Заперт во вселенной

–– Это не только сумасшедший дом, это тюрьма. Стены, стены, стены. И издевательски манящее небо за решёткой. Всё расписано, предопределено, прошито. Прибит к пространству и времени – полбеды, ведь ещё и никакой нигде справедливости, шаром покати…

– А как же паритет со свободной волей? Неисчислимое количество вариантов в доступе, бездна возможностей и дар выбирать?

–– Каждый выбор завязан на истории выборов, на предшествующем опыте, на совокупности обстоятельств. На ДНК и «ДНК» других уровней. А мелкие выборы ни на что не влияют. Всё предсказуемо. Тот, кто умеет считывать особенности встречного, по жестам, мимике, сложению и другим факторам, обычно не ошибается в оценке его судьбы.

– Но нельзя же отрицать силу притяжения и огромный опыт достижений: некто поверил в себя и буквально взлетел из грязи в князи. А также колоссальную силу некоторых людей с ограниченными возможностями.

–– Это тоже можно объяснить сценарием: такому персонажу было суждено «преодолеть». Его заслуга в том, что он не противился, шёл за внутренним зовом. Но по уже предначертанной дорожке! Даже если были развилки, даже если был жребий, решка не могла выпасть там, где должен был оказаться орёл.

– Да, это вариант. Но ведь мы точно не можем определить, да же? Конечно, важна предыстория. Есть один современный гуру, который вторит армии психологов: мол, человек сам творит твою жизнь. К нему пришло озарение в молодом возрасте (он ощутил единство со всем окружающим), которое явно не мог сотворить сам, иначе какое же это озарение. Более того, его жизнь до этого момента опровергала возможность «заслуженного» просветления, он и школу прогуливал, и вообще не отличался особой святостью. Он не «вызвал» ключевое переживание, а оно пришло «само собой». И после этого он решил, что имеет право толковать о могуществе каждого. Где бы он был сейчас, если б не те инструменты, которые существуют в мире помимо его желания: интернет, средства передвижения, электричество и многое другое. А ещё многие товарищи, вещающие о самостоятельном творении, упоминают и «пинки от жизни». Заставляет жизнь, направляет – и тут же сам себе режиссёр. И вместе с тем, почему бы ни значиться судьбоносности выбора?

–– Предсказания! Да, промахов множество, горе-специалистов столько развелось, что феномен проскопии давно дискредитирован. В девяностые, помнится, какой-то крутой прорицатель заявлял, что следующим президентом России будет женщина. Трактовки древних текстов спекулятивны, ошибаются и тарологи, и гадалки. Как всегда, обильно примешивается обман. Но есть же и точные попадания!

– А вдруг то, что не сбылось, было предначертано, но изменено? Тоже ведь нет «доказательной базы» для отрицания подобных тезисов. Наверняка есть план, но кто сможет утверждать, что он ни за что не будет корректироваться – свыше ли, стараниями ли простых людей.

–– Всё равно же выходит, что есть хребет. Есть рамки. А главное – нет выбора между «быть» и «не быть». Хоть тресни, но тебе – «быть». Тело сбросишь, может, и другие тела (говорят, есть эфирное, астральное…), но ядро остаётся. И оно, по всей видимости, смерти никогда не узнает. А что, если я не хочу быть – в этой вселенной? Если «тут» такое творится, то как можно ожидать чего-то лучшего «там»? А «на меньшее я не согласен»: если нет порядка во вселенной, и ты не можешь на это повлиять, то не лучше ли раствориться в небытие?

– Представь себе, что подобное решение возможно, и что, например, жизненно важные ресурсы решили исчезнуть – у тебя не спрашивая? И как твоя ниточка может оборваться, если она часть ткани, неотвратимо связанная не только с близлежащими, но и вообще со всеми?

–– Вот именно, это только подчёркивает, что нет выбора – в самом глубинном смысле. А ещё, даже если цель прекрасна, похоже, исполнители на разных уровнях эту ткань то криво свяжут, то распустят, то спицами, то крючком…

– Вот будет весело, если после перехода, когда вернётся память, каждый вдруг осознает, что всё шло именно так, как и было задумано, что человек сам этого хотел. И не исключено, что захочется опять пройти воплощение (или уровень, поди пойми).

