В память о Сахалинских друзьях

В память о Сахалинских друзьях-
сослуживцах моих родителей …

«Из года в год святой памятью
этот праздник соединяет
в единую «повязь» тех,
кто был, кто есть и кто будет»
(Елена Довнар-Запольская, фольклорист).

 
Сегодня, 3 мая 2022 года, Радоница – День поминания предков. И мне захотелось поделиться с Вами, друзья, коротким рассказом о службе моего отца и о моей службе на Дальнем Востоке, а конкретнее, на Сахалине.
Важно не прервать связь поколений наших родителей, а потому решили мы с женой написать об их жизни на Сахалине.
Молодость и влюблённость друг друга связали моего отца Платунова Петра Яковлевича и мою маму Оленеву Анастасию Павловну накануне войны. 16 апреля 1939 года они поженились в г.Бийске Алтайского края. И было тогда им по 19 лет.
Маленькая Настя попала в Бийск после того, как её родители умерли от голода в Уральской области, а её с двумя сёстрами определили в Бийский детский дом, где ей пришлось прожить 14 лет.
У Петра Яковлевича была мать Устинья Герасимовна, а мужа её,  Матвея Сергеева, убили казаки во время гражданской войны. Платуновым Петром Яковлевичем мой отец стал по отчиму.
После женитьбы началась совместная жизнь моих родителей, и по жизни шли они не простым путём.
В 1939 году Пётр Яковлевич окончил Иркутское военно-техническое училище. Когда началась война, он просился на фронт, но ему отказали, объяснив отказ необходимостью наличия войск и на Дальнем Востоке.
А в 1945 году его с семьёй отправили служить на Сахалин в пос. Смирных (ранее Котон). Мне к тому времени исполнился год. В 1946 году у меня появилась сестра Алла. ЗАГСа в Смирныхе тогда не было, поэтому местом её рождения записан г.Южно-Сахалинск.
И начали семьи военных обустраиваться: строили землянки, помогали друг другу. Как рассказывала впоследствии мне мать, «Было трудно, голодно, холодно, но мы были молоды и вместе с мужьями стойко переносили все тяготы и трудности той нелёгкой жизни»
Вот, что написала на обороте сохранившейся у нас  фотографии, подруга моей матери: «Тасе в память о вместе прожитых мученических годах в погоне за своими мужьями. Мария. 1943-1945»
Так что были «декабристки» и в то суровое, тяжёлое время для нашей Родины.


Поделились с Вами, друзья, в надежде, что вдруг наши эти воспоминания  увидит кто-то из детей, внуков или правнуков тех замечательных наших Сахалинских друзей, с которыми свела нас  военная судьба.

Ну, а меня эта военная судьба дважды испытала на холод: первое – служба отца на острове Сахалин в посёлке Смирных в 1945-1947 годах; второе – моя служба на Сахалине в течение 9 лет (с 1982 по 1991 годы) в п.Смирных и в п.Сокол.
А так как наши воспоминания связаны с Радоницей, то нельзя не вспомнить тех моих сослуживцев по Сахалину, которых уже с нами нет: это лётчики Шаламов, Попов, Александр Бодяк. Умерла Татьяна, жена зам. командира нашего ОБАТО (п.Смирных, в/ч 62478) Пяткова Александра Фёдоровича, и он без неё не смог долго прожить: успел получить звание подполковника будучи командиром ОБАТО, не принял условия перестройки Горбачёва и ушёл из жизни. Сейчас мы общаемся в «Одноклассниках» с Валентиной Макаровой, муж которой Вадим Макаров был майором КГБ в/ч 74420 (п.Сокол), и которого тоже уже нет с нами.
Вот и наше поколение потихоньку уходит в мир иной. В п.Смирных уже нет аэродрома, нет воинских частей, в которых мы служили. Но те, кто служил на Сахалине, продолжают общаться в ИНЕТЕ, делиться воспоминаниями о совместной службе, о нынешней жизни, событиях, о семьях, о детях и внуках.
Светлая память друзьям, которые ушли из жизни. А тем, кто ещё живёт, растит внуков, желаем здоровья. оптимизма, активной жизненной позиции!!!


Юрий Петрович Платунов,
Светлана Николаевна Платунова (Румянцева),

Беларусь, г.Минск, Степянка, 3 мая 2022 года


Рецензии
Смотрю на фотографию и думаю: как похожи девушки того далёкого времени - причёски, серьёзные лица и даже черты лица.
Моя мама и её сестра фотографировались примерно в это же время. Надо будет привезти из дома их фотографии.

А про службу на Сахалине есть у меня такая история:

http://proza.ru/2018/05/07/1494

Кстати, мой свёкор после войны был направлен на Дальний Восток, в Кяхту. Там родился мой муж.

Тамара Залесская   03.05.2022 00:31     Заявить о нарушении
Мои любимые Отец и Мать.
Как бы их хотелось
обнять, обнять ...

Юрий Платунов   20.06.2022 02:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.