лс164 Пушкин Асы русского Парнаса и цеховые дела 1

Пушкиномания как кумироведение в идолопоклонстве
 
Даль В.: кумир – изображение, изваяние языческого божеств: идол, истукан или болван. В переносном смысле «предмет бестолковой любви».

Парнасский конкурент  = князь ПАВ
ВЯЗЕМСКОМУ
Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил, благодаря судьбе,
Смеяться весело над Злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.
1821. Друзья-соперники. АСП то брал стихи ПАВ как эпиграфы, то исключал их из изданий. ПАВ завидовал. В конце жизни он многое приоткрыл, но тайны не выдал и Пушкину в ходе его «выдвижения за эпоху»  отказал в праве иметь титул создателя современного русского языка. Об этом в 1821 АСП и предупредил чернь
 
АСП и Гоголь = была ли ссора в 1836
Была. Ее история проста и такова:  Белинский объявил – Пушкин-поэт обмер, трон свободен и на него д.б. посажен Коля Гоголь… Уж кого–кого, а этого юмориста (как себя НВГ сам и величал)  АСП на своем цеховом троне никак не ожидал и явно осерчал…   В ответ он написал свой полиморфный Памятник, а  в 1836 демон-стративно не пришел провожать убегавшего без шинели коллегу Колю за рубеж. В ответ мстительный и злой Нос, который до этого титуловал Пушкина исключительным и даже единственным явлением русского духа (в статье 1834-35 г), достал из кармана стосковавшийся в изгнании кукиш и в  статье 1846 года отомстил убиенному на юбилей их личной драки  = заявил, что Пушкин собою показал что такое сам поэт – и ничего более!  Ни о каком уже русском духе от хохла уже не веяло. НВГ лишил АСП ореола высоконравственного русского святого, духоносца и уникума. Ярлыки Коля в раже заискивания пришил, но потом сам же и отпорол – Коля был злой и далеко не веселый юморист. 
И вот ведь какая попутно петрушка с чесноком: к моменту, когда Белинский объявил Пушкина живым трупом в поэтическом цеху и заявил о конкурсе на занятие свободного по его мнению трона зала Русского Парнаса, никакого писателя Гоголя Российская Империя не знала (ее народ и вообще-то мало что и кого знал… на луя оно ему, бесноватому): из статьи  Глов Саша. Псевдонимы Гоголя:  <…Очевиден факт, что до определенного момента Гоголь не только не захотел подписывать своим настоящим именем ни одного художественного произведения, но и сделал все чтобы об его авторстве знало как можно меньше людей. Впервые его имя появилось в печати под объявлением «Об издании истории Малороссийских казаков» [8] («Северная пчела», 1834, № 24 от 30 января). Далее, как известно им было опубликован целый ряд статей на исторические темы, под которыми неизменно появлялась его фамилия. … Кстати, здесь выявляется широко распространенное заблуждение, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» сделали имя Гоголя известным. Действительно, книга с самого начала стала чрезвычайно популярна, однако автор, скрывшись за литературной маской издателя «пасичника Рудого Панька» >. Поэтому, узнав о кандидатуре Виссариона Неистовича, цеховики замерли в недоумении = а кто это такой Коля Гоголь… и стали просить ВГБ налить такой же кальвы…
 
В статье об истории пушкинского мифа в мракобесии русской исключительно мысли  и последующей бурной де-сакрализацией поэт-человека Пушкина мы о роли в ней Гоголя поговорим обстоятельно
Фарс трагедии Гоголя
у Гоголя своя трагедия = сам он себя считал-величал юмористом (покажу его письмо об этом...но платно) = а ут вдруг читает - какой-то Неистович ниспрвергатель авторитетов усадил его хоть и самочинно но публично на трон Парнасский в зале Славы Писа-телей .... И какое, тля, горе - он всего лишь комик ... а ведь оказывается мог быть королем и не голым... Шибко обидно до дурства... Ну крышка съехала и поехала = выслал почтой Гоголь об АСп ... до и после драки-собаки

Парнас - Этика эстетики
Мои герои это вийоны и кола брюйоны… это брасенсы и проклятые = бодлеры, рембо  и … труверы

Некоторые мифы пушкинологии:
- конец Фауста (звершен 1831) Гете подсказан ему Сценами из Фауста Пушкина (1830)
- Пророк – это о том, что Поэт – духовный вождь и рулевой нации
- Пушкин – не только «чрезвычайное и (м.б.) единственное явление русского духа, но и пророческое
- Пушкин – сам поэт и ничего больше
- Пушкин – декабрист

Легенда о Великом Инквизиторе
Тема ВИ – величайшая в русской лит-ре - возникла  у Пушкина в 1823 году,когда , переживая духовный кризис в конце командировки под прикрытием, поэт-человек в муках решает гед ему быть – в воинстве ангелов Б-га  а одной из лаб его ОК, или  в черном воинстве Сатаны с его Демоном злого гения и бесами:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
    