–– Дудки! В чём ключевой момент? Память! Вот – память! Я бы ввёл абсолютный запрет на её стирание, какие бы основания ни выдвигались. Знаю, опять найдётся рациональное объяснение: мол, какая была бы путаница, опыт бы не вышел чистым и т.п. Но нет оправдания забвению.

– Может, и так. Значит, должна быть какая-то страховка. Возможно, поэтому жизненный путь напоминает книжку-раскраску. Есть незыблемые очертания, их нужно только раскрасить. И вот тут у тебя безграничный простор для творчества.

–– «Незыблемые». Даже если это роскошный рисунок на глянцевой бумаге, всё равно – тюрьма.

– Можно раскрасить так, что получится рисунок, противоположный задуманному. Контуры, возможно, вообще не особо важны. Более того, если бы я находился на уровне сценаристов-архитекторов, мог бы и пересмотреть содержание, выправив картину. Допустим, логика предполагает серые, мрачные тона. А человек раскрашивает оранжевым, жёлтым, розовым. Необычно! Привлекает и заставляет тянуться к ластику, чтобы изменённый рисунок соответствовал наполнению.

–– Да, хорошо бы. Увы, тоже предположение. Не меньше поводов опасаться санкций за дерзкие художества. Хотя… да, тут можно зацепиться. Это может быть мотивом. Или для того, чтобы изменить реальность, или для того, чтобы не прогнуться под чью-то режиссуру. Вспоминается давнее:

Стоя между двух зеркал,
Вижу глубину потерь.
Вздохом вызываю шквал,
Взглядом открываю дверь.

Голос прозвучит без слов,
С солнца поднимая пыль.
Вспыхнув в глубине зрачков,
Сказка превратится в быль.

Ворох недопетых слез,
Жажда недопитых снов…
Зеркало фальшивых гроз –
Верю – разобьет любовь.

– В этом мире одно из ключевых слов – «наоборот». Это касается «правды», ожиданий, последовательности. Наверняка мало кто сейчас может считать вероятным возрождение, в том или ином виде, союза, подобного СССР. Особенно на фоне конфликта, казалось бы, окончательно похоронившего такую возможность. Но, глядишь, и перевернётся всё так, что лучшего и не сыщешь. А страна, про которую в первую очередь подумаешь в плане воссоединения, примкнёт… последней, а не первой. Так и у тебя сейчас всё выглядит, как зазеркалье под плинтусом, но следующая страница может всё преобразить. Только надо эту раскрасить как можно лучше.

–– «Может». Да, всё может быть. Даже если это и тюрьма, действительно, лучше взять иные краски. Не как самообман, тем более что положение вещей достоверно неизвестно. Лучше красивое, гармоничное наполнение, раз уж всё равно из этой вселенной не смыться. Ежедневно тебе подсовывают коричневую жижу статистики, фактов, подробностей, слабости, очерствения, прививая горе и отрицание. Но – вот счастье – доступны иные краски, даже если цена высокая.

– Индивидуальный фарватер. Ты можешь биться в истерике, мол, «дайте свободу», но кругом камни, мины, мели и чужие корабли. Чтобы не разбиться, и есть этот путь. Он кажется жёстким, но… другие, другие, миллионы раз другие корабли!

–– И куча вопросов: что дальше, зачем это всё, в чём смысл? Естественно, тут можно апеллировать к тому, что счастливые не задумываются о смысле, что это гадание на кофе-чае-парафине. А вот не сниму вопросы, и всё тут. Как чего-то хотеть в таком, насквозь прогнившем, мире? Где котором ядерная дубина может оказаться в скользких руках, а массам нравится быть угнетёнными и обманутыми? А чтобы сплотиться, нужно, чтобы на тебя напали…

– Понимаю. Вокруг парадоксы, нестыковки, противоположности. Один источник говорит, что нельзя из себя ничего выплёвывать, другой советует перед посевом подержать семена во рту. С одной стороны, от тебя ничего не зависит, с другой, эффект бабочки. Надо находить поводы и причины продолжать, когда у этого продолжения не видно ни смысла, ни логики, ни просвета. Этим строкам тоже больше двадцати лет:

Учись любить, учись смеяться,
Хоть под тобой горят мосты.
И каждый вечер на двенадцать
Свои часы переводи.

