1. Из-под маминого крыла... - 15

Начало здесь:http://proza.ru/2022/05/03/124

1.15. У ЗИМЫ ОСОБЕННАЯ СТАТЬ

- Товарищи курсанты первого курса 17-ой роты! Закончился первый семестр и первая сессия. На сегодняшний день в 11 группе три отличника, которые станут получать за это повышенную стипендию. В 12 группе таковых не выявлено. Плохо. Берите пример с товарищей по роте. Начинается второй, не менее важный, семестр и по его окончании вы поедете на первую практику, геодезическую. Поэтому прошу вас отнестись серьёзно к учёбе и дисциплине! – вступительная речь перед началом следующего семестра нашего начальника специальности, Владимира Николаевича Балясникова, лощёного и моложавого высокого мужчины, от которого во многом зависит наше будущее, слушается нами в доме курсанта, куда мы прибыли по окончании зимних каникул. – А хуже всего то, что из 12 группы и отчислено по окончании сессии больше человек, шестеро. Начинаете терять своих друзей после первого же боевого крещения экзаменами. Так и выявляется тот, кто попал сюда по ошибке, не честным путём и с такими курсантами нашему отделению, находящемуся на хорошем счету в училище, не по пути…

После первой же сессии наша группа потеряла Володю Бозина из Казахстана и Володю Косова из Перевоза. Учёба требует жертв, которых они не смогли преподнести ради своего будущего на речном флоте. Жаль…

По совместительству Владимир Николаевич Балясников преподаёт нам эту самую геодезию, пока что первый и основной специальный предмет гидротехника и путейца на данном этапе учёбы. Кабинет его находится на самом последнем верхнем этаже учебного корпуса. Туда мы ходим с удовольствием. Просторный класс, с множеством незнакомых наглядных доселе пособий, и на большой свободной от парт площади на треногах стоят геодезические приборы: теодолиты, нивелиры и гониометры. Стены разлинованы в виде красно-чёрных измерительных реек, по которым мы изучаем и измеряем рельефы местности…

Честно сказать, когда мне объявили в приёмной комиссии, что я могу без экзаменов поступить на отделение «Водные пути сообщения», мне это ни о чём не сказало, во-об-ще. Какие-то земснаряды, изыскательские партии, путейские катера. Мне виделись только пассажирские белые трёхпалубники да танкера с мазутой, скоростные «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях, пыхтящие на Балахнинских мелких участках длиннющие «Волго-Доны» и иные сухогрузы. Больше я ничего не знал и на Волге никого больше не различал. Мальчишка!..
А здесь, геодезия и гидротехника, водные изыскания и судоходная обстановка, дноуглубление и выправление рек, такие незнакомые предметы и о чём только они ведают?..

Зато настоящей отдушиной стали уроки физкультуры на лыжах. Снегу навалило за новогодние праздники почти по пояс. Мы ещё с Олей во время каникул почти каждый день катались на опушку леса нашего детства и уходили на длинные дистанции, отмеченные в лесном массиве разной краской на деревьях. Проложенные тренерами и участниками заводской команды лыжников маршрутами мы с удовольствием преодолевали вдвоём, не забывая кидаться снегом и падать в сугробы, нежно и по-юношески целуясь. А потом на санках на той же опушке летали с горки с воплями и криками, смехом и закапыванием друг друга в сугробы. Счастливо и весело проводили время…

