Московские рассказы 6

ЛОШАДИ-ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА(19).

Конечно,лошадей я видел с раннего детства и много.Даже в Москве тогда встречались цокающие по асфальту,запряженные в ломовые телеги,битюги,а уж про деревню и говорить нечего.На краю Федосьина стояла старая колхозная бревенчатая конюшня голов на двадцать,и многие деревенские(у Игоря Питкина даже бабка-тетя Шура Болявая,была там конюхом в молодости) брали с разрешения зоотехника лошадку с телегой или плугом-для личных нужд.Мы-пацаны вечно там крутились в надежде прокатиться с ветерком на каком-нибудь Кобчике или Майке,но то были простецкие неказистые на вид рабочие лошадки неопределенной породы,а попросту беспородные.Меня с младых ногтей,как говорится,тянуло к лошадям,где-то лет с пяти я уже вовсю разъезжал по деревне на костистой спине такого"аргамака",но настоящих лошадей я увидел позднее,перед самой школой,в Москве,в Парке Культуры им.Горького.
Мой батя там работал в качестве шеф-повара ресторана-поплавка,что был на вечной швартовке у Крымского моста.У отдыхающих в парке людей этот ресторанчик пользовался повышенным спросом-во-первых-на воде,прохладно в жару,во-вторых-кормили неплохо и недорого,и наконец-всегда имелось в продаже свежее пиво-Жигули,Рижское,Двойное Золотое,Портер-из отечественных,или чешский Будвар.Кстати,вкус у того пива был отличный,не хуже лучших западных сортов!
Как-то отец взял меня с собой на работу,видимо некому было со мной сидеть.Я от пуза наелся всякой вкуснятины,мороженого с клубникой,потом потолкался на палубе,затем отец дал мне три рубля и разрешил недалеко погулять по парку.Я был страшно горд и доволен-впервые без взрослого пригляда,да и сумма в моем распоряжении оказалась немалой-было на что гульнуть мальчонке...
Двинулся я по Пушкинской набережной в толпе отдыхающих"москвичей и гостей столицы",потом свернул к видневшемуся недалеко,т.н "чертову колесу",похожему на гигантское велосипедное,но с кабинками,набитыми людьми,там еще было много разных атракционов,но туда я так и не дошел,но вовсе не пожалел об этом.Увидел я странные машины,которые подъехали с набережной к площадке,посыпанной красным битым кирпичом.Открылись боковые двери длинных фургонов-прицепов,и по настилу стали сводить коней.И каких коней!Огромного(тогда мне казалось) роста,рыжих,гнедых,черных,как вороново крыло,лоснящихся под солнцем...Они раздували ноздри,фыркали,приплясывали,косили налитыми кровью глазами на людей,перебирали в нетерпении сухими,стройными ногами(каждая жилочка видна),а один жеребец вскинул голову с белой проточиной,распушил поднял хвост веером,и заржал могучим голосом,просвечивая розовыми ноздрями...
Не чуя ног от радости,позабыв обо всем на свете,я кинулся к этим сказочным красавцам.Так вот они какие-настоящие кони!Именно,кони!Их даже язык не поворачивался назвать просто лошадьми...Не я один был поражен красотой чудо-скакунов,мигом по периметру площадки собралась целая толпа зрителей,из их разговоров я понял,что приехали спортсмены-конники сборной,будут показательные выступления...Все шумно восхищались,а многих наездников называли по имени.Эти всадники были тоже необычайно красивы,под стать своим четвероногим партнерам.Одни-в красных пиджаках-рединготах и белых бриджах,с черной круглой шапочкой с козырьком на голове,другие -в элегантной офицерской темно-синей форме,парадных фуражках,третьи-в черных смокингах и цилиндрах.У всех на ногах высокие ярко начищенные сапоги со шпорами.Они быстро разобрали своих питомцев,взнуздали,подседлали,перемотали ноги белыми бинтами,некоторые вместо бинтов надели кожаные накладки со множеством пряжек,и легко вскочили в седла.Для меня это было так необычно и интересно-мелькание сильных жилистых рук,поскрипывание кожи,звяканьье железа-во всем чувствовалась слаженность,класс,мастерство.Меня это зрелище так приворожило,что я стоял,задрав белобрысую голову и разинув рот,пока какой-то высокий,улыбчивый дядя в офицерской форме,не взял меня подмышки и не вскинул прямо в седло своего коня.Ух,ты!Сидеть в настоящем спортивном седле,на большом гнедом коне с черной гривой,переплетенной крест-накрест белыми ленточками.Надо ли говорить,.что я был на седьмом небе от счастья....
Но дали команду,я оказался опять на земле,а всадники в ряд выехали на площадку под звуки оркестра,расположившегося тут же на зеленом газоне.Началось выступление.Много чего показывали мастера-конники.То ездили по периметру,то заставляли своих коней менять на ходу ноги,то бежать испанским шагом,высоко поднимая ноги,то принимая боком-от угла до угла площадки,то кружились в такт музыке.Это называлось выездкой.Потом были расставлены разноцветные деревянные препятствия,через которые начали прыгать другие всадники.Кони взлетали над перекладинами выше моей головы,поблескивая подковами,приземлялись вздымая красную крошку,чтобы через несколько скачков вновь взмывать вверх...Мне разом вспомнилось,как мы считали верхом шика,поднять конягу на "свечку",а тут такое творится!Расскажу ребятам-не поверят!
Долго ли,коротко ли простоял я там,но запала мне с того дня мечта-стать вот таким же спортсменом-конником!
 