Учись стоять, когда нет силы,
И греться, если нет тепла.
И согревать не только милых,
Хотя б душа обожжена.

Когда не понят и отвергнут,
Старайся, чтоб хотел и мог.
Чтоб вновь себе не ставить «неуд»
В извечный моно-диалог.

Смотри в сердца – не только в лица.
Учись понять любую нить.
И снова: быть и становиться!
И снова: верить и любить!

Или вот это:

В дом не зайти по законам иным,
Ты не видишь огонь, но чувствуешь дым.

–– «Моно-диалог», да… Что, смысл – в самой жизни, в процессе, пути? Пусть так, надо же за что-то ухватиться.

– Все эти тексты, которые не удержал за пазухой… Знаешь, какой диагноз? О, да, конечно так – чувствуешь? Совсем не то, что можно предположить. Хотя и эмоциональные качели ещё работают, и тонкокожесть не везде прикрыта. Хотя на поверхности кажущаяся амбивалентность и другие… особенности. Увы, но многое является резонёрством.

–– Да ты посмотри на другие источники! Найди что-нибудь хотя бы на десять процентов не пустое.

– Вот именно, не стоит уподобляться и соответствовать «трендам». Впрочем, знаю, что никто ничего не удалит, ни пустое, ни порожнее, да?

–– Что ни удаляй, след всё равно остаётся. Информация может только оказаться в «корзине», но, очень и очень вероятно, никогда не исчезает из вселенной. К тому же… это как раз в стиле возмутительного стирания. Уподобление коварному, жестокому, затравливающему ходу блокировки памяти.

– Да, возразить нечего. Не скрывать, прятать, заметать следы, а признавать и исправлять. Вся система в этом мире склоняет к ретуши, гримировке и безразличию. Чтобы расставить все фигуры времени и пространства в гармонии, нужна мудрость…

–– …и любовь. Даже когда внутри разрывается от тюремного осознания, можно рассчитывать только на силу любви (да, в мудрости, конечно). Я что-то обрывал когда-то – пролистаю обратно и перекрашу. И если в текущей картинке есть деталь оттуда, лучше быть особенно аккуратным.

– И не только с этим. Вокруг плещется море описаний-концепций. Источники традиционные и почитаемые, авторы-новаторы и конспирологи, и последователи есть у всех. Сдаётся, только создай свою систему объяснений реальности, и к тебе притянется армия искателей, чья волна будет резонировать с теми или иными тезисами. И будет кормить тебя.

–– Такой «хлеб» мне не нужен. Похоже, больше делают пекари, автомеханики, садовники, чем батальоны проповедников. Впрочем, «если звёзды зажигаются…», обитателям этого мира нужно, чтобы кто-то указал путь, пусть и неверный в корне, нужны игрушки. Концепции часто разнятся диаметрально, хотя источники также часто действительно превосходны. Это сбивает с толку: они же… честны и порядочны… а информация не сходится, даже когда случаются параллели.

– Кстати, вот ещё один ракурс: если жизнь – игра, то какая может быть предопределённость? Или так: если за всё приходится платить, то как можно заранее сформировать чек?

–– Действительно, дискуссия может не иметь конца. Действительно, резонёрство. И всё же отмечу, что за настоящее, априори истинное, счёт явно не предусмотрен.

– Предположение о «кислых гроздьях»? Нет, всё верно. Всё так. И не так одновременно. Передовики мысли утверждают, что мир не может быть объяснён, исходя из самого себя. Что есть онтологическая дыра. Что Бог и мир не могут быть одним и тем же, ибо «не закрывается дыра в бутылке». Что внутри каждого – огненная драма временного и вечного, и каждый – «оскоплённый бог». Как ни копай, а что было до «большого взрыва» – уже «не научно».

