Геополитические мотивы

       Геополитические композиции всегда претендовали на замысловатость, причудливость, фундаментальность. Одни инструменты вступают резко, другие пробиваются вкрадчиво, но, в целом, исполнители чаще всего стремятся сыграть что-то своё. А современный планетарный ансамбль и вовсе звучит противоречиво и угрожающе.
       Коллективный Запад на всех доступных сценах хором и сольно клеймит всеми возможными способами Россию, не прекращая продолжать получать из неё жизненно важные ресурсы: от углеводородов до редкоземельных металлов. Одновременно тот же Запад поставляет киевскому режиму все возможные вооружения, направляет своих инструкторов, специалистов спецслужб, а также разного рода «джентльменов удачи», «диких гусей», «серых волков» и прочую глубоко военизированную живность. И не совсем Запад тоже изо всех сил стремится сшибить себе  грошей на трагедии. Так, тысячи профессиональных турецких боевиков направляются в зону боевых действий: Анкара, помимо прочего, продаёт Киеву боевые беспилотники, боеприпасы к ним, но при этом назойливо набивается в главные миротворцы, рассчитывает существенно расширить зону своего политического влияния в Азии, стать ключевым центром транзита и распределения энергоресурсов….
       Война войной, а … табачок, как в очередной раз выясняется, врозь? И рубашка своя несравненно важнее чести, законности, чужих смертей и масштабных катастроф ...
      

       За реальными трагедиями военного противоборства и бурной шумихой на военные и различные около-военные темы идеологического, исторического, финансового и другого характера скрываются иные, более фундаментальные интересы. Впрочем многое, как раз, уже и не скрывается. Приличия и такт отброшены. Дипломатия сегодня подобна хлипкой дощечке на истончающемся весеннем льду над бездной исторического омута…  На первый план вышла жесткая сила, вековая ненависть, эскалация угроз, психическая неуравновешенность, ложь, и в основе всего – крутой замес хищного коммерческого интереса и жестокого политического цинизма.
      Вследствие многослойности объективных проблем и изощрённости искусственных провокационных вызовов мир всколыхнулся в негодовании, вспенились эмоции, накалились страсти…
       Однако далеко не все поддаются эмоциям: немало в мире весьма серьёзных людей, никогда не державших в руках ни винтовки, ни косы, ни гаечного ключа, но убеждённых всем своим опытом, что в эмоциях нет ни толку, ни навара. Да и не до чувств, когда нужно каждую минуту зорко следить за мгновенно меняющейся обстановкой, распутывать переплетение стремительных процессов, тщательно считать и рассчитывать, не допуская ошибок и собственных потерь, не упуская просчетов оппонентов и всех тех, кем получается манипулировать, играть, на ком можно поживиться.
       Мир остался тем же, что и был до сих пор. Во всяком случае, пока нервозная настороженность, самонадеянное недружелюбие, зависть, стремление присваивать чужое, хладнокровная «торговля угрозами», «коммерциализация страхов и бед» достаточно отчётливо просматривается во многих субъектах социальных отношений. Эта данность во все века заставляла самую просвещённую и миролюбивую часть человечества задумываться о совершенстве земного мироустройства.
       Сегодняшнее обилие сил и субъектов, готовых в корыстных интересах, нарушая, казалось бы, незыблемые общепринятые нормы, пустить в ход шантаж, обман, кулаки, дубинку, особенно – в отношении более слабого – неотвратимо требует перемен.

