Смоленск 27-30. 04. 2022. Ровесник Руси

Идея посетить Смоленск витала в голове уже не первый год и вот, выдалась такая возможность.
Не буду вдаваться в обширный исторический экскурс, скажу лишь о том, что первое упоминание Смоленска датируется 863 годом. В то же время, годом рождения Киевской Руси считается 862-й. Не раз этот город переходил из рук в руки, во время соперничества России с «западными партнерами» и их прихвостнями за смоленские земли. В 1449 году  при Василии Темном Москва отказывалась на вечные года от Смоленска и Смоленской земли. Правда, «вечность» продлилась всего 51 год и русское войско снова вернулось под стены Смоленска с добрыми намерениями. Во время Смутного времени осада Смоленска не позволила подбросить подкрепление засевшим в Кремле польским захватчикам. Спустя 200 лет взаимных военных операций Смоленск, в середине 17 века, можно было с уверенностью сказать: «Смоленск наш!» Правда, Наполеон с Гитлером в этом усомнились. Но плохо кончили. Смоленск, после относительно недолгой отлучки, всегда возвращался в родную гавань. Недолго там враги Отечества скакали от радости, что они нам не браться…

Ну да вернемся, в наши реалии. Путь в Смоленск лежал от Ржева.
Небольшой участок пути по трассе М-9 «Балтия» от города Ржев до города Зубцов вполне сносен. А дальше от Зубцова до Вязьмы – 120 километров абсолютно постыдного дорожного покрытия. Ехать можно по большей части на третьей скорости. Крались бы десятки километров на машине польской сборки из немецкий деталей и думали: «А эти дороги после разгрома фашистов вообще кто-то ремонтировал». Было стойкое ощущение, что на перекрестке появится какой-нибудь танк Т-34, в небе пролетит самолет Ил-2, а навстречу проедет спецтехника с рамами от «Катюши», водитель которого махнет рукой и попросит махорки».
Хоть кино про Великую Отечественную снимай. Ясное дело, нужно сохранять старину. Но все же дорога – это средство для коммуникаций и его необходимо содержать в исправном состоянии. И когда вы едите, то ощущать себя наверняка хотите на «железном коне», а не на полудохлом ишаке. Внутри все так трясется, что даже чаю пить не хочется. Боишься, что по пути может расплескаться. Такова цена свободы. Доколе еще русский мир будет ассоциироваться с такими дорогами? Очень хочется его посмотреть, но риск разбиться посреди леса с потерянным спутниковым сигналом, сильно бьет по мотивации. Однако, ни вражеская пропаганда, ни дружеские дороги, не сломили наш дух и мы «с боями» прорвались к Вязьме.
От Вязьмы до Смоленска долетели по трассе М-1 «Беларусь». Дорога в 4 полосы, гладкая, с оживленным движением. Это не тоскливая «Рижская» М-9. Минский Батька сделал правильный выбор. По дороге несколько раз попадались наряды ДПС и даже группа лиц с надписью «ФСБ» на спинах.

И вот, мы в Смоленске. Остановились в гостинице «Барин». Цена за номер вполне себе бюджетная – всего 2700 рублей с завтраком на двоих. Но зато шкаф с сейфом, просторная ванна. Бонусная вода газированная и негазированная, пакетики с сахаром, зеленым чаем, черным чаем, кофе – все это приносилось каждый день. Тапочки в номер, о которых так часто пишут туристы (это же самое главное!) тоже были. Правда, после второй уборки куда-то делись. Пакетики с гелем и шампунем также обновлялись каждый день. Кровати были мягкими. Вид из окна – частично на центр, частично на частный сектор. Кафе работало с 7.00 до 22.00. Обед из трех блюд - 350 рублей. Мы делили на двоих и нам хватало, ведь порции были «частными», а не «собачьими». Завтраки – два блюда на заказ, а чай, хлеб, соки и сладости – шведский стол.
В общем, цена и качество вполне сопоставимые.

Вышли в город. Центр начинается в соседнем квартале. У нас – частный сектор. Почти что на углу улиц Большой Краснофлотской и Дзержинского видим полуразрушенный забор. Во дворе – покосившийся дом. Весь двор подчистую усеян мусором. В мусоре утопают две ржавые машины. И посередине двора – будка с собакой. Пес дико лает на каждого прохожего и пытается сорваться с цепи. Что он там охраняет? Наверно свою будку. Это единственное уцелевшее сооружение  во дворе. Переходим через дорогу. Тротуар шириной наверно метр, справа проезжая часть, слева – заваленный мусором обрыв и внизу разлив Чуриловского ручья, напоминающий пруд. Рядом угрожающая надпись, призывающая не мусорить. И это – в считанных метрах до центральных кварталов в исторической части города. Еще одна мысль закралась в голову. А если бы на этом месте находилась не Смоленская область, а Смоленское воеводство? Что тогда? Неужели все было бы также. Мне как-то довелось погостить на западе Белоруссии и чистота деревень на границе с Литвой впечатлили. Мы – потомки великих героев, победителей мирового зла. Почему же наше добро такое? Вернее сказать, мы так относимся к своему добру! Ну, допустим, во дворе со злой собакой живет злой хозяин и с него все сыпется. Но он засоряет свой двор. А вот ручей засорен так, что это не было следствием брошенных из окон чеков. Кто-то специально останавливался и бросал прямо в ручей, рядом с достопримечательностями своего же города! Про экологические субботники в городе наверно не слышали. Активисты «Единой России», до ручья не доходили. На установку камеры, конечно денег нет. Понятно. Идем далее.

Между улицами Дзержинского и Беляева расположена набережная реки Днепр, причем, только слева по течению. Набережная более-менее сносная. Но не более километра. Хотелось бы длиннее, но это я уже придираюсь.
По темноте душевной ожидали увидеть Кремль, по типу Псковского или Новгородского, однако его как такового в Смоленске нет. Есть крепостная стена воль улиц Загорная, Исааковского, Дзержинского. В центральных кварталах много храмов, купеческих домов,  старинных зданий административного и культурного назначения, городские сады и даже стадион «Спартак». Есть, конечно, памятники архитектуры и в других частях города, но мы ограничились центром. Еще одна особенность – гуляя по центру, приходится либо карабкаться вверх, либо спускаться вниз. Тротуары узкие, что для исторической части вполне нормально. Но что удивительно, смотровые площадки для обзора города, удалось обнаружить только в двух местах.
В общем и целом, город нам понравился. Центральные кварталы вполне симпатичные. Но городским властям, конечно, есть еще над чем поработать.
Обратно отправились в Санкт-Петербург через Велиж, Невель и Пустошку. Дорога от трассы М-9 до Пустошки такая же, как от Зубцова доя Вязьмы.  Причем есть платный участок Усвяты-Невель. Платишь 200 рублей и скачешь по ухабам. А не нравится – езжай через Великие Луки.
И только от Пустошки до Санкт-Петербурга дорога в целом качественная. Если бы не дорожные работы! И светофоры. Стояли в трех местах. Потеряли очень много времени.
Всего же путь в 740 километров занял 12 часов.
Но игра стоила свеч! Любители старины и барских почестей! Вас ждет Смоленск!

03.05.2022


Рецензии