––– Поэтому лучше оставить игры. В том числе, ментальные.
Перестать играть – такое, наверное, полностью нереально. Но отказываться от игр, все шире и глубже, – не менее увлекательно, чем погружаться в самые умопомрачительные их разновидности.
И эта внутренняя тишина… Какое же чудо… Чувствовать Тебя…
Вседержитель… Бог Всего, Что Есть…
Ты порождаешь и разрешаешь все «противоречия». Ты – не мир, Ты – не отдельно от мира. Ни то, ни другое. И всё вместе одновременно. Поэтому я и чувствую Тебя – в каждом мгновении, в каждом дуновении и запахе. Каждый пиксель, каждая нота… Без формы и во всех формах, а также выше и больше.
Как бы ни был устроен этот мир, то ли матрёшкой уровней, то ли матрицей, то ли виртуальной игрой, то ли «школой», нет этажей, отделённых от Тебя.
Не знаю, как можно сказать лучше Афанасия Фета:

«Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я – добыча суеты,
Игралище её непостоянства, –
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
Ни времени не знает, ни пространства».

Кажется, в оригинале «ты» с прописной буквы. Но это неважно. За всеми символическими системами есть нечто невыразимое, что любые символы будут неизбежно искажать.

В моей внутренней вселенной испарились элементы одного явления. Хотя вокруг всё стало просто дышать им. Это ненависть. Как можно ненавидеть что-то в этом мире, если Ты во всём! И тьма, и свет, и мороз, и кипение. А ещё выцвело понятие «враг». Даже по отношению к себе самому (гуру тысячного уровня знают, что главное – победить себя).
Тот, кто сеет смерть, нечистоту, ложь, страдания, разрушения, «тоже является частью вселенной». И если бы я уничтожал грязь и глупость, то без ненависти. Осознавая, что уничтожение – миф. Преобразование – да. И без чувства мессианского героизма, своей непререкаемой правоты.
Просто Ты вложил в меня именно это. И я хочу, чтобы в этой части Твоего необъятного творения весы качнулись в сторону Любви, Свободы и Справедливости. Слишком долго здесь царят боль страх, жадность и скудоумие. Слишком часто попирают законы Разума. И слишком много тех, кто возомнил, что ухватил Тебя за бороду, или мнящих себя на Твоём троне.
Пусть бы те, кто сеет ужас, сами его испытали. Опять же – не месть. Это ведь неоценимый опыт для их эволюции. Не больше, чем «око за око». Ровно та «карма», которую сбросили на других.

И куда ж без «личного».
Наверняка у Тебя есть план не только на срок «лет, скажем, в тысячу», но и на миллионы. Но Ты можешь не только создавать, определять, устанавливать, но и изменять.
Поэтому, принимая дарованное Тобой русло, призываю Твоё содействие. И Ты знаешь, кто стал частью моей вселенной, наполнил её волшебством и нечаянно помог больше и лучше чувствовать Тебя…

– Даже одна встреча, даже короткая. В этом состоянии… полёте внутренней тишины… Новый опыт в мою и Твою сокровищницу.

–– Ещё один заряд энергии, который теперь нужно постараться запечатлеть. Суметь не раствориться в чудо-ауре, а оказаться и внутри, и снаружи, запомнить, узнать по-новому.

––– Но, как бы то ни было, благодарю Тебя. Постоянно.
Пусть это хоть трижды резонёрство, но, по большому счёту, все тексты, любое общение – это разговор с Тобой. Огромный путь к тишине через какофонию или шедевры – через многоголосие, отвлекающее от себя.
Похоже, совсем не случайно именно после этих строк случалась та Встреча…

Открыв Исток своей души,
Судьбы сотри морщины.
И если дышишь, то дыши,
Люби – да без причины.
Легко и чисто, как дитя,
Что с космосом едино,
Люби, но миру не вредя,
Держась у середины.
Творя простое волшебство
Легчайшим дуновеньем,
Люби, ища свое родство
С пронзающим мгновеньем.
Вмести, прими все полюса,
Благослови все встречи,
Явив на землю небеса,
И претворяя вечность.
Люби, сияй и проноси
Свет Жизни вне условий.
Люби, держась своей оси
И мир рождая новый.


Рецензии