- Сегодня мы идём вниз, к воложке Куропатке, просматривать, кто и как умеет ходить на лыжах, - преподаватель физкультуры, невысокого роста и довольного крепкого телосложения Юрий Васильевич Серёгин, является мастером спорта по морскому многоборью, начинает первый урок зимнего периода семестра.
Мы в спортивных костюмах, лыжном обмундировании и с лыжами в руках стоим перед ним.
- Фасуляк, ты что там так долго копаешься? – вопрос к нерасторопному Володе, никак не улавливающему, каким образом снять ботинки с лыж.
- Товарища учитель, я лыжи впервые в глаза вижу. У меня на Украине снега отродясь нема, - в своей манере говорить и с кислой физиономией Вова рассмешил всю группу.
- Будем учить, - спокойно и строго ответил Серёгин, - все на выход. Урок начался.
Какое там шикарное раздолье, всего за сто шагов от дома курсанта к реке, мы спускаемся по дорожке. Перед нами открывается вид на заречную сторону, утопающую в снегу. Там, на левом берегу Волги, насколько видно глазу в яркую солнечную погоду, сплошные белые поля, деревья и дома в белых пуховых шапках. Затон Борского судостроительного завода, приютивший десятки речных судов, покоящихся борт о борт до самого весеннего ледохода, вскидывает вверх, в небеса, клювы портальных и плавучих кранов. Пройдя спуск и правый поворот дороги, уже на нашем берегу, открывается вид на церковь с огороженной территорией. За сплошной овальной стеной красного кирпича разлинованы гравийные беговые дорожки, где мы осенью сдавали летние нормативы по физкультуре. Церковь недействующая и в ней никого не видно. Ниже лыжные трассы, огороженные флажками разных цветов.
- Одеть лыжи! – Юрий Васильевич достаёт свой блокнот и секундомер. – Бежим по красным флажкам, кто как может. Не торопимся и не ломаем государственное имущество. Трасса километр, я засекаю время. Старт!
Мы начали движение, а наш бедолага Фасуляк теперь никак не обует лыжи, не попадая дырками ботинок в шипы. Ох, настрадаемся мы от такого горе лыжника!..

- Молодцы! Первые пятнадцать человек уложились в первый юношеский норматив, ещё десяток в третий. А где наш Фасуляк? – поинтересовался Юрий Васильевич.
- Он уже успел лыжи сломать и бредёт по лыжне, утопая в снегу, - отрапортовал дежурный на сегодня помощник старшины группы Димка Меняшкин, высоченный ушастый парень, с первого дня получивший кличку «слон», тоже, к слову, потомственный речник, у которого дяди и отец работают на пассажирском флоте.
- Ясно, - только и вздохнул Серёгин, - будем ждать.
Нас уже начал пробирать холодок и вольный ветер, разгул которого на большой открытой местности очень заметен, когда весь в поту и с обломками обоих лыж приковылял Володя Фасуляк, на последних полукилометрах дистанции испортивший только недавно проложенную лыжню.
- Да, курсант Фасуляк. А как вы нормативы будете сдавать?
- А шо их сдавать? Никак... Не умею я на них ездить… - обиженный голос украинца только раззадорил нас и весь строй залился неподдельным смехом.
Почин есть, продолжение точно не замедлит ждать, Володя Фасуляк, чудом удержавшийся в училище со своими тройками почти по всем предметам, будет по всем показателям тянуть нас назад. Да…

В высокую и скользкую горку, с лыжами в руках, мы поднимаемся довольными свежим воздухом и зарядом бодрости на весь начинающийся день. Щёки горят огнём от ветра и холода, глаза горят тем же огнём от просторов нашей жизни, только Володя слегка расстроил, придётся ему платить за сломанные лыжи. Бедный, после каждого такого урока он будет подсчитывать убытки своего дырявого кармана…

- Рота, объявляю наряд на следующие сутки! – Серёга Лисин громко и чётко называет фамилии курсантов первого курса, которым предстоит стоять в наряде от нашей роты, пропустив уроки в училище.
Назвали в том числе и мою фамилию, ранее редко звучавшую в такой обязанности каждого обучающегося.
- Миронов, Акифьев и Климов идут на камбуз, - звучит окончание вердикта и мне сразу вспомнились рассказы пацанов, приходящих далеко за полночь с камбуза, измождённых тяжёлым ручным трудом, но сытых и довольных тем, что пробовали домашнюю пищу…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/05/14/1243


Рецензии