Духовно-историческая память. Гл. 2

        Духовно-историческая память.
       Глава вторая «В Мир Духовный возносясь…»

 Этот Образ Новомучеников здесь не единственный, конечно,  -  предстоят со ангелами перед Троном Спасителя, словно в Деисусном чине, всей Россией когда-то почитаемые Митрополиты - Владимир Киевский и Вениамин Петроградский. И взирают на нас с Образа, как и во всех ныне святынях православных, Царственные Великомученики.               
Да не раз уже говорили мы о том, что должно претерпеть  ещё  много боли душевной, пока сможет народ православный  относиться к ним, как к Мученикам, от рук нечестивых императоров языческих смерть принявших, как к русским Святителям и Князьям…
  Конечно, как не быть здесь Образу Троицы?! Образ Этот в рост человеческий – вернее  выше его.
Образы Преподобного Радонежского и Святителя Мирликийского  - да разве в самом малом храме на окраине удалённого от Столицы села может не быть их?! Как и образов Князей-Воинов - прадеда и правнука, гнавших супостата с Земли Русской на Неве, Чудском озере  и поле  Куликовом. Как и Образов Святителей Столицы Православной,по молитве и мудрым деяниям которых сохранилась Москва.  А иногда  ценою жизней Святителей… Как и  Образа Заступницы Земли Русской, от Казани имя своё получившего. 
 В притворе роспись настенная из Ветхого Завета и притч, которыми Сам Спаситель апостолов и народ весь поучал.  И Заповеди написаны, Пророку Моисею Самим Господом дарованные. Вернее – всем нам и на все времена... 
Пространство Святыни бирюзового цвета словно неизмеримо и внутри.  Как будто входишь постепенно в Пространство Иное – Таинственное – от входа едва видимое. Словами не передать – увидеть должно и погрузиться…Так ведь и являет собою любой храм православный нераздельную связь мира земного - мира дольнего с Горним.                И устремление к «сферам духовным» - к Небесам…
 Сколько уже о русских святынях Столицы и окрестностей её сказано – потому остановимся напоследок  около нескольких Образов Пречистой.
Мудрое до такой глубины, что «дна не достать», Имя - Утоли Моя Печали. Она Заступница от всех перипетий пути земного. В честь Образа Сего  основала когда-то Княгиня Шаховская больницу, чтобы раненых выхаживать, и общину церковную. Ныне редко, где нет Образа Пречистой, что держит на руках не только Божественного Младенца, но и свиток как воплощение мудрости, познаний духовных…   
Напоминание о том, что Матушка Божия за нас, слабых и грешных, перед Сыном Своим заступается, даже тогда, когда наказать вроде бы надо – по делам, по справедливости. Так было однажды и с афонскими монахами, когда дух Обители оскудевать начал – и подошли по морю к самой Горе вражеские суда. Написано на Иконе, как хочет Она предупредить об опасности, а Младенец Христос уста Её замкнуть пытается.  Но всё же упросила Матушка Божия. И монахи после того вразумились. А зовут  Образ Сей – Отрада и Утешение. Он ныне тоже во многих храмах пребывает…
 Два Образа Ея, словно друг на друга «смотрящие» - Образа, очень похожих. Только                у одного из них кровь на щеке. В далёкие годы иконоборчества ударил по щеке Образ Матери Божией обезумевший воин, в дом вдовы в Никее ворвавшийся. Да кровь увидев,                в миг вразумился – и посоветовал Икону спрятать. А после плыла она по морю – стоя плыла к Горе Афонской.  Её ещё Благой Вратарницей именуют  - потому что так Матушка Божия решила, чтобы Образ Ея Многострадальный на вратах Обители Святой пребывал.
Пред Образом, столь на Руси любимом, в самом центре Столицы, в самом центре России непрестанно молитва возносится – за всё Отечество наше.  Этот Образ Иверским именуют. Неслучайно названа в поэзии Икона Сия «Иверским Сердцем»…   
Впрочем, мы уже не раз об Образе этом беседовали в самых разных «контекстах», как и о том, что напортив. Тоже имя удивительное и глубиною смысла, и благозвучием – Скоропослушница. Пред Образом Этим вразумился и исцелился монах – от лености прежде всего. А после разрешился по молитве отца семейный конфликт, связанный                с возвращением в Церковь после многолетнего духовного запустения.
Матушка Божия! Не отыми от нас, неразумных, Покрова Твоего…
Ну вот и всё, наверное. Остаётся ещё по выходу из Храма обозреть пространство                и увидеть почти напротив Храм Святителя Московского Алексия, имя которого                с Преподобным Сергием неразрывно связано. А с другой стороны Монастырь, «смиренным» Андроником созданный. Ныне там Музей Древнерусского Искусства, что                с Храмом Спаса Нерукотворного много лет соседствует, а у ворот памятник Иконописцу, Образ Троицы в красках воплотившему. И Образ Самой Троицы                в маленькой беседке.
Немного подальше Часовня Проща – напоминание о том, как вышла братия монастырская любимого настоятеля - Сергия  в Новгород проводить по очень важному для всей Руси делу. А дальше за огромным стеклянным «небоскрёбом» Святыня, возведённая в честь Священномученика Василия Лубянского (Проферансова). Там станция метро с «атавистическим» названием Площадь Ильича. Если уж осталось  название это, так пусть будет словно «оспинка» на теле после прививки, от страшной болезни безбожия спасающей…
 Ныне здесь всё напоминает о Троице и Преподобном Сергии, об учениках Чудотворца Радонежского и Святом Митрополите, жену хана исцелившем и послабление от ига для Руси получившем…
Обретают по Милости Божией улицы и площади имена свои изначальные, которыми от святынь православных наречены были.
А потому обратимся перед прощанием в молитве, хорошо многим известной:
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.   
 
      
    


Рецензии