Рябинка

- Мама, смотри! Как красиво! Алое на белом! – Надя прижалась щекой к шершавому стволу деревца и рассмеялась, когда за шиворот посыпался снег с веток, которые она нечаянно задела. – Ай, холодно!
- Она сладкая должна быть, Надюша. Давай попробуем? – глаза Лены разгорелись, и она отщипнула пару ягодок там, где они не были тронуты птицами. – И правда… сладкая!
Надя чуть сморщила нос от солнечного зайчика, который проскакал по ее щеке, и исчез, толком не успев поплясать и подразнить ее.
- Ну вот, а я уже обрадовалась, что солнышко вышло. И правда, сладкая! Мам, а почему?
- Не знаю, мама говорила, что морозом прихватит – получается сладость. А как на самом деле… Ты не замерзла?
- Не особо.
- Давай-ка возвращаться, а то папа приедет, а нас дома нет.
Они добежали до поворота и повернули обратно на лыжне. Надя бежала вслед за мамой и снова поражалась, как красиво она двигается, какая сильная для своего роста и комплекции.
В их семье все женщины были невысокими, миниатюрными как статуэтки. Бабушка Оля, мама, она сама. Раньше ей это не нравилось. Ведь даже в школе на линейке она стояла в самом «хвосте» класса, но потом бабушка, на очередные возмущения по этому поводу, в голос рассмеялась и сказала:

- Глупенькая ты еще, Надюшка. Вот придет время, подрастешь и поймешь, какое это преимущество, когда даже самый невысокий парень рядом с тобой – великан и красавец, а тебе любой каблук можно и голову ломать не надо, будешь ли ты выше кавалера.
- Ба! Да то еще когда будет! И вообще, все мальчишки… балбесы! Вот! Нужны они больно!
- Пока не нужны – потом понадобятся! И заговоришь ты по-другому, моя хорошая. А пока не греши лишний раз на природу, что дала тебе то, что есть. Все твое и все прекрасно.
Надя слушала бабушку и думала о том, какая же она все-таки умная. Все понимает, всегда найдет нужное слово, чтобы утешить. Бабушку Олю Надя любила так же, как и маму – сильно и нежно. Это был единственный человек, кроме матери, кому она могла доверить все что угодно. Когда Надя была маленькой, остаться у бабушки с ночевкой было самым большим подарком для нее. Правда, подарки такие стали появляться в ее жизни только после того, как девочке исполнилось пять. И каждый раз, когда мама оставляла ее у бабушки, Надюшка видела, как та переживает. Но, почему, понять не могла.
- Мамочка, не волнуйся! Я Кузю взяла с собой и книжку новую. Бабушка мне почитает, а потом мы пошепчемся и будем спать.
- Хорошо, маленькая. Хорошего вам вечера! – мама открывала дверь, оборачивалась и ее глаза были грустными, это Надя уже хорошо понимала.
А бабушка Оля протягивала руку, но почему-то никогда не касалась мамы, и говорила:
- Все будет хорошо, Леночка. Не волнуйся! Иди, Рябинка, и ничего не бойся.
Так повторялось каждый раз, и Надя никак не могла понять, что происходит между бабушкой и мамой. Она пробовала спрашивать у матери, но та отшучивалась, а потом тихонько плакала, думая, что Надя не видит.
Все разъяснилось, когда Наде исполнилось десять. Соседка, тетя Лиза, как-то поймала ее во дворе и отведя в сторонку, потребовала, чтобы Надя больше не дружила с ее Инночкой. Надя очень удивилась. Во-первых, потому, что с Инночкой она вовсе не дружила, ведь ее терпеть не могли все дети, живущие в их дворе. Инна была вредная и страшная ябеда. Чуть что случалось не по ее хотению, тут же бежала жаловаться матери, а та понимала страшный скандал. Поэтому ребята старались держаться от Инночки подальше. А во-вторых, Надю удивило то, как разговаривала с ней тетя Лиза, которая никогда до этого не отвечала на Надино: «Здрасьте!», даже не поворачивая голову в сторону девочки. Широко расставленные глаза с прищуром наблюдали за Надиной реакцией, и девочка от неожиданности выдала именно то, что ожидала услышать от нее соседка.
- Почему?
- Потому, что ты ребенок из неблагополучной семьи! Потому, что ты можешь плохо повлиять на нее! – тетя Лиза облизнула тонкие губы и сжала крепче локоть Нади. – Потому, что твои мать и бабка неблагонадежные люди. И ты вырастешь такой же!
