Изучаем фауну России. Лесная куница

    В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.

         Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность.  Организуя процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать  задачи обучения детей,  развития их интеллекта,  но   и  осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

     После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятий на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для  изучения животных с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

     Лесная куница, или желтодушка  ¬- вид млекопитающих из семейства куньих.  Это стройное грациозное животное.  Легко, коричневой молнией носится она по кронам деревьев, буквально летая, совершая гигантские прыжки и наводя ужас на мелких  лесных обитателей. Слышали  об этом животном  почти все,  а вот встречали его в условиях дикой природы немногие.  Очень осторожен этот зверь, и, даже оказываясь  совсем рядом с человеком,  умудряется  оставаться незаметным. Попытаемся раскрыть некоторые тайны  лесной куницы, познакомившись с ней поближе.
 
• Внешний облик

     Мордочка  у куницы широкая и удлиненная. У зверька мощные челюсти, очень острые зубы. Уши  треугольные, по отношению к мордочке сравнительно большие. Сверху они закругленные  и окаймлены жёлтой полоской.  Глаза темные, ночью их цвет становится медно-красным.  Нос тоже  тёмный.

    Как и у многих других куниц, тело лесной куницы продолговатое с относительно короткими лапками и волосяным покровом на ступнях, а также -  перепонками между пальцами. Поэтому при перемещении по снегу  эти животные в него не проваливаются. Роговые наросты на подошвах лап не дают кунице скользить по льду. На  лапах по пять пальцев, с коготками изогнутой формы. Они могут наполовину втягиваться.
   
    Шерсть лесной куницы окрашена в каштановый или тёмно-коричневый цвет с желтоватым округлым горловым пятном. Зимний мех длинный и шелковистый, летом шерсть у лесной куницы более короткая  и жёсткая. Хвост сравнительно длинный и пушистый. Его функция заключается в сохранении равновесия при лазании и прыжках.
     Длина тела составляет от 45 до 58 см, длина хвоста — от 16 до 28 см, а вес — от 0,8 до 1,8 кг. Самцы в среднем на 30 % тяжелее самок. У самки окраска спины более  бледная, а пятно на горле не столь ясное.

• Распространение, места обитания

     Обитает лесная куница в Европе и западных частях Азии. В Европе ареал этого вида простирается от Британских островов до Западной Сибири. Населяет куница главным образом лесные местности.  Предпочитает леса  лиственные и смешанные.  В горной местности встречается до высот, на которых ещё растут деревья.

     Зверек отдает предпочтение глухим лесам  с деревьями, имеющими дупла, но может держаться и в небольших окультуренных и ухоженных рощах.  В открытую местность зверёк может выйти исключительно для того, чтобы поохотиться. Каменистые ландшафты для куницы неподходящее место, его она сторонится.

    Стабильная обитель у лесной куницы или  желтодушки отсутствует. Убежище она находит на деревьях на высоте от 2 до  20  метров и даже выше, в дуплах белок, оставленных гнездах, расселинах и буреломах, а также в гнёздах хищных птиц. В эти убежища они удаляются для отдыха в дневное время,  а в сумерках и ночью уходят на поиски добычи. Постоянные жилища куница использует только в период выкармливания молодняка.

• Характерные черты поведения

     Лесные куницы в гораздо большей степени обитатели деревьев, чем другие виды куниц. При лазании они в состоянии разворачивать свои ступни на 180°.  Лесная куница больше всех остальных представителей своего рода предпочитает жить и охотиться на деревьях. Она с легкостью карабкается по их стволам. Ее хвост помогает ей с этим справиться, он служит кунице рулем, а иногда и парашютом, благодаря чему зверек прыгает вниз без каких-либо последствий. Верхушки деревьев кунице абсолютно не страшны, она легко передвигается с одной ветки на другую и может прыгнуть на четыре метра.  Искусно плавает, но занимается этим очень редко.
 
Животные весьма игривы, причём игры лесных куниц очень напоминают кошачьи. Характерна для них и звуковая сигнализация. В опасных ситуациях  издают резкий писк. Во время сезона размножения в лесу то и дело раздаются их пронзительные крики и фырканье, которое напоминает мурлыканье кота.

    Лесные куницы — животные с выраженным территориальным поведением, маркирующие границы своей территории  с помощью секрета, выделяемого анальной железой. Они обороняют границы своего ареала от однополых сородичей, но территории самцов и самок часто пересекаются. Размеры территорий сильно варьируют, хотя территории самцов всегда крупнее территорий самок. Различия наблюдаются и в связи со временами года — зимой территории отдельных особей могут быть почти на  50 % меньше, чем летом.
 
