Методы руководства. От насилия - к бережливости

МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА: ОТ НАСИЛЬСТВЕННОГО — К БЕРЕЖЛИВОМУ

"Всего три недели..." - советский фильм 1971 года.

"Всего три недели…" - очень интересный фильм для тех, кто задумывается о принципах и методах управленческой, идеологической и информационной работы в мирное трудовое время. Опыт Советского Союза есть. В этом фильме вы увидите кусок настоящей советской действительности. Все герои — люди положительные, никто не мошенничает, все действуют согласно своему мировоззрению, и, однако, даже в этом случае возникают проблемы, которые, если их не решать, закатываются в тупик. Этот тупик начинает решаться с появлением человека, который верит в друга и хочет помочь коллективу, чтобы конфликт разрешился мирным путём, никого из коллектива при этом не потеряв.
Главная мысль фильма — это бережное отношение к людям, уважение к труду всех, кто участвует в общем деле.
Как изменить стиль руководства? Как перевести его с путей насилия к более вдумчивому и предусмотрительному стилю руководства?
При единоличной монополии на руководство председатель колхоза из лучших стремлений превратился в диктатора. Когда после военной разрухи восстанавливали почти с нуля хозяйство села, все сельчане были согласны напрячь все силы, выложиться по полной и наладить элементарные условия жизни. Все с пониманием относились к командному стилю руководства председателя, одобряли и поддерживали его. Коллективно достигали успехов. Вышли в первые ряды. И тут стремления людей стали меняться: сельчане стали требовать для себя больше свободного времени, большего уважения к их личной жизни. Это естественный процесс: невозможно всегда работать на пределе сил, с надрывом, отказываясь от семьи, от воспитания детей, от ведения личного хозяйства в селе, посвящая всего себя только работе на общий план колхоза.
Когда достигнут уровень минимального благополучия и производственного успеха, люди хотят уделить внимание тем сферам своей жизни, где был пробел, пока они почти круглосуточно "пропадали на работе" для создания этого самого материального фундамента в виде разных материальных ценностей. Тогда люди отказывали себе во многом. Но построив фундамент благополучия, люди пожелали строить стены: заняться воспитанием детей, устройством личной жизни, своим духовным и интеллектуальным развитием. Для чего необходимо свободное время.
А председатель, посвятивший всего себя общему делу создания материального благополучия, не задумывался о других потребностях людей. Ему самому был необходим круговорот хозяйственных дел, и общения с разными людьми ему хватало, поэтому он не мог понять, чего не хватает другим, почему они не хотят посвятить "всего себя", подобно ему, работе. Чего ещё они ищут? Почему требуют больше свободного времени?

Психологический конфликт достиг накала, зашёл в тупик, и производственные успехи колхоза уже грозились падением. Из села люди начали уезжать туда, где, хоть и заработать можно меньше, зато время свободное есть больше и стабильнее. В Советском Союзе СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТАЛИ ЦЕНИТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ, ПОТОМУ ЧТО МИНИМУМ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ БЫЛ ДОСТИГНУТ.

Темы фильма:
- как сложно высветить психологическую проблему и не заболтать её, уклоняясь от сути проблемы;
- как сложно убедить человека взглянуть на себя со стороны и признать свою ошибку, измениться;
- кто способен побудить его это сделать и не сломать самого человека и то дело, которому он посвятил свою жизнь;
- как сохранить темп развития всего коллектива?

Нельзя было отказаться от председателя, заменив его на другого: благодаря совместной работе и председателя, и всего коллектива колхоза общее дело было налажено. Приход нового председателя разрушил бы налаженное дело: во многом всё пришлось бы организовывать по-новому и налаживать все связи заново. И не факт, что получилось бы организовать лучше. Но так, как есть, тоже оставлять было нельзя. Уже — тупик, и дело на грани разрушения из-за психологически неправильных действий руководителя колхоза, который сам не мог себя перестроить на другой стиль руководства.

Тем, кому интересна тема руководства большими коллективами людей, большим хозяйством, будет интересен этот фильм, в котором показаны все признаки и действия в чистом виде без отвлекающих дополнений, которых в жизни всегда множество, поэтому "за листьями не видно стволов и веток, не видно леса". А в этом фильме постарались высветить логику прозрачно, ясно. Так сказать, в идеале, без примесей.

В конце фильма главный герой решает посвятить кусок своей жизни помощи другу и коллективу людей, с которыми сжился за три недели, которые стали ему близки и небезразличны. Он верно поступил. Кто же, если не он, сможет помочь его другу-председателю понять сложное в самом себе? Главный герой не мог оставить друга в тупике, не мог оставить коллектив людей в подвисшей проблеме. Он решил сделать всё, что может, с верой в успех. С таким настроением действительно можно горы своротить и преодолеть долговременные, сложные к преодолению препятствия.

