К моей статье о лжегуманизме писателя В. Астафьева
Главный герой Астафьева читал, в числе прочего, Фридриха Ницше: "Сошнин много и жадно читал, без разбора и системы, в школе, затем дошел до того, чего в школах "не проходили", до "Экклезиаста" дошел и, — о, ужас! Если бы узнал замполит областного управления внутренних дел — научился читать по-немецки, добрался до Ницше и еще раз убедился, что, отрицая кого-либо и что-либо, тем более крупного философа, да еще и превосходного поэта, надо непременно его знать и только тогда отрицать или бороться с его идеологией и учением, не вслепую бороться, осязаемо, доказательно. Ведь как говорил русский ученый: "Искать что-либо, хоть теорию относительности, хоть грибы, искать, не пробуя, нельзя". А Ницше-то как раз, может, и грубо, но прямо в глаза лепил правду о природе человеческого зла. Ницше и Достоевский почти достали до гнилой утробы человечишки, до того места, где преет, зреет, набирается вони и отращивает клыки спрятавшийся под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий зверь".
По немецки читать я не научился, но к тому времени начали издавать Ницше на русском языке, и я решил последовать примеру Сошнина и принялся за чтение Ницше (и Достоевского). Я уже писал ранее (см. "Почему я зациклился на теме власовства? http://proza.ru/2020/08/28/1470), что Ницше, как ни странно, сыграл некую роль в моем обращении к христианству (православию). В том смысле. что его нападки на христианство вызвали у меня протест. Так что косвенно Астафьев с его "Печальным детективом" причастен к моему обращению к вере.
Тем неприятнее мне было разочаровываться в этом писателе. К сожалению, не в нем одном.
И да, оценку Фридриха Ницше, данную Сошниным (на самом деле Астафьевым), я считаю неверной в корне. Никакую правду о природе человеческого зла антихристианский философ Ницше не лепил. Полуправду — да, может быть (у него я встречал действительно интересные мысли), но не правду. Он был имморалистом. Одно из его сочинений так и называлось — «По ту сторону добра и зла».
Свидетельство о публикации №222050201391