       И начинать менять мир нужно с себя.
       К сожалению, среди людей распространена привычка видеть главные проблемы и пороки только вовне, легко прощать свои «мелкие недостатки», «незначительные слабости». У многих индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений вошло в норму оправдывать свои ошибки – внешними условиями, чужим несовершенством, ненастьем, пятнами на солнце. Отсюда немало проблем и бед.
       Россия – не исключение.
       Но со своими особенностями. Со своим «авось», с киванием «украдкой … на Петра» (Ивана, Николая, Владимира, Иосифа, Никиту, Михаила, Бориса …), с надеждой, что «пронесёт», с наивным представлением о том, что у оппонентов должна «проснуться совесть», и они с пониманием отнесутся к российских проблемам и интересам уже потому, что мы же хорошие, беззлобные, мирные, отходчивые …  Неужели?
       Вера в лучшее, в благородство и гуманизм, надежда на здравомыслие и взаимопонимание, безусловно, замечательные и нужные качества. Без них люди теряют человечность. Однако не в любой ситуации они дают одинаковые результаты, и без рационального расчета, без тщательного самоанализа, без точного сведения баланса интересов, ресурсов, условий, перспектив не обойтись. И без тяжелейшего повседневного труда никак нельзя. Без ясного понимания ситуации и разного рода процессов, без потерь и лишений, без риска своих целей не достичь. Одного понимания мало, нужны практические результаты, понятные и конструктивные трансформации сознания, общественных отношений, институтов, инструментов, стиля работы.
       В период обострения угроз самому существованию страны, необходимость перемен в обществе и государстве представляется особенно очевидно.
       Куда уж очевиднее, если первые лица в Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе громогласно заявляют о том, что бои, происходящие весной 2022 года в Донбассе, под Николаевом и Харьковом, это их война с Россией, которую они намерены «разорвать в клочья», «уморить голодом»… И они же строго следят за тем, чтобы киевский режим продолжал смертельную схватку с русским обществом, а заодно, и со всей русской культурой до победы над ней коллективного Запада. То есть, до последнего … русского? В этом они, похоже, в глубине своего (по всей видимости, не слишком объемного) сознания не уверены. Защитники киевского прозападного националистического режима, по их бухгалтерским расчётам, переведутся быстрее. Отсюда истерика.
       А что с этим всем делать стране, ставшей объектом беспрецедентных нападок, угроз, изощрённого сильного давления?
       Для начала российскому обществу не помешало бы снизить градус эмоций, сосредоточившись на отчётливом понимании международных и внутренних процессов, ясном видении первостепенных целей, как можно более полном и качественном практическом выполнении наиболее важных задач. А государству, непосредственно отвечающему, как за всё вышеперечисленное, так и, в целом, за состояние общества, всей социальной системы, стоит быстрее и точнее просчитывать ситуативный клубок, энергичнее укреплять фундамент социальной активности и всесторонней мощи страны, что, несомненно, позволит действовать с большей надёжностью и эффективностью во внутренней и внешней политике, экономике, науке, военной безопасности и в настоящее время, и в перспективе. Важным залогом успеха стало бы освобождение властных и производственных структур от немалого числа жадных бездарностей, циничных интриганов, охочих до важных постов, кресел, финансовых потоков.
       При этом неплохо бы научиться не упускать из виду реальных целей геополитических партнёров и оппонентов всех мастей, масштабов, уровней; использовать все их слабые, а, по возможности, и сильные стороны, быть готовыми к их самым неожиданным и враждебным демаршам. Пора уже взять за правило: действовать без оглядки на капризы наших дорогих соседей по континенту, по планете. В самом прямом смысле чрезвычайно дорогих для российского бюджета, среди которых, как известно, нет и не может быть постоянных стратегических союзников. Не стоит бурно реагировать на их нелогичное нелепое морализаторство (не им учить нас нравственности), надуманные (иногда – специально для России) правила, их проблемы, ими же самими и созданные, требования уважать, а то и принять сомнительные, чуждые российскому обществу ценности, и, вообще, всякие вариации либеральных и псевдо-либеральных стенаний.