С ОТЦОМ(20).

Мой батя(так я его обычно называл)-мужчина видный.Высокий,сильный,уверенный в себе.Кажется нет ситуации в жизни,которая могла бы его смутить.И я с ним чувствую себя надежно,спокойно,даже в таком многолюдном городе,как Москва.Для этого детям и нужен отец!
Сегодня мы вместе с ним едем на Кутузовку(Кутузовский проспект),в большой магазин "Природа",там продают различный инвентарь для сада-огорода.Такие поездки-это здорово!Новые места,новые люди,впечатления...На отце светлые брюки,с отглаженными стрелками,коричневые сандалии,нейлоновые узорчатые носки,ремень с перламутровым ромбиком пряжки,голубая,тонкая рубашка с отложным воротником,рукава засучены до локтей(батя не носил рубашки с коротким рукавом,из-за дурацких наколок на плечах).Он идет неспешно,покуривая свой неизменный "Беломор"...Я тоже одет по-летнему(сегодня жарко)-в тенниске,коротких штанишках,сандалях и полосатых носках,выгоревшие на солнце волосы прикрыты белой х/б панамкой.Я некурю,еще мал,я ем мороженое,зажав вафельные бока и слизывая языком мягкий пломбир.В руке у меня зажата квадратная сумочка из кожзаменителя на молнии.Если ее расстегнуть,то сумочка превращается в большую нейлоновую сумку-нам под покупки.
От шумного Киевского вокзала до Кутузовки,через зеленые тенистые скверы,мимо "Гастронома на углу Дорогомиловской улицы,мимо новых кварталов желто-кирпичных домов-выходим прямо к мосту через Москва-реку.Справа длинный современный дом с магазинами по первому этажу,с огромными стеклянными витринами.Один из них,посредине,и есть "Природа".Напротив,через проспект-высится шпиль гостиницы "Украина".Сегодня все сверкает,сияет,голоса и гудки машин раздаются далеко,гулко.Тут царит солнце,а во дворах-тень,прохлада,летом в Москве малолюдно,все разъехались на природу.Ну а мы приехали с природы в эту "Природу"
Ооо!Чего тут только нет!Тяпки,мотыги,культиваторы,семена,веревки,какие-то сложные механизмы.Зал искусно оформлен зеленью,пнями,корневищами вырезанными,поделками из соломки,камня,коры.Все в зелено-коричневом тоне,поют птицы в подвешенных клетках,журчит вода в мини-фонтане.Тут прямо райский сад,прохлада,жужжат потолочные вентиляторы...Я любуюсь на ножички,какой мальчишка не любит ножи!Уговариваю отца купить мне вон тот-кривой,с толстой деревянной ручкой,как у пиратов(вообще-то написано -нож садовый для окулировки),то-то ребята позавидуют!Еще отец покупает гвозди,тяпки,лопаты,еще что-то...В такие дни он безотказен,проси что хошь!
На обратном пути мы останавливаемся перевести дух у пивного ларька,батя заказывает себе огромную кружку жигудевского,а мне- почти такую же сладкого,почти черного кваса,холодного,с пенкой,залезшей прямо в нос...Ухх!Хорошо!!!Скоро будет электричка,после дневного перерыва,поедем до Мичуринца,а там пешком через поле к нашей деревне.Там бабуля с Наташкой,мама,как всегда,на работе...Хороший день!

