Голос - единственный во всей вселенной!

Маленькое вступление: этот небольшой рассказ не только о том, что такое человеческий голос и какова его природа, а ещё об уникальных, неповторимых голосах интересных, всеми любимых, талантливейших наших артистов.


Иногда, при некоторых размышлениях, задумываешься над недосягаемым всесилием Природы (или Бога – кому как угодно)! Это же какой волшебной силы талантище надо иметь, чтобы создавать на протяжении бесконечного времени человеческие индивиды, абсолютно разные, никогда не бывающие идентичными! У любого человека, жившего, живущего и будущего жить, свой базовый код - молекула ДНК, и код этот никогда не повторяется!!! Уму непостижимо! Всем давно сей «фокус» известен. Но абстрагируйтесь и вдумайтесь в суть: никогда не повторяется! Бесконечность вариантов. Есть похожести, пересечения, порой даже очень сильные, но нет и не будет идентичности!

У каждого человека свой рисунок отпечатков пальцев, у каждого человека свое лицо, у каждого человека свой неповторимый голос - такая своеобразная визитная карточка, которой, между прочим, пользуются современные специалисты в области финансовой безопасности: во многих крупнейших мировых банках сейфы самых влиятельных людей запрограммированы на голос своего владельца. Инженеры-программисты для тестирования сейфовых замков специально приглашают самых талантливых пародистов, чтобы те скопировали голос обладателя и попытались открыть его сейф - нет, номер не проходит! Никому не удавалось подделать чужой голос на 100% и обмануть звуковую шифрованную систему. Голос — это потрясающий феномен, словно отпечаток пальца, и другому человеку совершенно невозможно в точности воспроизвести чужую тональность, диапазон, любые врожденные характеристики голоса.
 
Ещё находясь в утробе, эмбрион на 25-ой неделе развития не только слышит, но и запоминает голос матери. Недаром врачи-гинекологи советуют будущим матерям обязательно разговаривать со своим пока не родившимся ребёнком. А после рождения малыш способен распознать материнскую речь среди множества других женских голосов - новорожденный откликается на звук родного голоса и ни с каким иным его не спутает!

Почему и как человеческие голоса становятся уникальными?
Голос человека является продуктом сложной системы звукообразования, и главная составляющая этой системы, как объясняют ученые, - голосовой аппарат: голосовые связки (единственный в организме инструмент, способный воспроизводить звуки), которыми управляют 16 тонких мышц (с их помощью связки могут принимать около 170-ти различных положений); гортань, через которую проходит воздух в лёгкие и обратно; диафрагма и легкие. «Колёсики и винтики» голосового аппарата приводятся в синхронное движение центральной нервной системой. На формирование голоса влияют строение голосовых связок, уникальность резонатора (носовая полость, полость рта и строение черепа) и сила, с которой человек выпускает воздух, проходящий сквозь связки. А также самый важный психологический фактор – человек с младенчества настраивает свой голос в зависимости от того, как говорят его родители, дети могут неосознанно имитировать акцент своих родителей, даже находясь еще в утробе матери. Так вот, оказывается, голоса людей отличаются именно потому, что длина голосовых связок и строение гортани у всех разные и определяются генетически!
 
Каждый человеческий голос неповторим: он имеет особую высоту, силу, окраску, тембр и тоновый диапазон. Эти характеристики формируются в результате резонанса звуковых волн с телом: костями, кожей, слизистыми оболочками и внутренними органами. Недаром гортань сравнивают с музыкальным инструментом, например, со скрипкой - звучание инструмента зависит от его формы, внутреннего строения, материала, из которого он изготовлен, лака, которым покрыто дерево. Если иметь в виду, например, высоту голоса, то она складывается из длины голосовых складок (чем они длиннее, тем голос звонче), величины подскладочного давления (чем больше величина, тем выше звук), массы голосовых складок (чем складки « мясистее», тяжелее, тем голос ниже), степени натяжения голосовых складок (чем складки более натянутые, тем звук более выше). Вот ведь какая хитроумная лаборатория!
Человеческий голос обладает мощной пленительной силой. Обычно низкие голоса успокаивают, расслабляют, вселяют уверенность, а высокие и визгливые, наоборот, раздражают. Допустим, когда человек лжет, психологическое напряжение вызывает неконтролируемое напряжение связок, и тон автоматически повышается. Ясное дело, диаметрально противоположно различаются женский и мужской голоса, что зависит от количества тестостерона (он вырабатывается у мужчин активнее, чем у женщин, с самого рождения). Поскольку голос – явление индивидуальное, то он проявляет не только физическое, но и эмоциональное состояние человека и даже его внутреннюю (духовную) суть.

