Село Журавлёво милый сердцу уголок
Жизнь любителя странствий в эту пору хорошо известна: утром кофе в забытой харчевне, лёгкий завтрак, тяжёлый рюкзак и вперёд нехожеными тропами о раннем холодке. Путь наш в это утро случился не дальний: три версты по полям да лесам на куда-то на северо-запад от села Орда, а там попадаешь в такие дебри, и в такие буреломы, что по утренней авроре, разодетой сизым туманом без хороших провожатых во век не дойти.
А в лесах, между тем было чудно: воздух свежий да ясный, напоённый ароматом земляники, мокрых трав да вязкой живицы, яро отливавшей позолотой на каждом стволу. А ещё были птицы, много птиц. Они копошились в кронах, сидели по кустам, то и дело по шагам взлетали из трав, но, при этом, пели. О этот птичий хор в июне-месяце в русском лесе под пологом зари! Можно ли помыслить что-то прекрасней, что-то напевней и родней, что бы так трогало сердце, задевая самые потаённые струны человечей души!
Наконец, лес стал отступать. Перед нами открылся широкий залитый солнцем лог, по угорам которого мостились сады и огороды, подпоясанные лентой пыльных дорог, резные избёнки да старинная церковка. Здравствуй Журавлёво – древняя земля!
Всё здесь околдовано русской стариной, и даже путник, впервые ступивший на эту землю, увидит что-то родное в тихих сельских переулках, узких завалинках и тонких жердях околицы, поставленной кем-то на дальнем конце села. И только Богу одному известно, как деревня эта родилась в лесах да буераках, вдали от купечих путей и почтовых трактов, в тихом глухом краю. А, впрочем, старики на селе говорили так…
Служил когда-то под началом сотника Авраама Кощеева при Троицком острожке стрелец Журавлёв. Смелый был вояка да ловкий. Сколько раз ходил он в атаку на своём веку, сколько отбивался от башкирской сабли. Но, как говорили тогда, жил он в стрельцах хорошо и даже счастливо. А как пришёл в отставку черёд, не забыл о нём московский царь, наградил землёй по реке Кунгуру. Дескать «живи стрелец, заводи хозяйство да стройся, здесь твоя земля!».
Приехал Журавлёв на место, оглядел свои владения, сел на старый пень и схватился за голову. Кругом куда не глянь, простирались леса. Древний бор подымался стеной по откосам лога. И такая от него лежала тень, что в её прохладной неге ни кусты ни травы, ни ягоды толком не росли: только пустая земля укрытая ковром хвои да высокие кручи и больше ничего.
Что было делать бойцу, посидел, подумал недолго да молвил «Где моя не пропадала! Срублю избёнку, устрою гари, а по следующей весне посею рожь, будут в этом крае нивы колоситься, будут огороды да сады цвести!». Сказано сделано. Мало по малу обзавёлся хозяйством, справил в Кунгуре лошадь да корову, а вскоре и сам подженился, а там и дети пошли. Старшие сыновья Журавлёва подросли, срубили избёнки рядом с отчим домом, и вот уже глядишь не глухие края, а целая деревня за гранью дремучего леса, а вокруг от неё во все концы раскинулось дивными коврами золотое кружево полей.
Место меж боров в логу и вовсе оказалось добрым. Хлебородная земля, богатые чаши да река где всё лето бросали сеть. А ещё здесь было мирно. Никогда журавлёвские кручи не топтали орды врагов. Вот и потянулся люд в таёжную деревню со всех окрестных земель. От того-то к 1782 году стало в Журавлёво целых 25 дворов.
Жили в ту пору здесь Петуховы и Дьяковы, Астафьевы да Мелкозёровы, Гуляевы, и Скороходовы, Бусыгины и Нехорошевы да Мелихины, прибывшие сюда со всем своим скарбом ещё в начале 1700х годов.
А деревня, меж тем росла. В 1865 году было в ней уже 65 дворов, а в начале двадцатого века – целых 87 и жило по ним 473 души. Разрослось Журавлево до большого и шумного села, с купчими лавками, пыльными дорогами, резными избёнками и даже школой для сельских детей.
Только вот школу эту почитали в деревне худой. Отвели под неё на селе такую ветхую и;збу, что от поздней осени гуляли по классу ветра, а как придут морозы, так и вовсе застывали чернила в пузырьках, и какая тут учёба? Только в 1909 году изловчился журавлёвский сход справить в земстве новый кирпичный дом, там и разместилась сельская школа, и стало с тех пор учиться привольно да тепло, даже по самым лютым зимам.
Долго не знали в Журавлёво храма, а на службы ездили в Орду на кошовках да телегах за три версты. А если лошадь охромеет или пурга случиться или дорогу развёзёт, тогда что? Долго сбирали деньги, долго справляли храм, пока, наконец, в 1918 году не освятили церковь Зосимы и Савватия Соловецких, на самом лучшем месте, в сердце главной улицы старинного села. Внешне эта церковь казалось простой: резная колокольня и длинная трапезная с маленьким храмом. На Руси такие церкви звались кораблями. Главное богатство храма было изнутри. Крепкие стены и низкий потолок украшали искусные фрески, древние иконы да ажурные лампадки, кои для Зосимской и Савватинской церкви заказали самым искусным в уезде мастерам.
Даже сейчас, когда у храма обвалились потолки, упала стена, и дорога к нему заросла бурьяном, редкие гости, оказавшись в его пределах долго не могут отвесть свой взгляд от старых фресок, с коих как прежде взирают святые лики, и только самый внимательный путник заметит с каким укором глядят на пришедших их глаза…
А жара, меж тем совсем разбушевалась. Воздух над селом раскалился, щипая за ноздри, царапая горло да вздымая по дорогам пыль. Наше путешествие по селу Журавлёво подходило к концу. Уже на выезде, на одном из дальних концов, взору нашему попалась стайка детей, устроивших в ограде весёлую возню. Глядя на них, понимаешь, есть кому жить на этой земле, есть кому работать, есть кому писать своими делами историю родного уголка.
Пройдут года, десятилетия, а то и целый век, и на этом месте, будут как прежде стоять избёнки, будут шуметь поля и цвести сады, как мечтал о том когда-то первый житель деревни - стрелец Журавлёв.
Надобно сказать, что это место для меня не чужое, здесь родилась моя прапрабабушка Елизавета Ивановна, а отец её служил в ту пору батюшкой, очевидно при Ильинском храме села Орда. Ездил с авророй туда на службы по любой погоде и только о закате возвращался назад, к своей семье, в родное Журавлёво… Живи же древне село, и пусть Господь тебя хранит!
Кощеев Д.А. 01.05.2022
Свидетельство о публикации №222050200938