1. Из-под маминого крыла... - 14

Начало здесь:http://proza.ru/2022/04/26/958

1.14. КТО НА ПОВЫШЕНИЕ, А КТО НА ОТЧИСЛЕНИЕ

Первый курс в любом учебном заведении и в любое время жизни остаётся самым трудным, самым тяжёлым для всякого физически здорового и умственно грамотно подготовленного  организма. Это, словно испытание на прочность, на выносливость, на восприимчивость всего, отличительного от домашней спокойной и размеренной жизни под крылом у папы и мамы, с любовью бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Первый курс – это всё!..

А уж первая сессия вообще, аут! Практически первый серьёзный отсев курсантов и студентов, выбравших не ту дорогу жизни или не понявших всей её сущности. Нагрузки, по сравнению со школой, адские и нечеловеческие. Так хорошо ещё студенту, отучился и домой, к маме и папе, бабушке и дедушке. А у нас, в строй, шагом марш в дом курсанта и на самоподготовку, распорядок выполнять, строевые и тому подобное...

В школе я особо не отличался в изучении точных наук, особенно в математике. Учительница алгебры и геометрии Евгения Георгиевна Шляпугина дала мне прозвище «великий путаник», зная, как я витиевато и пространно мог излагать теоремы и аксиомы, в конце концов, не приведя их к общему знаменателю в ответе. Но, после восьмого класса уходил в речное училище, и на экзамене по математике она мне помогла получить четвёрку, подсказав ответы на задания. Благодаря ей и активной работе с другими учениками моей мамы, в школьном аттестате о восьмилетнем образовании у меня не стоит ни одной тройки. А здесь…

- Я делю класс на две категории курсантов! – строго громко чётко и по-военному лаконично начинает первый урок математики Юхлова Александра Ивановна, высокая женщина в офицерской форме, при очках и тёмных кудрявых коротких волосах.
Первые же фразы повергают всех нс в шок, такая не даст ни списывать, ни подсказывать, ни лишний раз пошевелиться. Попал! Не то, что моя Евгения Георгиевна.
- На первом же уроке я проведу пятнадцатиминутный экспресс-тест на знания вами азов математики уровня восьмого класса. После этого рассажу так, что правый от меня ряд будут отличники, второй и третий ряды посредственные математики. По мере изучения ваших знаний буду пересаживать. Списываний не потерплю и не допущу, сразу буду ставить неудовлетворительно, - вот так, как и предполагалось.
Александра Ивановна быстрым шагом ходит между рядами раздаёт по половинке листочка. Всё чётко, строго, ни шага лишнего, ни движения женственного…

Как ни странно, и после первого урока, и во все последующие у вашего покорного слуги выявлены тяга и сильные знания математики. Удивлён?! Не то слово, сам в шоке! Видимо, школа Евгении Георгиевны дала знать о себе. Спасибо…
Декабрь подходит к своей холодной ветреной и достаточно снежной середине. Всё больше и больше слышатся разговоры командира роты со старшинами и составляются да корректируются длинные списки провинившихся курсантов, которым предстоит дежурить и дневалить на новогодние праздники. Мы налегаем на учёбу и подравниваем дисциплину, улучшаем личные и общие показатели групп и роты, скоро зимняя сессия. Время «ч» для многих из нас, коих выявляется немалое число. Одни не хотят жить «по струнке» и тянут назад показатели группы, срывая глупостями школьной поры уроки и нарушая дисциплину. Другие всё ещё думают, что учёба здесь халявная, на всём государственном и не понимают, что за каждую провинность заносятся в тот самый пресловутый «чёрный список». Чего только стоит многим тихушное курение и, в последствие, лишение стипендии и очередной «минус» в табличке так называемого рейтинга, пока невидимого для глаз. Третьи просто не тянут лямку курсантской строгой жизни и физически, и умственно. Поступали на отделение, где конкурс был небольшим и добирали к нам откровенных «круглых троечников». Вот они и выявляются, изучаемые сегодня предметы все следуют в продолжение школьной программы.
Так и набирается контингент на вылет…

