Заявка на научное открытие

       Рассмотрим ситуацию. Предрассветные часы, когда, по уверениям метеорологов, температура наружного воздуха достигает наименьших величин (по-видимому, и внутри зданий и сооружений тоже). На ложе сна покоится человек – гендер не важен. Всё тело покрыто тёплым одеялом, из-под которого выпростана одна лишь рука. Предполагаем, что разность температур между рукой и вообще пространством тела под одеялом как более тёплыми поверхностями и выпростанной рукой как более холодным участком есть источник образования внутреннего, физиологического, особо ценного “электричества”. На каком основании? – Исходя из того хотя бы, что в рамках проектов “Альтернативной энергетики”  рассматривается так называемая “Энергия температурного градиента морской воды” (англ. Ocean Thermal Energy Conversion) — один из видов возобновляемой энергии, позволяющий получать электроэнергию, используя разницу температур на поверхности и глубине Мирового океана. (Из “Википедии”, “зашквар”, признаю (:-((). А в мире, как известно, всё взаимосвязано и, в сущности, едино: “Что вверху, то и внизу”; “Что в большом, то и в малом”; “Всё содержится во всём”; “Человек есть микрокосм, как в капле росы, отражающий в себе всю сложность и необъятность Макрокосма”. (вар.: “отражающий в себе безбрежный океан Галактики”; можно было бы написать “безбрежный океан Вселенной”, но “Галактики” звучит определённо лучше; даже не могу объяснить, почему, но “определённо”) etc.
 
       Именно оно, это “электричество” особого рода, выработанное самим организмом, а не привнесённое извне, выступает – наряду с “химией”, представленной в основном нуклеиновыми кислотами и белками, – необходимым условием и “двигателем” практически всех мозговых процессов. (Не исключено и такое распределение функций: “электричество” – сила, приводящая в движение все механизмы мозга; “химия” в лице РНК и белков – горючий материал, топливо. Впрочем, в рамках данного рассуждения это не столь уж и важно).
 
       Чем больше “электричества” – тем выше интенсивность и продуктивность данных процессов, тем “более лучше”, “качественнее” результат на выходе – в виде написанных стихов и прозаических произведений, составленных компьютерных программ, успешно решённых технических, управленческих и всяких иных проблем.
 
       То есть с целью повышения активности различных участков и областей головного мозга желательно и целесообразно создавать максимальный “температурный контраст”; насколько это возможно, увеличивать разность между температурой различных участков тела. По-видимому, чем далее последние отстоят друг от друга, например, оконечность большого пальца ноги и крайняя точка указательного пальца поднятой кверху руки и чем больше температурная разница между ними, тем, соответственно, и больше “электричества” продуцируется в организме. Необходимо всячески это практиковать. И в свете этого новая молодёжная мода, когда щиколотки остаются обнажёнными даже в сильные морозы – по-своему оправданна и даже мудра. Но важно при этом постоянно носить тёплый головной убор, чем многие молодые люди, к сожалению, пренебрегают.

       Ценность предлагаемого метода повышения и улучшения высшей нервной деятельности состоит, по-видимому, ещё и в том, что процесс выработки физиологической, латентной электрической энергии можно контролировать, им можно управлять – опять же, за счёт произвольного повышения / понижения температуры различных участков тела, создания температурных контрастов различной амплитуды и интенсивности. Химические же явления, определяющие процессы мышления, насколько можно судить, поддаются внешнему воздействию и регулированию в значительно меньшей степени. В частности, утверждается, что “работающий нейрон за несколько часов или даже минут способен увеличить количество своей РНК на 30–40 процентов”; “Я держу ручку, пишу, и в это время нуклеиновые цепочки нервных клеток моего мозга, тех самых, что двигают мою руку, усиленно шевелятся, утолщаются, сокращаются…” (Владимир Леви “Охота за мыслью” – М., “Молодая гвардия”, 1967).
 
       Ну, и как, скажите на милость, возможно это – извне “увеличить количество своей РНК на сколько-то процентов”?; “усиленно шевелить, утолщать, сокращать нуклеиновые цепочки нервных клеток мозга”? – Или уже придуманы какие-то способы, какие-нибудь порошки, таблетки, безобидные и безвредные нейростимуляторы, ведь приведённым цитатам уже более полувека? – Необходимо этот вопрос изучить поглубже. Неровён час, пригодится.
 