Вот эта самая индивидуальность, эксклюзивность голоса выражается в его тембре. Тембр голоса есть яркость его звучания. Тембр голоса определяется основным тоном и дополнительными звуками - обертонами. Чем больше обертонов, тем разнообразнее, сочнее, красочнее и неповторимее будет голос. Вообще, тембр голоса конкретного человека во многом зависит от особенностей его организма. Большое значение здесь имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса, как это проделали с Волком в сказке «Семеро козлят», не представляется возможным. Однако совершенно реально - придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса, но для этого необходим определённый тренинг с профессионалами: врачами-фониатрами или преподавателями вокала.
А формируется голос путем подражания. От того, как общаются взрослые, зависит, как будет говорить ребенок. Порой дети не просто подражают, а полностью копируют манеру, тембр голоса и даже интонацию родителей.

Передается ли голос по наследству? Несмотря на многочисленные исследования, вопрос этот до сих пор остается открытым. Многие науки с различных позиций исследуют голос как явление, но оно так и не изучено до конца.
Ученые-генетики считают, что генетика наследования ребенком родительских генов – невероятный феномен, предсказать который с 100% - ой вероятностью нельзя. В принципе, генетика – это только основа, фундамент будущего «дома», который строит сам человек! И этот дом может получиться очень разным. Человек формируется в комплексе условий, и на личность ребенка, его здоровье и мышление оказывают влияние многие факторы, помимо генов.
Ученые-генетики любят приводить такой пример: в семье Иоганна Себастьяна Баха все были очень музыкальными и играли на различных инструментах, однако, великий Иоганн Себастьян Бах – один! Почему? Потому, что именно он приложил максимум усилий к развитию своего природного дара.

Мы говорили об уникальности голоса каждого человека. Мы легко услышим среди миллионов живых существ свою мать, своего отца, бабушку, дедушку, своих детей, очень близких и любимых нам людей и не только. Мы так же точно можем определить по голосу известных нам публичных людей, не видя их в данную минуту: это певцы, артисты, телеведущие, представители власти и т.п. - особенно тех из них, которым симпатизируем или, наоборот, не симпатизируем, которых любим или ненавидим.

Вы замечали ещё одну, очень интересную и частую особенность: чем глубже, мощнее, грандиознее таланты человека, тем неповторимее его голос? Безусловно, особенный голос вовсе не означает абсолютного наличия талантов (и у бесталанного, пустого человека может быть своеобразный голос), однако у неординарного человека чаще всего и неординарный голос. Вы слышите, скажем, по радио голос поющего мужчины и сразу, без сучка и задоринки, отгадываете имя – Муслим Магомаев. Вы услышали издалека, что по телевизору начался кинофильм, и тут же восклицаете: «О, Фаина Раневская!» Слышите из другой комнаты, как с экрана раздается хохот аудитории, а потом узнаёте того, кто рассмешил людей - Михаил Задорнов, совершенно не ошибаясь в идентификации голоса.

Наверное, чтобы определить, откуда у  людей, блистающих великолепием своих талантов, такие специфические голоса, надо рассмотреть строение их индивидуального голосового аппарата и прослушать голоса их родителей и предков вплоть до четвёртого колена! Отбросив юмор, констатируем, что голоса встречаются на самом деле поразительные в своем звучании, запоминающиеся навсегда!