ЭЛЕКТРИЧКИ(21).


Смешное название,не правда ли?Русские люди любят всему придумать свое название-смачное,точное,веселое!Ведь пригородные электропоезда появились не так давно,а трудно уже представить подмосковный пейзаж без бегущей по рельсам электрички,подбадривающей себя пронзительным свистком.Многие тысячи жителей пригорода везут эти "зеленые колбаски"по разным надобностям в столицу-на работу или учебу,по служебным делам или за покупками.Этот вид транспорта не похож ни на какой другой-ни на троллейбус или трамвай,ни на поезд метро.В электричках свои порядки,особенности и колорит.Даже люди,их поведение,лексикон имеют особый характер.
Места занимаются прочно,надолго и основательно.Тут не уступят даже старикам,кому охота стоять часа два в пути.Вещи- под ноги или на верхние решетчатые багажные полки.Можно есть,спать,читать,играть в карты(хоть азартные игры и запрещены),петь,пить,спорить-короче все!Курят в тамбурах,да так,что и в вагонах не продохнуть.Во времена моего детства хотя бы не было нищих попрошаек и троговцев розницей,но все равно много ехало в вагонах всякой шпаны-алкаши,инвалиды,бродяги...Тут ухо надо держать востро!Объегорят в момент!Много конечно и дачников,особенно перед выходными-с саженцами,лопатами,рейками-досками,рюкзаками.Пенсионеры все поголовно с сумками-тележками.Многие шуршат газетами,читают,разгадывают кроссворды.Работяги навеселе,громко матерятся,вспоминая события прошедшего дня,раздают хлесткие эпитеты в адрес начальства,навзирая на ранги и чины-от местного бугра-бригадира до высшего руководства страной.
В дальних электричках,особенно зимой,воздух в вагоне спертый,тяжелый,детишки пищат,взрослые спят или спорят пьяно.Потные,осоловело-тепые лица .Под потолком сквозь грязно-тусклые колпаки светят устало лампы.За окном проносится темь,прорезаемая,словно ножом,светящимися квадратами окон несущейся электрички.Стучат дробно колеса на стыках рельс.Мелькают подмосковные полустанки,темный частокол леса иногда раздвигается,чтобы среди полей мигнули огнями фермы,поселки,деревни.Дорога...
Сейчас все привыкли к скоростным,просторным электропоездам,насыщенным гидравликой,пневматикой,автоматикой,бегущей строкой информации,а тогда были совсем другие электрички-тесные,с деревянными переплетами окон,сиденьями из реек,дверями,задвигающимися вручную...Эти двери делали посадку и высадку пассажиров весьма интересным зрелищем,Попробую его воспроизвести...
Киевский вокзал.Отходит битком набитая электричка,скажем в Нару или еще дальше-в Малоярославец или Калугу.Расписание одно,а на деле совсем другое!Не поймешь-где какой путь и что куда и во сколько отходит.Толпа опаздывающих мечется туда-сюда,злобно огрызаясь на невнятное бормотание диктора диспетчерского пункта.Та обьявляет о чем угодно,только не время и номер пути....Но вот одна из электричек трогается и за ней стартует группа отставших пассажиров.Они с разной степенью резвости и ловкости догоняют уходящий состав и сигают прямо на ходу,благо двери вагонов раздвинуты-их услужливо держат полупьяные мужики и ребята,смолящие в тамбурах дешевые сигаретки.И стар и млад заскакивают вместе с мешками и сумками.Задний кондуктор горомко материт этих каскадеров,но и в его дверцу вламываются отдельные представители группы преследования...Кое-кто из молодежи специально дожидаются отхода электрички,чтобы с ухарскими воплями заскочить в вагон,как говорится "на полном скаку".Да,рановато у нас в стране отменили кавалерию,уж больно народец-то лих!
Но случались и совсем невеселые истории.Кто-то,помчавшись за электричкой,не заметил,что кончился перрон,и смаху рухнул на прокопченный дочерна щебень.Удастся ли что с него собрать-неизвестно!Другой,промахнувшись,попал ногой между перроном и поездом,кого-то вытолкнули за борт попутчики.У некоторых вырвали на ходу сумку,портфель,шапку...Веселого мало!
Не менее занимательно приходило и прибытие электрички.Двери уже загодя распахнуты,на подножках гроздьями висят спешащие на работу все те же рисковые парни и мужики(бывали и бабы пошустрей).Они с поразительным бесстрашием сыпятся горохом на набегающую платформу,кто-то падает,споткнувшись,но его рывком подхватывают дюжие руки,а поток уже набирает скорость-многие лезут на соседний перрон через тамбуры стоящих параллельно составов,если их нет-прыгают на пути и лезут наверх все с той же обезьяней ловкостью.Зачем,спросите вы?Да чтобы успеть до толпы в метро,до давки у турникетов,до медленного шагания вереницей по островкам перронов.В такие моменты некоторые ухари осмеливаются обгонять толпу приехавших пассажиров по самому краю платформы,за что нередко оказваются случайно и намеренно сброшены на рельсы выставленным локтем или кулаком соотечественника...Я сам был свидетелем того,как один мужичок за секунды до отправления поезда уронил что-то нужное в щель между перроном и полом тамбура.невзирая на смертельную опасность,он полез доставать под колеса,которые в любое мгновение могли начать вращаться и стать ему последним ощущением в жизни.Но,слава Богу,что электричка не тронулась вовремя,мужичок благополучно вылез-весь в грязи и пыли и с идиотской радостью на лице...
Весь этот кошмар закончился в начале 70-ых,когда появились пневматические двери,глухая верхняя ступенька,другая конструкция оконных фрамуг и переходов между тамбурами...А электрички и по сей день остаются самым популярным,хотя и не самым любимым видом подмосковного транспорта!

ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ(22).

Когда мне было лет пять,я. уже вовсю помогал отцу по хозяйству.Помощь конечно была пустяковая-подать,принести,поддержать,но батя этим гордился-вот мол,уже мужичок растет!
В один из декабрьских дней,отец что-то прибивал на крыше "двора"(сарая-мастерской),а я ковырялся с лопаткой в сугробе.Мама была на работе,бабушка в доме кашеварила...По просьбе отца я полез к нему по крутой лестнице наверх-подать гвоздей.Когда стал спускаться,задом вперед,то поскользнулся на обледенелой ступеньке и сорвался вниз,с маху ударившись головой об мерзлую землю,а может кирпич,вмерзший в лед.Все вспыхнуло в глазах и навалилась такая тошнота и дикое головокружение,что я заверещал благим матом...Папик мигом слетел вниз,перепуганный насмерть и зачем-то принялся меня бегом возить на санках по сугробам(зачем,он потом так и не смог обьяснить)Я по сей день помню то ужасное,даже гадкое состояние.Сколько отец меня возил не помню,но потом я оказался на диване в комнате....Голова отекла,под кожу налилась какая-то жидкость-как оказалось я получил перелом левой теменной кости...Бабушка конечно в слезах,а вечером мама сильно кричала на отца,а он только виновато разводил руками....Однако меня никуда не повезли,так как к утру мне значительно полегчало,а еще через пару дней я уже потихоньку гулял на улице.В Москву вернулись мы через неделю,и там тетя Вера дала нам жару,под вечер приехала "скорая" и меня отправили в больницу.Почему мои родители так сразу не сделали сказать трудно,но наверное сказалась определенное недоверие к врачам и больницам,присущее простым людям,а может обычное русское "авось".Что касается меня,то для меня это было катастрофой,так впервые я оказался вдали от дома и родных,в чужой,мрачной обстановке,к тому же ночью....
Больница,где я оказался,была знаменитой Морозовской детской(№1 в Москве),что была еще до революции построена богачом Саввой Морозовым у нас в Замоскворечье,на Коровьем валу.Палаты большие,с высокими окнами,за которыми синевато мерцают ночные фонари,двери,полуоткрытые в коридор,холодноватое накрахмаленное белье...Рядом несколько кроватей,на которых спят такие же ребятишки,каждый со своим горем-кто в нос монету засунул,кто гайку проглотил,кто,как и я-с синяками,сотрясениями,ушибами.Одна девоочка с обожженной до коричневого цвета попкой-села в таз с кипятком.....От всего этого я горько заплакал в подушку и заснул.
Утром нас разбудили няни-умываться,завтракать-чай,каша и хлеб с маслом.Потом был обход-важные дяди и тети в очках и белых халатах осматривали нас и назначали курс лечения.Наша палата считалась тяжелой,родителей сюда не пускали,что было особенно мучительно.Но прошло несколько дней,мы перезнакомились и играли в машинки,куклы или слушали всем скопом сказки,которые читала нам старенькая няня.Нянечки наши были добрые,как наши бабули,но их тех,кто помоложе,оказались и не очень добрые и даже очень недобрые люди.Они грабили наши передачки,что присылали нам наши родители,все вкусное и ценное изымалось,а нам всем поровну выдавались самые пустяки,а иногда и ничего не доставалось...Я этого не знал и плакал по ночам от обиды,что родители меня забыли и не едут и даже не присылают гостинцев...А в действительности и мама и папа привозили и передавали через медсестер целые кучи игрушек и разной вкуснятины-яблоки,мандарины,мои любимые козинаки,сосульки на палочках и даже большую новую лошадь-качалку из папье-маше...