Завтрак в Китае

                Три пути ведут к знанию:
                - путь размышления — это путь самый благородный,
                - путь подражания — это путь самый легкий,
                - путь опыта — это путь самый горький.
                Конфуций

                - Никто не возвращается из путешествий таким,
                каким он был раньше.
                Китайская мудрость

       Готовлю я сегодня себе джусай с мясом и потихоньку вспоминаю, вроде как сам с собою беседу веду:
- Там кушал… было вкусно…
- И там кушал… тоже неплохо посидели…
- Где только я не был… чего только не ел…
- Ну, что ж, значит, начну следующий рассказ про завтрак на чужой сторонушке.

       В самом начале 90-тых годов это было. Великая наша страна СССР трещит и разваливается на куски. Новые государства рождаются, в муках рождаются.

       С работой туго стало. Мы-дальнобойщики худо-бедно, скрипя душой, но выживали, потому что по огромной стране ездили. Видели мы тогда, что на заводах страны дела всё плачевнее и плачевнее, прямо-таки на глазах наших разваливается всё. И для того чтобы выжить в эти тяжёлые постперестроечные годы страна торговала всем чем могла: портянками, кораблями, самолётами, оружием, вплоть до секретных торпед: в общем тем что под рукой имелось.
    Ну и люди не отставали: тоже приторговывать пробовали что там у каждого было. Казахстан - мы сами это видели - с Китаем торговые дела налаживать начал, металломом торговал.

       Вот в это самое время директор нашей автобазы вызывает девятерых водителей-дальнобойщиков и говорит:
- Надо металл отвезти в Китай. Каждый берёт КАМАЗ с прицепом.

       Надо так надо.Нам путёвочки выписали и мы поехали на склад загружаться листовым металлом.
    Серьёзно нас грузили: в каждый кузов по две пачки металла клали, а пачка - это 4 тонны, т.е.по восемь тонн металла в кузов легло, а с учётом прицепа каждый водитель по 16 тонн листа повёз. Такой вот колонной из девяти машин, да плюс прицепы у каждого, мы из Алма-Аты через город Панфилов (теперь город Панфилов переименовали в город Жаркент) дальше в Китай поехали.
     Ближе к границе подъехали к казахстанскому приграничному городу Пиджим.

       Сутки стояли на таможне и, пройдя её, въехали в китайский городишко тоже Пиджим называется. Вот так мы попали в район заселённый в основном джунгарами, т.е. дунганами, а дунгане это те же уйгуры что в Казахстане живут, они отличаются от казахских уйгуров что они разговаривают кроме как на своём языке ещё и по-китайски, а наши по-русски.

       Приехали мы на большую металлобазу, китайцы нам кран подогнали, полицейский тут же был – китайцы очень бдительно следят за порядком. Нас быстро разгрузили, мы  с территории базы выехали, снова вернулись на таможенную площадку что на китайской стороне.
       Мы планировали: (очень нам хотелось бизнесом по пополнению своих карманов заняться) ну продать чего-нибудь, каким-никаким денежным эквивалентом разжиться, а то местные китайцы, нам рассказывали, с охотой берут запасные лампочки и ремни от вентиляторов для КАМАЗов.

       А по стоянке уже ходили китайские парни  и спрашивали наших водителей что у нас есть такого, без чего мы можем обойтись и благополучно вернуться домой в Казахстан. На это водители вытаскивали из своих рундуков и гамаков  всякую не особо нужную для себя мелочёвку. Каждому хотелось чего-то продать, чтобы денежку к себе в карман положить – у каждого дома семья, дети. После уже шли на базар и на что хватало денег покупали для себя диковинные в те времена вещи: двухкассетные магнитофоны с расширенной базой динамиков, цветные телевизоры. Нас ведь девять мужиков приехало, любую вещь дотащить к себе смогли бы.

       Я тоже в стороне не остался, тем более ко мне парнишка-местный китайский перекупщик сам подошёл. Парнишка этот слабо-слабо по-русски говорил, он спросил что у меня есть, я ему что-то из своей всякой ерунды показал и вижу что у него аж глаза загорелись. Я цену назначил, он поторговался. И со смехом, в лучшем виде наша торговля состоялась. Он расплатился юанями, мы оба остались довольными.

       Тут ко мне подходит Али - нашей автобазы старший водитель, и мне предлагает: «Давай, Володя, сходим на вот тот базарчик китайский, купим чего-нибудь да и поедим».
- О! Вы покушать! – выскакивает из соседней машины тоже наш водитель Радик-татарин. - Как это вы без меня. Я тоже голодный, тоже попробовать местной кухни хочу. Надо, надо нам чего-нибудь местного и колоритного сожрать!