Все от мала до велика хорошо помнят неподражаемую, единственную в своем роде советскую Бабу – Ягу из фильмов-сказок режиссёра Александра Артуровича Роу (не знаю, как современная ребятня, а мы так выросли на его фильмах-сказках!). Бабушку Ягу играл всенародно любимый Георгий Францевич Милляр. В 16-ти сказках артист сыграл свыше 30-ти ролей, т.е. иногда в фильме у него было по две-три роли. Г.Ф.Милляр – самый сказочный актёр на всей Земле! Какую только нечисть он ни переиграл! Кощей Бессмертный, Квак, Леший, Чёрт… Но коронная роль – Баба-Яга с её удивительным голосом, которого ни у одного народа не найти! Это сейчас кажется, что Милляр — идеальная Баба-Яга, а тогда жанр сказки в кино только-только зарождался, и режиссер даже не мог определиться, какой конкретно должна быть эта самая Яга: уродиной или красавицей? А.Роу далеко не сразу утвердил Милляра в роли. Но Георгий Францевич оказался убедителен, он категорически заявил: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Да и физически это тяжело. А я все стерплю».

Г.Ф.Милляр был увлеченным, самоотверженным и изобретательным актером. Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев, вставлял свои «фишки» (например, забавно скрючивал большой палец руки), правил сценарий. Кстати, и Бабу-Ягу тоже он, в общем-то, придумал. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить», - вспоминал Г.Милляр. К слову сказать: коммуналка, где артист прожил до 70-ти лет, - это огромная квартира его отца-француза, которую позже «превратили» в коммунальную.

Артист сыграл в художественных фильмах много не главных, а эпизодических ролей. Своим смешно-скрипучим голосом он, конечно, озвучивал и героев детских мультфильмов. А ещё частенько выступал перед детьми.
Мне очень нравится высказывание о нём: «Не каждого Гамлета будут помнить спустя годы и десятилетия, а его Баба-Яга – навсегда!» Милляру не доверяли играть высокопоставленных чиновников, исторических личностей, хотя он очень хотел сыграть, например, Суворова! О своих же ролях в кино гениальнейший артист сказал так: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».

Голос Фаины Раневской (Фанни Гиршевны Фельдман) – это сверхгениальное изобретение, выпущенное Природой. Роли, исполняемые Раневской, даже эпизодические, получались яркими, фееричными. Раневская прославилась своими изречениями, афоризмами, шутками и анекдотами, хотя большее их количество – это смех сквозь грустные слёзы: «Бог мой, как я стара — я еще помню порядочных людей!»
Ф.Раневская с детства считала себя некрасивой (и с этим утверждением можно поспорить: молодая Фанни – весьма респектабельная дама во всех "внешних" отношениях).
 
"Некрасивость" девочки якобы использовал отец, чтобы отговорить ее от решения стать актрисой. Мол, куда тебе с такой внешностью? Сильный и болезненный удар для юного существа! Фаина Раневская, хотя и выдержала его, однако не смогла избавиться от комплекса: когда ей отказывали в театральных школах, она видела причину прежде всего в своей внешности. И еще – в голосе. Дело в том, что Раневская немного заикалась. Правда, на сцене как-то заикание пропадало. Застенчивость актрисы была обусловлена не только провинциальностью, но и собственной оценкой своей внешности - известно немало случаев, когда Фаина Раневская крайне нелицеприятно отзывалась о себе самой. Однажды ей предложили сниматься в вечерней передаче для маленьких детей, на что Раневская заметила: «Представляете – мать укладывает ребенка спать, а тут я своей мордой из телевизора: «Добрый вечер!» Ребенок на всю жизнь заикой сделается!»

Её голосом разговаривают некоторые герои мультипликационных фильмов. Тут же на память приходит образ «домомучительницы» Фрекен Бок из мультика «Карлсон вернулся». Озвучивать Фрекен Бок актриса сначала отказывалась, считая эту женщину непривлекательной. Но ее уговорили. Теперь «домомучительницу» невозможно представить с каким-то другим голосом. И детей этот персонаж вовсе не отталкивает, а наоборот, смешит.