Позже,уже после Нового Года мама узнала о пропаже передачек и устроила вместе с другими мамами большой скандал,но пока мы встречали наш любимый праздник впервые не в домашнем уюте,а в больничном холле,где для нас нарядили живую елку,и няня носила нас -маленьких,на плечах смотреть хороводы,которые с песнями водили ребята из старших палат...Но все равно мы квасились,было грустно,хотелось домой-к бабуле,к праздничному столу,к нашей елке,пахнущей морозным лесом,с подвешенными к веткам конфенками и мандаринами,с китайскими самодельными фонариками из бумаги...И конечно хотелось бабушкиной или маминой стряпни,а не больничного водянистого пюре с крошечной и безвкусной паровой котлеткой или надоевшего всем киселя из клюквенного концентрата,такого густого,что слипались губы....Но это все были детские капризы,вполне понятные,а по честному,мы должны были сказать большое спасибо врачам,нянечкам и сестрам за то,что они нас лечили от наших болячек!
Мне сделали т.н "пункцию"-прокол позвоночника толстой иглой со шприцем.Для этого меня согнули колесом,протерли место спиртом и взяли пробу спинного мозга.Больно не было,просто все онемело,а потом страшно чесалось место прокола.Чтобы я не чесался,меня на пару дней привязали к кровати бинтами-за руки и за ноги.Вот уж когда мне хотелось поорать,но я все же вытерпел,не совсем уж я трус и плакса!Зато опять шум подняла моя мамуля-оказывается операция была вовсе не безопасной,и ее надо было проводить с согласия родителей....Но,слава Богу,все обошлось!Анализы оказались неплохими,врачи сказали,что со временем,с ростом и развитием костей,последствия травмы исчезнут.Еще сказали,что я родился в рубашке и определили к выписке.И вот,6 января 1962 года, родители с радостными лицами и моей одеждой пришли меня забирать.Я был рад до слез,которые стояли в глазах и никак не хотели высыхать.Попрощавшись в ребятами и нянечками,,я вышел на улицу,где меня встретил непривычно морозный январский воздух,синее небо,голуби,толпы народа у метро "Добрынинская",новогодние украшениия в витринах.Родители сразу накупили мне кучу подарков ,любое мое желание наверное исполнили бы,так были рады моему выздоровлению,но у меня тогда было одно желание-домой,скорее домой!Вот и наш 1-ый троллейбус идет через площадь,но папка широким жестом тормозит такси с зеленым глазком-поехали сына!
Ночь на Варшавке.Все угомонились наконец и спят крепко.Я смотрю на стены,в рисунке обоев мерещатся чьи-то фигуры,лица,носы,на высокий потолок,который крест-накрест перечеркивают вспышки трамваев с грохотом спускающихся с Зеленых гор.Если подойти к окну и посмотреть с подоконника вниз,то увидишь ночное шоссе,редкие освещенные окна в доме напротив,безлюдный двор,за которым светятся окна фабрики-работает ночная смена,а еще дальше,за Москвой-рекой -всполохи,гул и дым-там наш автогигант "ЗИЛ".Вспомнилась наша больничная палата,казенные койки,другие запахи и звуки...Нет,дома хорошо!
Еще долго после сотрясения меня тошнило и укачивало в транспорте.На троллейбусе я не выдерживал больше двух остановок,тянул маму к выходу,чтобы на улице стоять бледной рыбой с разинутым ртом и дышать часто-часто...Однако с годами это наблюдалось все реже,и лишь отдельные,особенно вонявшие бензином и выхлопами такси доводили меня до рыбьего состояния...

 
 


Рецензии