       Выходим мы втроём со своей стояночки и бодро шагаем к базару, который почти что рядом, метрах в пятистах от границы. Прошли совсем ничего, как преграждает нам дорогу мой покупатель - местный китайский перекупщик.
-  Товались Володя, - обращается перекупщик ко мне, - я у вас в машине купил это хорошо, но может вы мне ещё чего-то продадите?
- А чего надо-то? – спрашиваем мы его.
- Ой, у вас же много КАМАЗа. – Заглядывает он нам прямо в глаза. - Может вы мне по запаске продадите? Мне только надо обязательно новые, чтобы я смог их продать. Покрышка с баллоном должны быть и с камерой.
Я с Али и с Радиком-татарином в сторонку отошли и начали рассуждать:
- Запаска это дело серьёзное. Но и деньги нам платят неплохие.
За три баллона можно было на местном базаре два плоских цветных телевизора купить да ещё и с лентяйкой ХМ.
 С другими водителями обсудить бы следовало.
Возвращаемся к перекупщику и спрашиваем:
- Сколько возьмёшь?
- А сколько есть?
- У нас девять КАМАЗов. - Объясняет ему Радик-татарин. – У каждого по новой запаске. Девять запасок возьмёшь?
Тот сразу, не раздумывая: «Возьму!»
 Мы ему говорим:
- Стой здесь, а мы договариваться с ребятами пойдём.

       Пошли мы к своим ребятам. Поговорили, обсудили. Валера-автоказах (как он только не издевался над своим Камазом! И турбины ставил и выхлопные трубы в разные стороны торчали как у америкосов)  говорит:
- Ну, что? Деньги-то всем нужны. Металл государственный. Деньги за него получит директор. А мы просто отвезли-привезли и получим денег на килограмм мяса, в лучшем случае на полтора килограмма. А тут деньги  платят хорошие. ПИХНЕМ!

      Тут пояснить мне опять надо, почему водители наши так кличут: Валера-автоказах.
 Валера постоянно какие-то новшества придумывает и на своей машине внедряет: то выхлопную трубу за машину выводит чтобы задний мост прогревать, то колёса от КРАЗа на свой КАМАЗ ставит. Инженерная мысль его всё время работала. В общем, над своим КАМАЗом он всё время издевается и этим гордится, что вот как хорошо у него всё это получается.

- Только колёса им нужны новенькие и с пупырышками. – Поясняю я  водителям.
- Да-да! – Оживились парни. -  Да и вообще не было у нас запасок. Так мы без них и приехали.
- Ну что, парни, - порешили мы, - разбортовываем свои запаски!
Парни по своим машинам разбежались, у всех работа закипела, и через полчасика девять новеньких колёс лежало рядом с машинами.

      Китаец просто стоял и ждал. Как только девять запасок очутились рядом с машинами, он со словами «Ребята, я сейчас!» исчез. Через несколько минут он подлетает уже на машине и в неё мы ему помогаем закинуть колёса: одно, второе, третье,… и вдруг бах! девятое колесо без камеры!
- Товалиси! – Китаец замер на месте. – Как же так? Мы так не договаривались. Где девятое колесо камера?
Тут водитель, чьё колесо было, выходит и говорит:
- Камеры нет.
- Ясно, понял! – кивает китаец и девятое колесо тоже летит в кузов. Затем со всеми нами рассчитывается, а этому водителю чуть поменьше денег даёт за некомплект. Ну да ладно! Мы не в обиде.
Рассчитался с нами перекупщик, в машину сел, а нам говорит:
- Подождите меня тут полчасика. Я скоро буду.

       Мы его немного, минут с двадцать, подождали, тут Али говорит:
- Ну и чего мы тут стоим? Деньги при нас. Пойдёмте по базару пройдёмся, позавтракаем, съедим чего-нибудь.
- Как это чего-нибудь? – Снова возмутился Радик-татарин. – Мы же у джунгаров находимся. Надо их дунганской лапши поесть.
Все с Радиком согласились, машины свои позакрывали и начали выдвигаться в сторону базара.