Любовь к Фаине Раневской была и остаётся поистине всенародной. Ее любили все, очень легко узнавали на улице. Ольга Аросева как-то вспоминала, что однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская, гуляя, поскользнулась и упала. И в такой, не очень приглядной позиции, она совсем не растерялась, а лёжа на тротуаре, с великим чувством юмора, своим сногсшибательным, неподражаемым голосом попросила о помощи: «Поднимите меня, а то народные артистки на тротуаре не валяются!» Люди до упаду хохотали вместе с ней. Подняли, конечно!

Если говорить о «юморных» голосах, то нельзя не сказать о голосе Рины Зелёной (Екатерины Васильевны Зелёной). О даре этой изумительной артистки и человека много хорошего и значительного говорили выдающиеся люди искусства ХХ века: «Когда она – редко – появляется на сцене или на экране, когда – чаще – звучит в радиодинамике ее голос, все остальное уходит, отодвигается «на потом»: свидание с ней – это таинство, это минуты восторга, это время искусства».
Домработница-тараторка из фильма «Подкидыш», поставленного по сценарию, который написала Р.Зелёная в соавторстве с А.Барто, черепаха Тортилла из фильма «Приключения Буратино», великолепная миссис Хадсон из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», просто куча мультипликационных героев – всё это Рина Зелёная. Вот уж чьи голосовые связки устроены одним-единственным способом, который априори не поддался бы никакому «рассекречиванию»!

Василий Ливанов – наш, советско-российский Шерлок Холмс. Но и не только. Основная масса кино- и мульти- зрителей знают его голос – с округлениями и хрипотцой. А ведь у артиста не всегда был такой голос. Сравните две роли В.Ливанова : первая – в замечательном фильме режиссёра Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант», поставленного по одноимённой повести В.Короленко; и вторая – в сериале о Шерлоке Холмсе режиссёра Игоря Масленникова.

Дело в том, что с 25-летним артистом на съёмках фильма «Неотправленное письмо» в 1960г. произошла драматическая история, которая, как получилось в итоге, добавила шарма его голосу. В фильме речь идёт о сложной судьбе советских геологов, ищущих алмазные месторождения в Сибири. Съёмки происходили в тайге на берегу Енисея. Ливанов рассказывал: «На этой картине мы работали как каторжные. Съемки были очень сложные. Мы и в горящей тайге снимались. Думаю, просто немыслимое счастье, что все это не закончилось какой-нибудь трагедией». Кстати, на этих съёмках и И.Смоктуновский пострадал за «правое дело» - получил сотрясение мозга.
Был 40-градусный мороз, режиссёр Михаил Калатозов настоял на том, чтобы сцены озвучивались вживую, на природе, прямо в лесу.

Был сильный ветер, который надо было перекричать, и актёры вовсю старались, надрывая связки. Ливанов жёстко сорвал голос и две недели не мог говорить. Слёг с острым воспалением горла, жаром, температурой. Когда болезнь спала и Василий начал приходить в себя, оказалось, что у него сильно травмировались связки, и шикарный баритон стал теперь чрезвычайно особенным, специфическим, хриплым, уж точно неповторимым.
Ливанов из-за этого хотел даже бросить карьеру актёра. Но близкие люди его отговорили, категорически убедив, что появившаяся хрипотца только придаёт шарма голосу, она – фирменная, его личная фишка! Согласитесь: немыслимо нынче представить себе Шерлока Холмса или Карлсона, «который живёт на крыше», без ливановского характерного голоса!
Сам Василий Ливанов об этом говорил так: «Сначала я пришел в ужас. Но потом подумал, что нет худа без добра. Недаром великий итальянский артист Томмазо Сальвини говорил: «Актер — это голос, голос и голос». Он имел в виду не громкий, не хорошо поставленный, а индивидуальный голос, которого у других артистов нет. Запоминающийся и характерный. У меня такой появился в результате той травмы связок. И во многом определил мою артистическую индивидуальность».


Советский фильм-сказка «Золушка» режиссёров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро по праву признан лучшей экранизацией сказки Шарля Перро (сценарий к фильму написал Е.Щварц)! Фильм – это эссенция актёрских талантов: Фаина Раневская (мачеха), Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (Принц), Варвара Мясникова (Фея), Василий Меркурьев (Лесничий), Сергей Филиппов (Капрал) и другие классные артисты советского кино, и, конечно же, Король – Эраст Гарин, всем сказочным королям король!