Для идеологических руководителей этот фильм тоже будет интересен.
Из просчётов руководства председателя можно назвать такие:
- не организована замена специалистам на случай их болезни или отсутствия по другим причинам;
- не налажена основная работа по сменам, что дало бы возможность высвободить время большому количеству людей, занятых на производстве;
- не воспитывается и не обучается молодое поколение кадров, что ставит под угрозу всё дело: если начнут по возрасту или в силу других причин выбывать ценные сотрудники и специалисты, то непременно будет аврал и сбой ритма работы всего коллектива;
- подавляется инициатива людей, и председатель решает всё в одну голову. А как известно: "Одна голова — хорошо, а две, три — лучше".
Нарушается ПРИНЦИП СОБОРНОСТИ, т. е. где собирается несколько заинтересованных в деле людей, там проблемы легче и быстрее решаются благодаря усилению общей мысли, - возникает соборность мысли: сложение в одном направлении мыслей от разных людей даёт многократно усиленную мысль, которая способна решить любую задачу. Для этого собирают консилиум врачей или научные симпозиумы, круглые столы, собирают людей на общую молитву в церкви или на военный совет в штабе. Всё это — коллективная мысль, соборность, способные преодолеть то, что не под силу сделать одному.
И в этом случае ценен тот человек, который может объединить всех, собрать всех заинтересованных людей вместе.

Вот об этом фильм.

Личные отношения различных героев показаны не с романтичной стороны, а с проблемной: "насильно мил не будешь". И эта мысль перекликается с главной линией сюжета: насильственный метод руководства так же не мил сердцу людей.

Грубость, которую допускает председатель колхоза в отношении к своим подчинённым, подчёркивание своего превосходства: "я больше заинтересован в общем деле, чем вы, несознательные", - это, по сути, обычное мальчишеское хвастовство. К примеру, случай с рождением телёнка. Все были рады, что удалось спасти телёнка и корову в тяжёлых родах из-за крупного размера телёнка. И председатель в этой ситуации выглядел молодцом в глазах колхозников: именно его личными усилиями это затруднение было преодолено. Но, уходя, председатель бросил: "кормить как следует, лично проверю, - знаю я вас!" Чем обидел колхозницу и сбил всю радость от достигнутого совместного труда за эту ночь. Он выразил недоверие к ней: "я честно поступаю, а вы только и смотрите, как укрутить что-нибудь или откосячить". Это скрытое хвастовство.
Второй случай того же рода. Когда воскресник был назначен на собрании на базарный день и большинство на него не пришли вовремя, забыли за базарными хлопотами. Собрать председатель смог. Применил оркестр. Люди вспомнили, что сегодня у них назначен воскресник, и сами некоторые усовестились: как мы могли забыть? Председатель же, как только все собрались, высказал горячую обвинительную речь: "Разве мне одному всё это надо?! Вы же сами назначали воскресник! Вам жалко один час оторвать от базара?" В его голосе звучала настоящая боль и обида, но люди после этой речи работали на воскреснике уже без настроения. Вновь председатель подчеркнул своё превосходство перед другими, свою сознательную заботу об общем деле. Снова выразил недоверие коллективу. Это прикрытое хвастовство своими преимуществами, которое в нём так засело, что он уже не осознаёт, что это хвастовство.

Это хвастовство приводит к "другой стороне медали". Третий случай. Председатель настоял на своём решении  и сказал, что возьмёт ответственность на себя. Хотя другие знающие люди предупреждали его о рисках. Как предупреждали, так и получилось. Был составлен акт, в котором было указано, что решение было принято лично председателем. Председатель акт порвал и приказал переписать. Но ведь он утверждал, что принимает решение под свою ответственность, хвастаясь своей большей заинтересованностью в успехе общего дела. Когда же пришла пора нести ответственность, хвастовство помешало ему принять её. Ответственность и хвастовство не совместимы. И председатель принял силовое решение и подавить справедливое требование колхозников написать правильный акт: кем принято решение, приведшее к убытку.

И у положительных героев бывает такого рода хвастовство. И этот психологический момент очень нелегко преодолеть человеку в себе, когда он вошёл в его суть, был чертой его характера с детства. Только долгая совместная работа рядом с человеком, не обладающим тягой к хвастовству, может перенастроить председателя на трезвую оценку своего труда без хвастовства. И его друг, парторг, будет ему в этом помогать при  совместной работе, помогая преодолеть в себе эту черту характера. Это долгий психологический труд. За короткий срок такую черту характера не переменить. Если у человека есть желание гордиться собственной персоной, повод всегда найдётся. Хвастаются не только достоинствами: недостатками так же успешно хвастаются те, у кого нет достоинств.

Очень хороший фильм!

Да, новый парторг колхоза будет бороться за выход из тупика для всех не в одиночку. За те три недели, которые он посвятил выяснению ситуации, проявились сторонники изменений к лучшему в жизни села, которые сгруппируются и объединят усилия вместе с новым парторгом, да и прежний парторг в стороне не останется, который очень уважал председателя колхоза за его честность, преданность и умение работать в любой сфере жизни села.

Очень важно понять принцип действий, при котором сохраняются все люди, и все вместе переходят на новый уровень отношений в большом коллективе. Легко сказать, но непросто сделать: перейти от насильственного метода руководства и отношений к — бережливому.


Рецензии