       Пока же, поднимаясь в своём стремлении к истине на более высокий уровень генерализации (красивое русское слово), берёмся утверждать, что нации и народы, проживающие в условиях холодного и умеренно-холодного климата, а также акцентированной смены времён года, несколько более продуктивны в смысле художественного и иного творчества, нежели племена и общности, которым выпало жить не в столь суровых температурных реалиях.
 
       Собственно, в подобных утверждениях нет ничего нового. Первейшие культурные, цивилизационные светочи: Германия, Великобритания, Франция (Париж – это никак не знойный юг, а ведь именно там, в столице, более всего и проявляет себя жизнь человеческого духа); не забудем и Россию, чей вклад в мировую сокровищницу культуры, сколь бы ни злопыхательствовали пещерные русофобы, куда как весом. Налицо факт, что всё это страны более северные, чем южные (в крайнем случае – некоего “промежуточного типа”); тут едва ли есть о чём спорить. Далее к югу наблюдаем незначительное, однако видимое глазу уменьшение количества выдающихся личностей на условную часть или, как ещё говорят демографы, “когорту населения” – на 100 тысяч либо на миллион, не суть важно. А уж преодолев водную преграду в виде Средиземного моря, … … … . – Можно назвать несколько факторов – прежде всего, сам жаркий, знойный климат, препятствующий ускоренному протеканию основных процессов жизнедеятельности, способствующий развитию “матери всех пороков” – лени, и не в последнюю очередь куда меньший температурный контраст между внешней средой и человеческим телом.
 
       Естественно, феномен Древней Греции, равно как Древнего Рима и итальянского Возрождения (впрочем, не исключено, что это одно и то же – см., например, труды Н.А. Морозова (1854–1946), в первую очередь, “Христос. История человечества в естественно-научном освещении. В 8-ми томах” (1924–1932)) требует специального рассмотрения. Со временем мы, возможно, посвятим его осмыслению отдельный пост. Пока же отнюдь не настаиваем на том, что предлагаемый подчёркнуто физиологический, “телесный” подход к явлениям творческой, эвристической деятельности обладает какой-то исключительно универсальной объяснительной силой.
 
       Наконец, наивысший уровень абстракции. Европа – её выдающаяся, первостатейная цивилизационная и культурная роль в мировой истории также неоспорима. – Рискнём утверждать, столь необыкновенных высот европейцам удалось добиться в какой-то степени ещё и благодаря значительному перепаду температур между севером и югом континента. Мне, конечно, могут возразить: Америка; скажем, Аляска и южная оконечность Мексики. Но здесь целесообразно учитывать разность не только по линии “Север – Юг”, но и “Запад – Восток”. В летние месяцы температуры на западном и восточном побережьях американского континента (Калифорния – Флорида) практически идентичны. В этом отношении Европа находится куда в более выгодном положении (западное побережье Франции, Испании, Португалии – Урал). Благодаря характерной разности температур между крайними точками запада и востока на единицу площади европейского континента в силу объективных причин вырабатывается заметно больше специфической “электромагнитной энергии”. В результате образуется весьма напряжённое смысловое, ментальное, духовное поле общеевропейской культуры, превосходящей по КПД и эффективности все прочие регионы планеты; возникает творческая атмосфера повышенной концентрации и упругости.
   
       Важный вопрос – следует ли искусственно в целях интенсификации и достижения качественного разнообразия мозговой деятельности прибегать к искусственным методам стимуляции? Например, в помещении с достаточно низкой температурой либо вообще на дворе в зимнюю стужу, оставляя голову непокрытой, погружать ноги в таз с горячей водой; а также применять иные аналогичные методики? Или же должно целиком положиться на действие естественных климатических и погодных факторов, лишь усиливая отчасти их воздействие на организм обнажением в морозную погоду тех или иных участков тела? Данный вопрос также заслуживает внимательного изучения, проведения серии – возможно, не одной – наблюдений, экспериментов и контрольных замеров. При достатке времени, сил, терпения и настойчивости задача вполне выполнимая и пока ждущая своего пытливого исследователя.   


Рецензии