Надя не поняла толком ни слова из того, что сказала соседка, но то, как именно она это говорила, напугало девочку до икоты.
- Пустите меня! – Надя дернулась, и ветровка затрещала по швам. – Я не дружу с вашей Инночкой и никогда не буду! Пусть сама ко мне не лезет! И не смейте говорить плохо про мою маму!
Надя кричала так, что окно на первом этаже распахнулось и другая соседка, тетя Клава, выглянула, чтобы посмотреть, что происходит.
- Лизка! Ну-ка, отпусти Надюшку сейчас же! Опять свой язык змеиный распустила? Я Виктору скажу! Пусть мозги тебе на место поставит!
Глаза тети Лизы забегали, рука разжалась, и Надя с громким ревом кинулась к подъезду. Мамы дома не было, а бабушка к тому времени уже жила отдельно, уступив им свою квартиру. Надюшка пыталась трясущимися руками открыть дверь, почти ничего не видя от слез, когда ей на плечо опустилась теплая ладонь и тетя Клава сказала, отбирая у нее ключи:
- Успокойся, Надюша! Нечего тут плакать! – дверь, наконец, открылась и Надя буквально влетела в квартиру.
Тетя Клава вошла следом и, аккуратно прикрыв за собой дверь, повернула Надю к себе лицом.
- Ну-ка, дай-ка я тебе слезки вытру! – она приподняла край передника и вытерла Наде лицо. – А теперь сморкайся! Вот так! Пошли умоемся, а потом поговорим с тобой.
Через пару минут Надюшка уже сидела на кухне рядом с тетей Клавой, и та спрашивала у нее:
- Ты маму свою любишь? – Надя кивнула, совершенно не понимая, что за странный вопрос. Как можно не любить свою маму? Разве так вообще бывает?
- Люблю!
- А бабушку?
- И бабушку люблю!
- Вот и не позволяй никогда и никому плохо говорить про любимых людей – поняла? И запомни, тот, кто плохо говорит про кого-то, сам так себе человечишка. Поняла?
- Поняла…
- А теперь, послушай меня. Когда мама вечером придет, ты ее попроси, чтобы тебе рассказала, что случилось с ней и с бабушкой, когда тебя не было. Расскажи ей, что сегодня было. За Лизу не волнуйся, с ней у меня разговор будет серьезный. Больше она к тебе не подойдет. Но, Наденька, злых людей на свете, конечно, меньше, чем добрых, но иногда они все-таки встречаются. И портят нам жизнь. Говорят плохие вещи, делают что-то нехорошее. И единственная защита от них – это знать правду и не давать им сделать тебе больно. Не слушай, не разговаривай с такими людьми. Ничего хорошего от них ждать не приходится, а вот плохого – получишь с избытком. Беги от таких, как тетя Лиза, и никогда не позволяй им тебя обижать! Поняла?
- Да…
Конечно, Надя мало что понимала на тот момент, но, почему-то все, что сказала ей тетя Клава, запомнила слово в слово. Она заперла дверь за соседкой и села за уроки. Обычно они давались ей легко, но сегодня совершенно ничего не получалось. Надя битый час таращилась в учебник, пытаясь прочитать упражнение по русскому языку, а потом захлопнула книгу и подперла рукой щеку. Почему эта тетя Лиза такая злая? Что ей сделала Надя или ее мама? Они никогда не дружили, не общались. Мама вообще мало с кем общалась во дворе. Только здоровалась. Тетя Клава, да тетя Люся из второго подъезда, вот и все, с кем мама поддерживала отношения. Именно им она всегда отрезала первые кусочки от только что испеченного фирменного «Наполеона» и посылала Надю:
- Пойди, отнеси, пожалуйста!
И Надюшка бежала, возвращаясь с полными карманами конфет.
- Вот! – она высыпала на стол две кучки. – Это тетя Клава дала, а это – тетя Люся. Мои любимые!
- Которые? – смеялась мама.
- Все! – Надя принималась делить конфеты, раскладывая их на три равные кучки. – Это тебе, это мне, а это бабушке Оле.
В замке повернулся ключ, и Надя выскочила в коридор. Лена поставила сумки на пол и скинула туфли.
- Уф! Вот это и есть счастье! – Лена обняла дочку и тут же насторожилась. – Что такое, Надюша? Что случилось?