   В горных районах  лесная куница совершает регулярные сезонные миграции.  Отдельные особи ведут бродячий образ жизни.  Кочёвки наблюдаются и на равнинах  при недостатке кормов или при расселении молодняка.

• Питание

     На поиски корма  куницы выходят в сумерках или ночью, лишь молодые животные нередко встречаются и днём. За сутки проходит до 17 км; длина суточного хода зависит от кормовой базы.

     Лесные куницы всеядны, но предпочитают мелких млекопитающих (например, полёвок и белок), а также птиц и их яйца. Не брезгуют эти хищники  и пресмыкающимися, лягушками, улитками, насекомыми, падалью. В целом лесные куницы не привередливы и питаются той пищей, которую могут найти в границах своего обитания. Излюбленным же «деликатесом» для них являются белки. Лесные куницы часто ловят последних прямо в дуплах, но если это не получилось, то могут долго вести охоту на них, преследуя в ветвях деревьев. Добычу лесная куница убивает укусом в затылок.  Более крупных животных не съедает и прячет их остатки про запас.  При отсутствии предпочитаемых кормов  может лесная куница питаться и падалью. Иногда она находит крупного хищника и следует за ним, питаясь остатками от трапез последнего.
 
     У  Альфреда Брема находим указание на то, что, когда пищи в лесу недостаточно, куница становится смелее и иногда даже приближается к человеческому жилью. Она проникает в курятники и голубятни и производит там такие же опустошения, как хорёк или ласка.

    Осенью в её рацион  может  в значительной мере дополняться  разнообразной растительной пищей:  фруктами, ягодами и орехами. Поздним летом и осенью она накапливает и складывает в укрытия запасы пищи для холодного времени года.

• Размножение и развитие

    Спаривание у лесных куниц проходит в середине лета, но беременность начинается намного позже, и потомство появляется на свет лишь в апреле. При рождении длина тел детёнышей лесной куницы составляет 10 см. В помёте их бывает от 1 до 8, наиболее часто  3-4.  Рождаются они слепыми и глухими. Слышать  они начинают  только на 23 день, прозревают  на 28-36 день. Продолжительность молочного кормления до 2 месяцев.  Самка может оставлять малышей на время охоты. При возможной опасности она переносит их в более безопасное место.

     В течение первых восьми недель они остаются в родительском гнезде, а после начинают обследовать местность вокруг него. В конце июня детёныши переходят на взрослый рацион. По истечении шестнадцати недель они окончательно становятся самостоятельными, но иногда до следующей весны всё ещё сопровождают свою мать.   
 
    На втором году жизни у лесных куниц наступает половая зрелость. Продолжительность жизни в неволе составляет до шестнадцати лет, но в дикой природе лишь немногие лесные куницы становятся старше десяти лет.

• Роль в природе, взаимоотношения с  человеком

     В условиях дикой природы лесные куницы являются естественными регуляторами  численности различных видов животных (в особенности - грызунов, земноводных, рептилий);  распространителями семян растений, кормовым объектом для более крупных хищников, хозяевами паразитов. 

     Лесные куницы обладают ценным мехом. В результате интенсивной охоты они во многих областях стали редкими животными, хотя, благодаря обширному ареалу, эти млекопитающие в целом не находятся под угрозой исчезновения.  Однако очевидным  является сокращение их сферы обитания, так как лесным куницам нужны здоровые леса, заселённые представителями многих видов растений и животных.

     Содержание лесной куницы в неволе — довольно непростая задача и поэтому в зоопарках этот вид можно увидеть нечасто.

                ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Почему, даже живя недалеко от человека,  лесная куница  обычно остаётся им незамеченной?
2. Что помогает кунице с легкостью передвигаться по снегу, не проваливаясь в него?
3. Как и почему изменяется шёрстный покров у куницы в разные сезоны года?
4. Каково значение  хвоста  в жизни куницы?
5. Кто крупнее у куниц – самка или самец?
6. В каких местообитаниях чаще всего встречается лесная куница?
7. Лесная куница является преимущественно дневным или ночным животным?
8. Где скрывается лесная куница в период  отдыха или сна?
9. Где лесная куница чаще всего охотится и добывает себе корм – на земле или на деревьях?
10. Каким образом куницы общаются друг с другом?
11. В каких случаях куницы совершают миграции?
12. Какие животные могут быть объектами питания куницы?
13. Какими растительными кормами питается куница?
14. В какой ситуации лесная куница может питаться падалью?
15. Сколько детёнышей чаще всего бывает в  помёте у лесной куницы?
16. Какие признаки характерны для новорождённых детёнышей лесной куницы?
17. Сколько лет может прожить  лесная куница?
18. Какова биологическая роль куниц в дикой природе?
19. Как складывались взаимоотношения лесной куницы с человеком?