       А выезжать из Китая мы должны были на следующий день. Такие уж условия на китайских таможнях. Китай это такая особенная страна, непредсказуемая, по своим законам живёт.
 Обед есть обед! – таможня закрывается.
 Ночь есть ночь! – таможня тоже закрывается.
 Новый год есть Новый год! – таможня закрывается на десять дней. Одним словом Поднебесная и Тысячелетняя, с ней никто не справится. Америке до неё далеко. С Поднебесной столковаться может лишь Советский Союз и то потому, что русский и китаец братья навек!

       Идём мы и нас прямо перед базаром наш перекупщик перехватывает.
- А вы куда? – спрашивает он нас.
- Да покушать собрались. Хотим дунганской лапши покушать.
Китаец засмеялся и говорит:
- Ребята, я уже всё отвёз: все ваши запчасти, все ваши колёса. Я сегодня хорошо свой бизнес поднял и поэтому хочу вас всех угостить нашим местным лагманом. Наш местный лагман и есть дунганская лапша. Отдохнёте в нашем кафе, покушаете бесплатно, за мой счёт.

       Мы были не против бесплатно покушать, и пошли за ним пешочком к неподалёку находящемуся посёлку. Кафешка находилась в центре посёлка.
 Снаружи она не особенно была привлекательна, а когда мы внутрь вошли, то увидели, что она довольно-таки прилично выглядит: аккуратная, с большими окнами, к которым снаружи тут же стали пристраиваться с десяток мелких пацанов. Пацаны эти через оконные стёкла разглядывали нас.

       Ещё странно нам показалось, что прямо тут в зале висела свежая баранья туша, но к ней тут же подошёл хозяин и говорит нам:
- Якши Чёпер ( кочегар - шофер ; франц ) быстренько покажите вот на этой туше какой кусочек мяса и из какого места отрезать. Мы из него вам сделаем лагман.
Мы показали, тут же с тесаком выскочил из кухни повар, отрезал указанный кусок мяса и унёс его на кухню готовить. Мы переглянулись между собой, головами покачали: "Восток – дело тонкое!Поднебесная всё-таки! Тысячелетняя культура!"

       Наш китаец усадил нас за столы и перед каждым поставил по бутылочке китайского пива. Перед восьмерыми поставил, а перед девятым водителем нет. Водитель возмутился:
- Про меня забыл. Мне пиво не досталось.
- А ты мне камеру не дал, - отвечает ему наш китаец, - поэтому пиво будешь покупать за свой счёт.
На это "ХА-ХА-ХА!" все оглушительно захохотали и стали ждать когда всем поднесут блюда.

       Али нам говорит:
- Так, ребята, я-уйгур, местные обычаи знаю. Ничего не хапайте, ничего не просите. На меня смотрите, я знаю как надо.
Мы же  словно баи казахские сидим, рассматриваем через окна местные достопримечательности: улицу пыльную да ребятишек на ней. Ждём бесплатной еды. Мы, казахи, любим когда нас бесплатно, от души кормят. Поэтому спокойно так головами покивали.
- Да не волнуйся, Али. Всё нормально будет. Что ли мы столовых на дорогах не видели. Мир повидали, дальнобой – наша работа.

       Тут наш китаец подсел к нам и сказал:
- Всё хорошо. Сейчас будем завтракать.
Выбежала молодая девушка и перед каждым из нас положила палочки. Мы опасливо переглянулись.
Следом вышла вторая девушка с помощницей. Они подносили нам глубокие тарелки полные вручную натянутой лапши. Мы снова переглянулись, мол лапша и лапша, тесто и тесто, ничего особенного.
Девушки снова появляются и перед каждым ставят по небольшой тарелочке с поджаренными мясом и овощами.
В третий раз появляются девушки и перед каждым из нас ставят по маленькой пиалушке с чем-то непонятным, похожим на красный обжаренный перец.
Перед каждым из нас теперь блюдо из трёх тарелок и хотя мы все со вчерашнего вечера не жрамши, но немного задумались.
- Почему три блюда вместо одного?

       И пока мы переглядываемся, Али только собирается с духом и хочет чего-то нам сказать, как Радик-татарин уже схватил палочки и начал ими лапшу перемешивать, а нам говорит:
- Так, парни, я всё знаю. Надо делать вот так как я.
- Пацаны, - перебил его Валера-автоказах -  у меня в горле совсем пересохло. Давайте перед обедом хоть по глоточку пива сделаем. Давайте тяпнем.
Я глянул, как Радик крутит китайские палочки между своими пальцами и подумал «Если уж татарин с ними совладал, то у меня-русского тоже должно получиться. Иначе я просто балбес». Подзываю хозяина и говорю ему:
- Принеси-ка нам, чего там у тебя есть: вилки или ложки.
- Ах, да! Конечно, я всё понял. – Отвечает мне хозяин. - Сейчас всё будет. – Он приносит и кладёт перед каждым из нас по ложке с вилкой.