Надя вдруг разревелась самым позорным образом. Она плакала в голос, как когда-то в детстве, в тот день, когда Кузя потерял свой прекрасный хвост. Эту мягкую игрушку, бельчонка, Наде подарил отец, которого она до своих трех лет не видела. Задолго до рождения девочки он уехал из города, оставив о себе на память только эту игрушку и тоненькое колечко с синим камушком, которое подарил Лене на день рождения. Хвост мама тогда пришила, а с Денисом, внуком тети Клавы, Надюшка неделю не разговаривала, пока тот не попросил прощения. Потом, они, конечно, помирились, ведь ближе друга у Нади не было.
- Надя! Наденька! – Лена, перепугавшись, схватила дочку на руки, напрочь забыв об усталости. – Кто тебя обидел?
- Тетя Лиза! Она сказала, что я плохая! Что ты плохая и бабушка тоже! И ругала меня, чтобы я не дружила с Инночкой.
- Что?! – Лена от удивления чуть не разжала руки, но вовремя спохватилась. – Надюшка, погоди! Давай-ка, ты мне по порядку расскажешь, как дело было? А то я пока не понимаю ничего.
Надя чуть успокоилась и рассказала матери о том, что случилось во дворе.
- Ясно! – Надя удивленно посмотрела на мать. Никогда еще она не видела ее такой сердитой. – С ней я потом поговорю, а пока… Надюша, ты ведь ничего не поняла, так? Тогда слушай. Все, что сказала тебе тетя Лиза – это неправда! Я расскажу тебе все, как было, а ты потом сама подумаешь, кого и как слушать, хорошо?
Надя кивнула и Лена, усадив дочку рядом с собой, начала рассказ.
- Бабушка твоя, Оля, была очень красивой в молодости. Такой красивой, что, когда она по улице шла, за ней словно расцветало все.
- Как в мультике про Василису Прекрасную?
- Да! Именно так. Ты очень на нее похожа. Только, когда вырастешь - будешь еще красивее.
Надюшка улыбнулась сквозь слезы и прижалась к матери.
- Все вокруг говорили, что Оленька будет счастливой. И семья у нее будет хорошая, и детки красивые. И, когда, бабушка Оля встретила твоего деда, никто даже не удивился, что такой парень, как он, обратил внимание на нее. Дед твой был старше бабушки. Уже работал инженером на большом заводе. У него была и квартира, и машина, а еще он был очень красивый, под стать бабушке. Словом, Надюша, кавалер был завидный, да только бабушка в нем разглядела кое-что еще.
- Что?
- Очень добрый был. Готов был последнюю рубаху с себя снять и помочь, если попросят. Это его и погубило.
- Как это?
- На работе у него начались неприятности и не очень хорошие люди уговорили взять вину на себя. Говорили, что ему ничего не будет, так, пожурят немного и все. А закончилось все печально.
- Как?
- Дедушку твоего посадили в тюрьму.
Надя отстранилась от матери.
- Почему? За что? Ведь он не был виноват!
- Не был. Но, так бывает, Надюша. И если подумать хорошенько, то часть вины была и его. Нужно было бороться, вывести на чистую воду тех людей, которые хотели свои промахи скрыть от всех. А он пожалел их, ведь они твердили, что друзья ему…
- Друзья такие не бывают!
- Конечно, нет. Но, ему от этого было не легче. Шесть лет он провел в колонии, пока бабушка была здесь одна. Точнее, почти одна. Я ведь уже была у нее. Когда дедушку твоего забрали, бабушка Оля уже ждала меня. И папу своего я увидела первый раз, когда мне было пять лет. Сначала я его очень боялась, а потом перестала. Он мне все время писал письма. Хотя я не умела читать. Он рисовал. И это были целые сказки из таких картинок. Смотри!
Лена встала и, открыв один из ящиков в шкафчике, достала коробку. Надя открыла ее и увидела множество листочков, изрисованных смешными картинками. Вот кот, который ловит мышку, а вот дети играют в футбол на полянке.
- А дедушка хорошо рисовал! – Надя перебирала листочки, разглядывая рисунки.
- Очень хорошо! И меня научил потом. Когда он вернулся, мы очень хорошо жили. Только вот… - Лена нахмурилась.
- Что, мам?
- Мало, Надюша. Очень мало. Я была такой, как ты, когда папы не стало.