       Другими словами, недопустимо попусту тратить силы, средства, время. Они нужны для решения по-настоящему важных вопросов.
       Первый из них сегодня – военный. Нужно как можно быстрее победить коллективный Запад на фронтах по обе стороны Днепра, пресечь изуверское уничтожение русских, украинцев, чеченцев, татар, белорусов по обе стороны ненужного этим людям фронта. Фронта, сохранение и разжигание которого приветствуется западными финансовыми центрами, теми, что и спровоцировали этот кошмар, чтобы скрыть свои просчёты и преступления, продлить собственную гегемонию над значительной частью стран планеты.
       Другой не менее важный вопрос – политико-административный. В горячую пору перемен и чрезвычайно высокого всестороннего внешнего, а также и внутреннего давления на российский социум стоит как можно быстрее изменить парадигму государственного и местного управления, производственного администрирования, планирования. Требуется менять стиль руководства, меру ответственности, уровень профессионализма чиновников, капитанов экономики, руководителей СМИ. Да и сам состав федеральных, региональных, местных, производственных, медийных администраторов разного уровня требует постепенного обновления, повышения меры и форм взыскательности к моральным качествам должностных лиц, к их знаниям и опыту, кругозору, трудолюбию, работоспособности.
       Ещё один вопрос первостепенной важности – экономический. Многие специалисты убеждены в том, что в годы обострения цивилизационного противоборства экономика должна стать мобилизационной; во многом такой, какой она была в годы Великой Отечественной войны. Нельзя полагаться на рынок, тем более такой несовершенный, незрелый, условный, местами уродливый (коррупция свидетельствует об этом), каким его слепили прозападные пара-либералы. В современной российской экономике недопустимы неэффективность, низкая производительность труда, расточительство, бюрократическая неповоротливость. От своей экономики общество ждёт прорыва, самостоятельности, результативности, высокой конкурентоспособности. Для этого требуется включить в работу как можно более широкие слои всего народа России. Народ, наконец,  должен почувствовать себя хозяином страны, сполна ощутить свою ответственность за страну, действенную сопричастность ко всем её достижениям, трудностям, просчётам, преодолениям.
       Существует немало и других первоочередных вопросов, общих и частных задач, касающихся науки, образования, дипломатии, а также искусства, спорта, требующих как можно более оперативных и действенных решений.
       Наконец, важно решать ключевые мировоззренческие проблемы, формировать новую идентичность граждан России, позволяющие оздоровить общество, преодолеть разобщённость и социальное расслоение, обеспечить справедливость, учет интересов всех граждан страны, реализацию их энергии и творчества, обеспечение надёжного продуктивного взаимодействия.
       Самое главное, что нужно ясно понимать и помнить при решении любых задач: тяжесть и сложность испытаний, ожидающих впереди – неизвестна, но они точно будут. И их необходимо преодолеть. Альтернативы просто нет.
      
       России пристало, прежде всего, думать о себе и о своём народе, о своём настоящем и будущем. Но и остальной мир для нашей страны важен. Россия только в нём и способна жить и развиваться. Поэтому интерес к состоянию планеты, её экологии, направленности и качествам культурных векторов закономерен и необходим.
       Важно как можно более верно понимать планетарно-историческую сложность и непременно – соотнесённость с ней своих фундаментальных интересов. Пора перестать из века в век наступать на одни и те же политэкономические, нравственно-этические, культурно-исторические «грабли»…
       Ведь, в сущности, коллективный Запад, пока ещё достаточно могущественный, продолжает играть всё по той же – сочинённой несколько столетий назад лондонскими «композиторами», обработанной в прошлом веке вашингтонскими «аранжировщиками» – англо-саксонской геополитической партитуре. Сегодня несколько изменились инструменты, возникли неизбежные, соответствующие эпохе «вариации», но строго заданная тема западного превосходства и господства неукоснительно сохраняется. Партия России в этой партитуре – непрерывное «диминуэндо до полного затухания».
       А это недопустимо.
       У России своя оратория. И исполнять её следует торжественно, с достоинством.
       И многие лета.


       2 мая 2022


Рецензии