Есть у нас и те, и другие, и третьи, но понимающие свою сущность, видящие своё будущее на речном флоте и старающиеся изо всех сил выбраться с честью из такого положения. Более сильные курсанты им помогают, понимая, что такой парень хочет здесь учиться и поможет нам в будущем, его надо вытянуть. Братство, одним словом, «один за всех, все за одного». Есть такая позиция…
Вовка Миронов, мой друг, как раз из категории тех, кто немного недопонимает некоторые общеобразовательные науки. Пишет на русском языке и литературе красиво да с кучей ошибок, может за сочинение схлопотать «четыре дробь два». Решает на математике медленно да неточно, всё между тройкой и четвёркой. Необходимо ему помочь и подсказывать, проверить сочинение и проконтролировать на диктанте. Друг же, потомственный речник, как без таких наш флот, он нужен будет потом да и просто любит и знает реку и речное ремесло, как свои пять пальцев. Придёт ещё его время, покажет себя мой Вовка, а пока помогаю решить ему математику перед экзаменом…

Первую сессию мы сдаём сразу после новогодних праздников, которые прошли, словно один счастливый долгий день, на который я попал домой. Новый, 1983 год, ваш покорный слуга встретил в компании бывших одноклассников вместе с Олей, ученицей девятого класса. Она так расцвела за последние полгода, что я не могу ею налюбоваться. Подросла, что ли? Только вчера была маленькой щупленькой, вровень со мной ростом, с едва выпуклой детской грудью, любимыми мною во все временами ямочками на щеках, тонкими косичками и серенькими глазками, девчонкой. А сегодня! Девушка, да и только, шестнадцать лет против моих пока пятнадцати. Совсем иная причёска, другой блеск красивых глаз и фигурка слегка округлилась с боков и спереди. Загляденье! Роста, правда, я стал повыше. За полгода, благодаря большому количеству часов физкультуры и строевым подготовкам, я вытянулся на семь сантиметров и чувствую себя увереннее с Олей…

Слава Богу, не сбылись слова мамы в седьмом классе, когда она поймала меня с курением и строго сказала, прямо-таки, прокричала:
- Вот, Оля твоя лыжами и бегом занимается, вырастит и станет выше тебя! А ты куришь и не вырастешь! Будешь ниже её ростом и она тебя, коротышку, бросит.
Слова, сказанные мамой в сердцах, потому, что, даже, порка пряжкой папиного солдатского ремня по моему мягкому месту, не действовала. Да и что я мог понять в тринадцать лет, а как её слова меня тогда зацепили. Ух, как зацепили! После того случая я сигарет в рот не брал да и сейчас не хочется…
Отвлёкся, извините…

 - Курсант Климов, за экзамен ставлю вам «отлично», - беря со стола экзаменационный лист группы «11-ВП», сама серьёзность Александра Ивановна и ставит цифру 5 напротив моей фамилии.
Она-то серьёзная, а мне, выйдя из класса, хочется прыгать до потолка! Хочется кричать «ура»!!! Неужели и я могу так решать и так познавать теоремы? Неужели у меня получилось? Насколько это меня огорошило и я в очередной раз вспомнил Евгению Георгиевну Шляпугину и мысленно сказал ей доброе и искренне «спасибо» за данные мне знания. Я помню и сегодня мою учительницу математики и моё прозвище «великий путаник». Заложенное ею так и будет жить во мне, ведь, «математика – гимнастика ума». Это изречение кого-то из великих мыслителей висело крупными буквами в школьном классе. Пусть и дальше висит, может, так же кого-то приведёт к его вершинам познаний…

Математика стала последним экзаменом первой зимней сессии в речном училище, по итогам которой сразу шесть человек поехали домой за неуспеваемость. Шесть парней упаковали чемоданы на зимние каникулы и не вернулись из своих деревень и городов.
Я же по окончании сессии с четырьмя экзаменами и несколькими зачётами оказался в отличниках и с февраля месяца стал получать повышенную стипендию, выразившуюся ни много ни мало в 10 рублей 35 копеек. Повышение, которого я и не ожидал, о котором и не знал. По итогам сессии и первой половины года обучения в февральской ведомости таких курсантов группы «11-ВП» насчиталось трое. К нашим персонам появилось повышенное внимание у преподавателей и курсантов группы. Сейчас бы это назвали «ботаники», а тогда…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/05/03/127


Рецензии