- Почему? – листочки из рук Нади рассыпались по полу, но она не обратила внимания на это, в упор глядя на мать и ожидая ответа.
- Он сильно болел. Бабушка Оля сделала все, что могла, но деда твоего не стало. И тогда к нам пришла страшная беда.
- Какая? – Надя спросила это шепотом, словно боясь, что злая эта беда снова постучится в их дом.
- Как бы тебе объяснить… Понимаешь, доченька, бабушка не справилась со своим горем. Ей было так больно, так плохо, что она сломалась. И начала делать то, что делать было нельзя. Помнишь дядю Игоря из пятьдесят шестой квартиры?
- Который пьяненький ходил все время?
- Да. Ну вот бабушка Оля тогда стала похожа на него.
Надя ахнула.
- Не может быть!
- Было, Надюша. Сначала понемногу, а потом больше и больше. Окончилось все это тем, что я заболела. Все было очень серьезно, у меня было воспаление легких. Мама совершенно не обращала внимание на меня, не лечила и не заботилась. И, когда меня забрали в больницу, все было уже очень плохо. Спасибо тете Клаве! Это она меня спасла. Сначала определила в больницу, а потом пыталась поговорить с моей мамой, твоей бабушкой.
- Получилось?
- Нет. Меня забрали в детский дом.
Надя, широко раскрыв глаза, смотрела на маму, а по щекам ее бежали слезы.
- Не плачь, Надюшка. Все это было уже давно. Рассказывать дальше?
- Да! – Надя поспешно вытерла глаза ладошками и прижалась к маме. – Все мне рассказывай! Все-все!
- Все-все, не буду. Ты еще маленькая. Много не поймешь, да и не надо оно тебе. Я расскажу тебе, как бабушка Оля снова стала сильной. Такой, как ты ее сейчас знаешь.
- Расскажи!
- Когда меня забрали, она совсем потерялась. Тетя Клава и тетя Люся, ее подруги, очень старались ей помочь, а она гнала их от себя. Ходила по двору и плакала, звала меня все время. Она ничего не понимала, думала, что я гулять ушла и домой идти не хочу. Так прошел целый год. Однажды к нам в детский дом пришли люди. Они долго смотрели на нас. Как мы пели, готовясь к утреннику. А потом меня вызвал к себе директор и сказал, что они выбрали. Меня.
- Как это выбрали?
- Хотели меня удочерить.
- А разве так можно? У тебя же уже была мама?
- Была. Но, так как она обо мне не заботилась, другие люди могли взять на себя эту заботу.
-А ты хотела?
- Нет, солнышко. Я очень хотела домой. Хотела к маме. Ведь я ее помнила хорошей, такой, какой она была всегда, а не в последнее время.
- И что было дальше?
- А дальше бабушка Оля показала, что она не такая слабая, какой ее все считали. Тетя Клава навещала меня все время. Она и узнала, что меня собираются отдать в другую семью. Что увезут в другой город и скорее всего мама меня больше не увидит. И бабушка Оля сделала все, чтобы этого не случилось.
- Она взяла тебя домой?
- Не сразу. Меня бы ей не отдали просто так. Домой я попала только два года спустя, после того, как ее признали способной обо мне заботиться дальше.
- И все стало хорошо?
- Не совсем… Понимаешь, Надюша… - Лена с трудом подбирала слова. – Я к тому времени уже никому не верила. А тем более твоей бабушке. Мне казалось, что никому до меня дела нет. А на нее я страшно злилась. И поэтому принялась делать все, чтобы отомстить ей за то время, которое мне пришлось провести в детском доме.
- Мстить?
- Глупо, правда? Я очень хотела, чтобы она что-то сделала, что-то сказала, чтобы все исправила… Только, я сама не знала, что и как. В тот момент я не понимала, сколько ей пришлось пройти, чтобы восстановиться в своих правах. Я уходила из дома, заставляя ее искать меня, забросила учебу, перебиваясь с двойки на тройку, хотя мне всегда нравилось учиться, пробовала то, что пробовать было нельзя. Мне казалось, что чем больнее я ей сделаю, тем больше она поймет. Как плохо было мне.
- Она тебя ругала за все это?
- Ни разу. Я приходила домой ночью, а она молча ставила передо мной горячий ужин и говорила, что любит меня. Мне это страшно злило. А потом все изменилось.
- Когда?
