!». Они чувствуют гордость за своё предприятие.
К сожалению, риторика последних лет практически убила это чувство  - чувство гордости за свой труд, за созидание, за своих коллег, работающих рядом. Мне кажется, это – первое, что нужно возрождать, если иметь в виду развитие экономики России. Но я отвлеклась.
Через площадь демонстранты проходят довольно быстро, после этого колонны рассыпаются, люди сдают плакаты, мало-помалу расходятся по домам. Там первый вопрос: «А вы нас видели по телевизору?», потому что с площади по местному каналу прямая трансляция. И, конечно, видели, потому что специально смотрели и ждали.
Праздничный обед – и на улицу. Там уже дворовые приятели хвастаются друг перед другом первомайскими трофеями: у кого-то шарики, у кого-то флажки, у кого-то нагрудные значки, у кого-то пилотки. Многие с новыми игрушками – ради первомая родители сделали подарки. Взрослые, кто попроще, тоже во дворе. На столике, где обычно мужики «забивают козла», нехитрая выпивка-закуска, у дяди Коли из второго подъезда аккордеон, и он наяривает какую нибудь «Располным-полну коробочку», а слегка подвыпившие тётки топчутся со слегка подвыпившими дядьками на площадке у клумбы. Дети крутятся вокруг, скачут в «резиночки», играют в мяч, их периодически одаривают конфетами, семечками, мелкими монетами « на мороженое». Драк не помню. Ну, то есть, помню, что пьяные вообще-то иногда дрались, но не на праздники.
Вечером люди устремляются в центральные парки – «Липки», «парк Горького», на набережную. Там музыка, киоски, на эстраде выступают  какие-то коллективы, массовики затевают игры и викторины с детьми. Призы – те же флажки и шарики.
Вечером, когда темнеет, загорается первомайская иллюминация, пускают фейерверки. На улицах становится реально много пьяных, но безобразий никто не учиняет – не то настроение. Наконец «Спокойной ночи малыши» с каким-нибудь мультиком типа «Мальчиш-Кибальчиш» - и спать.
А завтра – рисовать демонстрацию и выстраивать кукол в колонну.


Рецензии