20.   Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.

«Очень люблю летом побродить по лесу, особенно в тех местах, где  редко встретишь людей, собирающих грибы или ягоды. Здесь, если ведёшь себя осторожно, можно увидеть  животных, которых редко обнаружишь вблизи человеческого жилья. Вот и сегодня мне повезло. Устал я,  присел на пенёк рядом с  высокой елью,  почти скрывшись при этом под её нижними разлапистыми ветвями.  Не успел ещё перевести дух, вдруг смотрю – по ветвям соседнего дерева несётся белка, а за нею, словно молния, - лесная куница! Расстояние между ними стремительно сокращалось.  Я от неожиданности громко вскрикнул. Белка совершила резкий поворот в сторону, перепрыгнула на другое дерево и потерялась в её густых ветвях.  Услышавшая мой крик куница мгновенно остановилась, повернула голову в мою  сторону, но я замер, и зверёк меня не заметил. Зато я, даже за короткое  время,  успел рассмотреть  этого интересного представителя семейства кошачьих.  Округлая голова, тонкий хвост, полосатая окраска позволяют легко отличить лесную куницу от других млекопитающих, живущих в наших лесах.  Не обнаружив опасности, но потеряв возможность преследовать белку, на которую куница охотилась, хищница совершила большой прыжок,  оказавшись на том же самом дереве, где  ранее спаслась от преследования везучая белка. Однако её уже и след простыл. Куница зевнула и неспешно  направилась вверх,  в  густую крону.  Вскоре я не смог уже различать её  среди ветвей дерева.  Не повезло сегодня хищнице. День клонился к своему завершению,   впереди были вечер и ночь – время отдыха для куницы.  Как видно, сегодня ей придётся засыпать на голодный желудок.  Я встал, вышел на тропинку и, довольный своим новым сегодняшним впечатлением от встречи в лесу, направился к деревне, где в одном из домов через пару часов меня будет ждать вкусный ужин. Как же всё-таки хорошо, что я – не куница!».

     В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности:  куница -  представитель не семейства кошачьих, а семейства куньих.  Морда у неё не округлая, а заострённая; хвост не тонкий, а довольно  широкий; окраска не полосатая, а большей частью однотонная, с жёлтым пятном на груди. Лесная куница вечером и ночью активно добывает себе пищу, а не отдыхает.  А время её сна – как раз дневное время, в которое рассказчику, якобы, удалось наблюдать охоту этой хищницы.  Летом она питается не только животной, но и растительной пищей.  Последнюю в это время в лесу найти довольно легко. Поэтому даже при неудачной охоте куница совсем не обязательно должна засыпать голодной.

21. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

     ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ЛЕСНОЙ КУНИЦЫ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о  лесных куницах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького исследования.
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Аристов А.А.,  Барышников Г.Ф. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Хищные и ластоногие.  – СПб, 2001.
2. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо,  2003.
3. Жизнь животных. Том седьмой. Млекопитающие / Под ред. В.Е. Соколова.  – М.: Просвещение, 1989.
4. Звери и птицы наших лесов. Детская энциклопедия. – 2010. - № 9.
5. Лесная куница // Наша флора  и фауна.  – М.,  2013.  - № 29.
6. Лесная куница [Электронный ресурс].  - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесная_куница/, свободный. (Дата обращения: 2. 08. 2021).
7. Лесная куница [Электронный ресурс].  - URL: свободный. (Дата обращения: 2. 08. 2021).

9. Лесная куница [Электронный ресурс].  - URL: https://ecoportal.info/lesnaya-kunica/, свободный. (Дата обращения: 2. 08. 2021).
10. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
11. Мир дикой природы. Удивительное царство. – М.: Росмэн, 1997.
12. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
13. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
14. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе. – 2012. - № 7.
15. Флинт В.Е., Чугунов Ю.Д., Смирин В.М.  Млекопитающие СССР. – М.: Мысль, 1970.


Рецензии