В стихах – идея Великого Инквизитора: люди обрадовались – из повели как стадо = не надо думать, выбирать  и решать. Сеятеля свободы они высмеяли и отвергли.
При жизни Пушкина не печаталось. Написано в ноябре 1823 г. Ср. «Мое беспечное незнанье» (стр. 143). См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г. Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками. Эпиграф — из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3. Опубликовано Герценом в 1846 и затем Бартеневым в Русском Архиве
Соллогуб Ф.К.: Очень снисходителен и Пушкин был к своим современникам. Холоден был только к двум: к гениальному Баратынскому, и к Бенедиктову, литературному предшественнику одного из самых известных современных поэтов.
Как стать пушкинистом новой волны
Пишущий на филологические темы  пушкиноведения пушкинологии должен (самому себе – нам от ни на фиг):
1) заниматься исключительно текстом Пушкина – ничего не привнося в него  из неведомого гению автора, помня завет Нашего Всего, вложенный им в уста пересказчиков вестей Белкина в Гробовщике:
Больше ничего не выжать из рассказа моего
2) стараться познать всё, что узнал АСП к моменту разбираемого его творения и одновременно забыть всё, что знаешь сам, а кумир знать не мог, ибо а) ему это до лампочки и б) тогда ничего этого столь умного ему  доступно не было, да он, гавриилиадистый,  и не стремился «быть умным как моя жена потом»
3) понимать формат доски, на которой публикуешь свои откровения, и адекватно оценивать публику, что задержится на публичной площади у этой доски лишь на самое короткое время и то только из желания разогнать скуку и прогнать ее дочку = хандру
 
«In memoriam» - Пушкинисты  моего поколения
... Мне любопытно === поколение моего отца и мое поколение дали мировой пушкинистике (на память с ходу имена тех, кто меня обворожил своим взглядом на понимание Пушкина без казенного мундира, штопанных лосин и калопарфюмерии буздумных химчисток):
Бочарова С.Г. Чумакова Ю.Н. Листова В.С. Немировского И.В. Дружникова (Альперовича) Ю. Долинина А.А. Вольперт Л.
Шварцбанда С. Баркова А. Петруниной Н. Архангельского А. ....   А кто из "новой волны" подхватит это знамя ?

Русские метасюжеты - Три метели
«Бесы», «Метель», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
«Метель» В. А. Соллогуба,
«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя,
«Метель» Л. Н. Толстого,
«Горе», «Тоска» А. П. Чехова.
Стихотворение К*** - Я помню чудное мгновенье – гимн явлению Музы Эвтерпы
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
***
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Творение полное цитат и автоцитат: «гений чистой красоты» заимствован из Лаллы-Рук  Жуковского,  грусть безнадежная – у Боратынского…  К*** = это Муза Поэзии – гениально чистая красота.
У древних греков из 9 муз  треть = три!  были связаны с поэзией  = Эвтерпа — муза поэзии и лирики, Эрато, муза любовной и свадебной поэзии и  Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии

  Эвтерпа — муза поэзии и лирики
   
Поскольку  К*** не является творением в честь плотской любви или любви рыцаря к Даме или Деве и не является эпическим, то очевидно этой музой иконой гения чистой красоты была Эвтерпа - или Евтерпа (др.-греч. ;;;;;;; «увеселяющая») — в греческой мифологии[1] одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом или сирингой в руках.
Мать Реса от речного бога Стримона [2]. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования[3]. Её имя среди Муз называет и Цец. Муза (мать Реса) выступает как действующее лицо трагедии Псевдо-Еврипида «Рес». В честь Эвтерпы назван астероид (27) Эвтерпа, открытый в 1853 году. Эвтерпа изображена в гербе муниципального образования «Черная речка» (г Санкт-Петербург).
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.656
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1.4; Псевдо-Еврипид. Рес 918—921
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 4

Народный поэт – совет и завет  поэту

1) Стиховторение Чернь (1829), ставшее Поэт и Толпа (1836) :
ПОЭТ И ТОЛПА с
Procul este, profani. *
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
Поэт
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский,
Ты пользы, пользы в нем не зришь,
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело:
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры;—
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор,— полезный труд!—
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,                1828

2) Третий пушкинский сонет из трёх им написанных:
ПОЭТУ
СОНЕТ
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.    1830

***

Формула Пушкина на Парнасе

Если вы хотите:
- знать поэтику Пушкина, то это Евгений Онегин
- пройти с Пушкиным по Перекресткам его судьбы, то это Демон, Пророк, Родриг и Памятник
- пройти с Пушкиным по его духовному тайному пути, то это весь его РОЦ с Родригом по центру и с КЦ и    Памятником в конце
- пропеть с ним гимн его Музе Евтерпе, то это К*** = Я помню чудное мгновенье …
- прошептать автоэпитафию, то это Воспоминание о кризисе 1828 г  с «Но строк печальных не смываю.»
- узнать его отношения с дворянской радикальной оппозицией из тайных обществ то, это три послания Ивану Пущину - Мой первый друг…, Арион и Кто из богов…
- узнать Пушкина – сервилиста и друга монархии, то это Стансы, Друзьям и Клеветникам России
- встретиться с Пушкиным–мистом, то это Пиковая Дама
- найти в Пушкине метафизика  и постичь его демониаду, то это Демон и Сеятель пустынный, Отрывок из Фауста, Ангел,  Бесы и Пир во время Чумы, Сцена из Фауста.
-знать, что значит чистый афеизм, то это Гавриилиада
- знать отношение самого народного и самого национального поэта Росси к ее народу, читай третий из трех написанных им сонетов - сонет Поэту  и стих-ние Поэт и толпа


Рецензии