Битва за небеса, часть 21
Начиная со 2 марта 1965 года, кампания бомбардировок Северного Вьетнама получила название «Роллинг Тандер» («Раскаты грома»). В ней участвовали тактическая авиация ВВС, палубная авиация авианосцев и авиация морской пехоты.
Для бомбардировок Северного Вьетнама в 1960-е годы США использовали многочисленные типы самолётов, но основными были три:
1. Истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-105 «Тандерчиф» («Громовержец»). Летал на дальность 1 252 км с максимальной скоростью 2 240 км/ч. Брал на борт до 6,4 тонн бомб. В принципе мог использоваться и как истребитель, и как штурмовик, но лучше всего показал себя как штурмовик. Служил в тактической авиации ВВС.
2. Истребитель-бомбардировщик Макдоннелл-Дуглас F-4 «Фантом». Летал на дальность 680 км с максимальной скоростью 2 370 км/ч. Брал на борт почти 8,5 тонн бомб. Прекрасно показал себя и как истребитель, и как штурмовик. Служил в тактической авиации ВВС, в палубной авиации и в авиации морской пехоты.
3. Штурмовик Дуглас А-4 «Cкайхок» («Небесный ястреб»). Летал на дальность 1 867 км с максимальной скоростью 1 083 км/ч. Брал на борт 3,9 тонн бомб. Использовался только как штурмовик. Служил в в палубной авиации и в авиации морской пехоты.
Все американские боевые самолёты, используемые для бомбардировок Северного Вьетнама, имели исключительно мощное вооружение, как ударное (бомбы всех видов и напалмовые баки), так и для борьбы с вражескими истребителями (ракеты класса «воздух-воздух»). Отличались они и самым передовым, для своего времени, бортовым радиоэлектронным оборудованием.
В ходе бомбардировок Северного Вьетнама боевые самолёты тактической авиации ВВС, палубной авиации и авиации морской пехоты взаимодействовали с самолётами особого назначения – двухмоторными Дуглас EB-66 «Дестроер». Оснащённые большим количеством особо сложного электронного оборудования, они предназначались для ведения радиоэлектронной разведки.
Но американская авиация, совершавшая налёты на Северный Вьетнам, была не только оснащена по последнему слову науки и техники. Её личный состав получил превосходную боевую подготовку, а среди командиров было немало ветеранов Второй мировой войны. Одним из таких ветеранов был полковник ВВС Робин Олдс (1922–2007). В годы Второй мировой войны он сбил 13 немецких самолётов, а во Вьетнаме командовал крылом (то есть полком) истребителей-бомбардировщиков.
И на начальном этапе войны Северный Вьетнам был совершенно беззащитен против такого грозного противника. Американской воздушной мощи он мог противопоставить только устаревшую зенитную артиллерию времён Второй мировой войны, крупнокалиберные пулемёты той же эпохи и стрельбу по самолётам из лёгкого стрелкового оружия.
Неудивительно, что на начальном этапе войны господство авиации США в небе Северного Вьетнама было полным, американские пилоты спокойно бомбили со средних высот, почти не встречая сопротивления.
То, что тогда происходило в небе Северного Вьетнама, очень напоминало колониальные войны XIX века, когда небольшие, но прекрасно вооружённые и обученные отряды англичан и других европейцев без малейших проблем громили огромные, но нестройные и очень слабо вооружённые рати своих азиатских и африканских противников. Яркий пример такой колониальной войны – битва при Омдурмане (Судан) 2 сентября 1898 года, когда 8 200 англичан и 17 600 их союзников-египтян наголову разгромили 52 000 суданцев-махдистов, потеряв 48 человек убитыми. А противник оставил на поле боя примерно 12 000 трупов!
Продолжение следует...
Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или 2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.
Свидетельство о публикации №222050200428