Эраст Павлович Гарин (Эраст Герасимов…) – актёр с интересной судьбой, он исполнил десятки ярких ролей на киноэкранах, в театре и снимался до тех пор, пока в 1966г. во время съемок комедийной ленты «Веселые расплюевские дни» с ним не произошел несчастный случай: в результате автокатастрофы Гарину полностью удалили один глаз, а на второй он практически ослеп. После длительного перерыва Э.Гарин пытался возвратиться к работе, но режиссеры перестали приглашать его на съемки и практически не давали ролей в театре. Это стало для Эраста Павловича, уже немолодого, тяжелым потрясением. Он никак не мог смириться с происходящим, и погрузился в депрессию, в одиночество.

Он работал на студии «Союзмультфильм», а также активно выступал на радио, воплотил в жизнь ряд собственных радиопостановок и положил начало жанру, получившему название монодраматический звуковой спектакль. Но, даже несмотря на это, актер невыносимо тосковал по съемочным площадкам и театральной сцене.
Эраст Павлович озвучил своим комическим голосом около четырех десятков анимационных картин. Достаточно вспомнить хотя бы грустного ослика Иа в нашем мультфильме про Винни-Пуха. Без голоса Гарина ослика попросту невозможно представить.

Мультипликатор Федор Хитрук работал над очередной серией своего «Винни-Пуха» и искал подходящего актера на озвучивание меланхоличного ослика Иа. Но претендентов не было - показать глубокую тоску и безысходность никто не брался. И тут Хитрук случайно услышал по радио спектакль «Чиполлино», где один из персонажей говорил в точности так, как должен был говорить его ослик! Он немедленно дозвонился до радиостанции и потребовал дать ему координаты актера. Оказалось, что этот голос принадлежит знаменитому и всеми любимому королю из «Золушки». Гарин быстро согласился на работу. Хитрук всегда отмечал, что Эраст Павлович приходил на озвучку в постоянно одинаковом «настроении ослика Иа», с первого дубля блестяще отрабатывал все, что требуется и также обреченно уходил.

В отношении узнаваемого голоса и актёрского таланта Эраста Павловича можно вспомнить такую историю. В тридцатые годы Гарин ехал с группой артистов в Ленинград. По пути, собравшись в купе, читали вслух пьесу Николая Эрдмана «Мандат». Рано утром, по прибытии, в купе вошли люди в штатском и арестовали Гарина. Это проводник, проходя мимо, прислушался, и какие-то реплики показались ему подозрительными. Он сообщил бригадиру поезда, что в его вагоне едут антисоветчики, а тот связался с представителями органов.

Артиста доставили в тюрьму и допрашивали двое суток. Причем один из следователей очень внимательно прочитал пьесу и наставил уйму вопросительных и восклицательных знаков на полях. Гарина, слава богу, отпустили. А через некоторое время состоялась премьера пьесы Н.Эрдмана. После спектакля к Эрасту Павловичу подошел тот самый следователь и поздравил с успехом. «А куски, которые я отмечал, вы все-таки не вычеркнули, — сказал следователь. – И правильно сделали, молодцы! Я, к слову сказать, из органов уволился, так что теперь могу свободнее говорить. Правильно сделали!»

О, сколько таких отменных, пышных, неугасаемых в нашей памяти голосов! В.И.Ульянов (Ленин), И.В.Джугашвили (Сталин), Ю.Б.Левитан,
Л.И.Брежнев, Е.П.Леонов, М.С.Боярский, Л.П.Сенчина, М.М.Магомаев, Е.В.Образцова… и прочая, и прочая, и прочая!!! И о каждом великолепном голосе можно поведать не менее великолепную историю!

Берегите свой голос - единственный во всей Вселенной! Не оскверняйте его, произносите им самые лучшие слова родного языка, озвучивайте им самые верные мысли! Ведь наш голос, без всякого сомнения, тоже будут помнить! Пусть не зрители и слушатели мира, а хотя бы наши родные – это дорогого стоит!

2021г.


Рецензии