       Только мы привычным ложкам с вилками обрадовались, как Радик снова слово берёт.
- Али, - говорит он, - тут такой шеф-повар есть. Самый лучший повар на земле. Он из куска теста за одну минуту тянет лапшу на десять порций. Я сам по телевизору видел. Минута заканчивается и десять пиал лапшой заполнены.
- Да, да. Я тоже слышал про этого шеф-повара. – откликнулся Али. – Его даже в Алма-Ату пригласили. ШИ ВОН ХА его звать!

      Мы головами покивали, вилки в руки взяли, а Радик с уверенностью, со знанием дела нам подмигивает. Мол, спокойно ребята, Я-Татарин! Смотрите на меня и делайте как я. Он уверенным движением берёт пиалушку с обжаренным перцем и опрокидывает в большую тарелочку с овощами, а после уже всё это перемешивает с натянутой лапшой. Мы глядя на него (что ж, татарин сказал, значит так надо), также манипулируем своими тарелочками, себе лагман делаем. Али свой лагман пробовать начал.

       Тут слышу: за окном мальчишки захохотали, обернулся на них посмотреть, а у них глаза вытаращились и стали вроде  блюдец, рты буковкой О округлились, пацаны не просто смеются над нами – откровенно хохочут. Улыбнулся я им и подумал:
- Да ладно, пацанчики маленькие, что они понимают. Пусть смеются. Русских не видели что ли?
Снова к столу повернулся, лапшу в рот кладу. И вижу как Али глазами быстро-быстро моргает, руками машет, будто поперхнулся. Потом застонал:
- Вай, вай! Пацаны, что вы делаете!? Ой-ой! Не так быстро!
Все мы тоже вдруг замерли, дар речи у всех нас пропал, переглядываемся, смотрим друг на друга.
- Эх, Али, поздно предупредил, начали кушать уже.

      Ах, это было нечто! В одно мгновение адским огнём запылал рот! Но пламенный лагман был так вкусен что и не оторваться. Острые овощи жгли, а мы продолжали кушать, охлаждая их пивом. Горело во рту так, что верно, при выдохе можно было спичку поднести и она всполохнет пламенем.
 Вокруг громко хохотали местные мальчишки , мы же продолжали отдавать дань трапезе. А почему нет? Всё надо попробовать в этой жизни, тем более было очень вкусно. И если кто-то продолжал есть, то Али и некоторые уже отодвигали от себя тарелку – не могли есть, отказывались. Радик-татарин доел всё и ваш слуга рассказчик тоже. Это было ЧТО-ТО! просто АХ !
   Вот так мы, девять водителей позавтракали в китайском г Пиджиме.  Такого уйгурского лагмана с такими его приколами я никогда не ел.

       Али рассказал нам, конечно, после того как мы уже покушали, как надо было есть такой лагман: надо было палочками кушать лапшу и немножко сбоку класть обжаренные овощи с мясом по своему вкусу; кто любит поострее, тот побольше острой приправы может положить; кто не очень любит острое есть, тот острого добавлять не будет; по капельке добавлять приправу надо было, по капельке.
- А что парни, а всё-таки здорово мы поели !

       Валера-автоказах говорит нашему перекупщику:
- Огнём пылает всё во рту. Дай чего-нибудь запить.
- Э, нет, ребята. Я вам всё от души сделал, предоставил. Но вторую бутылку пива я для вас не потяну. Поэтому покупайте сами.
       Мы тут же денежками скинулись, взяли ещё по пиву, чтобы огонь, который внутри нас пылает, осадить, вышли из кафешки, да и пошли к своим машинам. Весь вечер и при прохождении таможни мы после такого завтрака только чайком холодным баловались, только чайком! Утром уехали к себе в Казахстан.

       Ну а вкус того дунганского лагмана мне помнится до сих пор, и когда мы с Радиком пересекаемся на казахстанских дорогах, то всегда вспоминаем адское пламя вкусной дунганской лапши.


Рецензии
Отлично получаются у тебя, Володя, дорожные зарисовки из жизни дальнобойщиков.
Колоритно и с тонким юмором.
Могешь!

Реймен   22.11.2023 18:07     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв Николаевич.Ну сам знаеш, побороздили, было.
Спасибо с уважением.

Владимир Журбин 2   22.11.2023 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.