- Когда я узнала, что у меня будешь ты. Мне было так страшно, что первым делом я прибежала к маме. Почему-то в тот момент я не думала, что она плохая или как я на нее обижена. Я точно знала, что только она сможет мне помочь.
- У нее получилось?
- Да. Получилось…
Лена сделала паузу, раздумывая. Ей не хотелось рассказывать дочке, как по чужому злому оговору отец Нади поверил в то, что ребенок не от него. Лена не знала, кто рассказал ему об этом. Он никогда не говорил, а она не спрашивала. Не хотелось ей рассказывать, как он уехал, бросив ее. Как она рожала, захлебываясь слезами, пока акушерка не накричала на нее:
- Хватит слезы лить! Толку-то от твоего водопада? Рожай, давай! Подумаешь, бросил он тебя! Да и пускай катится! Ему же хуже! Вот родишь ляльку и никогда уже не будешь одна, поняла меня?
Не хотелось Лене рассказывать и о том, что только мать встречала ее из роддома. И как Лена простила ей все на свете, после того, как Ольга прижала к себе внучку и сказала дочери:
- Спасибо! Это самое большое счастье, которое было у меня после твоего рождения, доченька… Ничего не бойся! Мы справимся!
Не хотела Лена рассказывать дочери и о том, как Ольга три с лишним года искала своего непутевого «зятя». Как нашла его и чуть ли не силком привезла его домой. Ведь Лена и сама не знала, какие аргументы привела мать отцу Нади, что он поверил в то, что ребенок его. Она не раз спрашивала Ольгу, но та отмахивалась:
- Доченька, да какая же разница? Главное, что вы теперь вместе!
Уступив свою квартиру дочери, она уехала в пригород и сняла полдома у старенькой учительницы, которая когда-то преподавала в той школе, где училась Ольга.
- У нее никого нет, Леночка, а человек уже в возрасте, без помощи не обойтись. Да и вам просторно будет без меня. Не должны дети жить с родителями до старости. Вот в старости – да. Если заберешь меня к себе – большей радости мне и не надо.
Все это Лена приберегла на потом, не решив еще, нужно ли Наде знать обо всем, что происходило в их семье. Может быть лучше будет, если девочка будет жить своей жизнью, а не станет вникать в то, что было и прошло? Лена вздохнула и продолжила:
- Получилось, Надюша. Она очень мне помогла. И когда ты родилась, и когда болела потом. Бабушка Оля была с тобой, когда мы с папой открыли первый магазин. Работы было много, а ты только-только пошла в первый класс. Она очень нам помогла тогда.
- Значит, бабушка Оля хорошая?
- Конечно, хорошая. Надюша, все люди делают ошибки. Маленькие или очень большие. И кто-то сделает ошибку, махнет рукой и забудет об этом до следующей. А кто-то будет помнить всю жизнь и никогда больше не повторит подобного. Как думаешь, кто больше заслуживает уважения?
- Второй! – уверенно ответила Надя.
- Я тоже так думаю. А еще я думаю, что если человек про свои ошибки сам все знает, то никто не должен его тыкать в них носом снова и снова. Не их это забота. Если бы люди всегда смотрели на себя, а потом на другого, и думали сначала о своих ошибках, жить всем было бы гораздо проще. Но, что-то меня уже на философию потянуло. Ты голодная?
- Очень!
- Тогда пошли ужинать. Жаль, что папа в командировке. Я такие вкусные пирожные купила.
- А давай мы купим такие же пирожные в воскресенье и поедем к бабушке?
- Давай!
Надя остановилась на лыжне и прищурилась, глядя, как стремительно удаляется Лена. Снежок похрустывал под лыжами, где-то крикнула ворона и вдруг все стихло. Надя обернулась, подумала секунду, и скинув лыжи, пошла обратно к рябинке. Набрав полную ладонь ягод, она провела свободной рукой по стволу:
- Спасибо! Бабушке отнесу, пусть попробует. Ведь они у тебя такие сладкие, эти ягодки!


Рецензии
..деСТительно! ))

Как, - сказала однажды, /самой себе/ - некая Чаплыгина:
- Не грызть бы, Суть чужую! Вглядеться бы! - в Свою..

;-)

Валентина Чаплыгина   20.11.2023 15:01     Заявить о нарушении
Валентина, лучше не скажешь!
Спасибо за отзыв!
С уважением,

Людмила Леонидовна Лаврова   27.11.2023 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.